![]() |
Схииером. Иоанн (Якоб). Фото |
Память 23 июля (Румын.) [1], 28 июля (Иерус.) - обретение мощей в 1980 году
В миру Илья Якоб, родился 23 июля 1913 году села Крайничень (ныне это уезд Ботошани) в семье крестьян Максима и Екатерины Якоб. Вскоре после родов Екатерина заболела и умерла. Мальчика взяла на воспитание его бабушка, Мария Якоб. В 1914 году отец был призван на военные сборы. Вернувшись, он вторично женился. Спустя два года, в августе 1916 года, Максим Якоб был вновь призван и отправлен на фронт, где и погиб, сражаясь за освобождение находившихся под иноземным владычеством соотечественников-румын. Вскоре вторая его жена оставила пасынка свекрови, вернувшись к своим родителям. Илья снова остался на попечении бабушки, старой и не имевшей ни от кого поддержки. Как родная мать воспитывала она его, приучая с раннего детства искренне молиться, соблюдать посты и ходить в церковь.
В сентябре 1920 года Илья пошел в начальную школу родного села, где проявил способности и примерное поведение.
В 1924 году Мария Якоб скончалась. Сироту взял к себе в дом дядя, старший брат отца, который заботился о нем вплоть до его поступления в монастырь. Дядя определил его сначала в гимназию «Михаил Когэлничану» в местечке Липскань, а затем - в лицей «Дмитрий Кантемир» в Козмень; в 1932 году Илья выдержал экзамен на аттестат зрелости в Черновицах.
Нямецкий монастырь
Созерцательный склад характера юноши и начатки знания о вере, полученные от бабушки и в доме дяди, повлияли на его решение отправиться в Нямецкий монастырь.
В августе 1933 года он был принят в монашескую братию, ему назначили послушание в монастырской аптеке.
В стремлении обрести для себя более уединенное место для молитвы, в июне 1934 года он посетил несколько монастырей Олтении, пробыв некоторое время в Турну, обители в долине реки Олт; его привлекла не только красота места, но и издревле существовавшие здесь традиции монашеской жизни. Через несколько месяцев он был призван в армию, в 29 пехотный полк, расквартированный в Дорохое. Ему было поручено ухаживать за больными в лазарете части.
По окончании срока службы, он вернулся в Нямецкий монастырь. Он нес послушание библиотекаря, что давало ему возможность много и постоянно читать; в его обязанности также входило составление описи книг и рукописей монастырской библиотеки. Вел он и уроки румынского языка для братии в школе при монастыре.
8 апреля 1936 года принял монашеский постриг с именем Иоанн, совершенный новым настоятелем архимандритом Валерием. Духовником его стал иеромонах Иоаким (Спэтар), игумен Покровского скита, известный своей праведной жизнью молдавский монах.
Иорданская пустыня. Монастырь Саввы Освященного
![]() |
Прп. Иоанн Новый Хозевит |
После восьмилетнего пребывания в монастыре он был рукоположен во священника на литургии, совершенной в ротонде Гроба Господня.
Настоятель Иорданского скита
В течение пяти лет, вплоть до 1952 года, иеросхимонах Иоанн был настоятелем скита на Иордане.
С помощью румынских монахов он возвел несколько келлий вокруг скита, как для них самих, так и для паломников. Иоанн служил постоянно литургии, исповедовал, причащал, обращался к паломникам со словами духовного утешения и поддержки. Часто трудился в небольшом саду. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню; пребывая в посте, молился и клал многочисленные поклоны. Он сочинял стихи, в которых говорилось о красотах тех мест, где протекали его подвижнические труды.
В 1952 году после лечения в госпитале в Иерусалиме, он решает оставить настоятельство и удалиться в монастырь прп. Георгия Хозевита.
Хозевитская лавра
![]() |
Прп. Иоанн Нямецкий, Новый Хозевит |
Большую часть дня и ночи проводил он в молитвенном бдении, обретя дар совершенной молитвы. Вкушал пищу один раз в день, вечером; сну отводил 3-4 часа в сутки. Читал Священное Писание и творения Святых Отцов, или переводил из них полезные для души поучения. Отдыхая, пел духовные гимны, имея голос красивый и приятный, и сочинял стихи. В пещерной часовне совершал полное монашеское правило. Иногда, по большим церковным праздникам, служил в храме прп. Георгия Хозевита. Тогда он спускался из пещеры по лестнице и шел в монастырь ко всенощному бдению, потом сослужил в соборе литургию и причащался Святых Таин. Затем он участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру.
Кончина и почитание
Скончался 5 августа 1960 года. Ему было только 47 лет, из них 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в третьем отделении пещеры, где упокоились схимонахи, жившие здесь прежде.
Ученик старца Иоанникий Пырыяла издал в 1968 и 1970 годах в Иерусалиме два тома его стихотворений, переводов и поучений под названием «Пища духовная» с предисловием архиепископа Аристовула из Иерусалимской Патриархии.
![]() |
Мощи прп. Иоанна Нового Хозевита |
Об этом сразу сообщили патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре.
Чтобы все уверовали, что на то была воля Божия, чтобы тело оставалось нетленным, Патриарх Иерусалимский повелел отслужить 40 литургий; гроб с телом почившего был поставлен у святого алтаря, и над ним возносились поминальные молитвы. Отслужили все литургии, а тело подвижника было все также нетленно. Его с благоговением переложили в раку из черного дерева, покрыли сверху прозрачным стеклом. Рака была поставлена в храме рядом с мощами преподобного Григория Хозевита.
Подвижник стал почитаться под именем "Новый Хозевит", ради отличия от соименного древнего святого Иоанна Хозевита. Незадолго до канонизации иеросхимонаха Иоанна была написана икона; одна из его икон находится в кафедральном соборе св. Георгия в городе Хама, в Сирии. Монах-гимнограф из Вселенской Патриархии написал службу святому.
Священный Синод Румынской Православной Церкви, принимая во внимание все собранные о новом подвижнике свидетельства, на своем заседании 20 июня 1992 г. постановил причислить Иоанна Нового Хозевита к лику святых и считать днем его памяти 5 августа.
22 декабря 2015 года Иерусалимский Патриархат также причислил иеросхимонаха Иоанна Нового Хозевита к лику святых с установлением памяти ему 28 июля, в день обретения его честных мощей [2].
Сочинения
- "Вавилонская башня нашего времени". Перевод с рум. Зинаиды Пейковой / Портал Православие. RU, 23 июля 2013:
Использованные материалы
- Мухин Владимир. Преподобный Иоанн Новый Хозевит / Портал Православие. RU, 20 декабря 2006:
- "Иерусалимский Патриархат причислил к лику святых преподобного Иоанна Нового Хозевита", страница сайта Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, 3 февраля 2016:
[1] Румынская Церковь празднует память прп. Иоанна в день кончины, 5 августа по новому стилю, что соответствует 23 июля старого стиля.
[2] "Patriarhia Ierusalimului: Actul Sinodal de Recunoaştere a Sfințeniei Cuviosului Părinte Ioan Iacob de la Neamţ", страница официального сайта Агентства новостей Румынской Патриархии "Базилика", http://basilica.ro/patriarhia-ierusalimului-actul-sinodal-de...tml; "Канонизирован Иоанн Иаков Нямецкий, Новый Хозевит", страница портала Православие.RU, 8 февраля 2016, http://www.pravoslavie.ru/90450.html