Схииером. Иоанн (Якоб). Фото |
Память 23 июля (Румын.) [1], 28 июля (Иерус.) - обретение мощей в 1980 году
В миру Илья Якоб, родился 23 июля 1913 году села Крайничень (ныне это уезд Ботошани) в семье крестьян Максима и Екатерины Якоб. Вскоре после родов Екатерина заболела и умерла. Мальчика взяла на воспитание его бабушка, Мария Якоб. В 1914 году отец был призван на военные сборы. Вернувшись, он вторично женился. Спустя два года, в августе 1916 года, Максим Якоб был вновь призван и отправлен на фронт, где и погиб, сражаясь за освобождение находившихся под иноземным владычеством соотечественников-румын. Вскоре вторая его жена оставила пасынка свекрови, вернувшись к своим родителям. Илья снова остался на попечении бабушки, старой и не имевшей ни от кого поддержки. Как родная мать воспитывала она его, приучая с раннего детства искренне молиться, соблюдать посты и ходить в церковь.
В сентябре 1920 года Илья пошел в начальную школу родного села, где проявил способности и примерное поведение.
В 1924 году Мария Якоб скончалась. Сироту взял к себе в дом дядя, старший брат отца, который заботился о нем вплоть до его поступления в монастырь. Дядя определил его сначала в гимназию «Михаил Когэлничану» в местечке Липскань, а затем - в лицей «Дмитрий Кантемир» в Козмень; в 1932 году Илья выдержал экзамен на аттестат зрелости в Черновицах.
Нямецкий монастырь
Созерцательный склад характера юноши и начатки знания о вере, полученные от бабушки и в доме дяди, повлияли на его решение отправиться в Нямецкий монастырь.
В августе 1933 года он был принят в монашескую братию, ему назначили послушание в монастырской аптеке.
В стремлении обрести для себя более уединенное место для молитвы, в июне 1934 года он посетил несколько монастырей Олтении, пробыв некоторое время в Турну, обители в долине реки Олт; его привлекла не только красота места, но и издревле существовавшие здесь традиции монашеской жизни. Через несколько месяцев он был призван в армию, в 29 пехотный полк, расквартированный в Дорохое. Ему было поручено ухаживать за больными в лазарете части.
По окончании срока службы, он вернулся в Нямецкий монастырь. Он нес послушание библиотекаря, что давало ему возможность много и постоянно читать; в его обязанности также входило составление описи книг и рукописей монастырской библиотеки. Вел он и уроки румынского языка для братии в школе при монастыре.
8 апреля 1936 года принял монашеский постриг с именем Иоанн, совершенный новым настоятелем архимандритом Валерием. Духовником его стал иеромонах Иоаким (Спэтар), игумен Покровского скита, известный своей праведной жизнью молдавский монах.
Иорданская пустыня. Монастырь Саввы Освященного
Прп. Иоанн Новый Хозевит |
После восьмилетнего пребывания в монастыре он был рукоположен во священника на литургии, совершенной в ротонде Гроба Господня.
Настоятель Иорданского скита
В течение пяти лет, вплоть до 1952 года, иеросхимонах Иоанн был настоятелем скита на Иордане.
С помощью румынских монахов он возвел несколько келлий вокруг скита, как для них самих, так и для паломников. Иоанн служил постоянно литургии, исповедовал, причащал, обращался к паломникам со словами духовного утешения и поддержки. Часто трудился в небольшом саду. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню; пребывая в посте, молился и клал многочисленные поклоны. Он сочинял стихи, в которых говорилось о красотах тех мест, где протекали его подвижнические труды.
В 1952 году после лечения в госпитале в Иерусалиме, он решает оставить настоятельство и удалиться в монастырь прп. Георгия Хозевита.
Хозевитская лавра
Прп. Иоанн Нямецкий, Новый Хозевит |
Большую часть дня и ночи проводил он в молитвенном бдении, обретя дар совершенной молитвы. Вкушал пищу один раз в день, вечером; сну отводил 3-4 часа в сутки. Читал Священное Писание и творения Святых Отцов, или переводил из них полезные для души поучения. Отдыхая, пел духовные гимны, имея голос красивый и приятный, и сочинял стихи. В пещерной часовне совершал полное монашеское правило. Иногда, по большим церковным праздникам, служил в храме прп. Георгия Хозевита. Тогда он спускался из пещеры по лестнице и шел в монастырь ко всенощному бдению, потом сослужил в соборе литургию и причащался Святых Таин. Затем он участвовал в общей монашеской трапезе и снова возвращался в свою пещеру.
Кончина и почитание
Скончался 5 августа 1960 года. Ему было только 47 лет, из них 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в третьем отделении пещеры, где упокоились схимонахи, жившие здесь прежде.
Ученик старца Иоанникий Пырыяла издал в 1968 и 1970 годах в Иерусалиме два тома его стихотворений, переводов и поучений под названием «Пища духовная» с предисловием архиепископа Аристовула из Иерусалимской Патриархии.
Мощи прп. Иоанна Нового Хозевита |
Об этом сразу сообщили патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре.
Чтобы все уверовали, что на то была воля Божия, чтобы тело оставалось нетленным, Патриарх Иерусалимский повелел отслужить 40 литургий; гроб с телом почившего был поставлен у святого алтаря, и над ним возносились поминальные молитвы. Отслужили все литургии, а тело подвижника было все также нетленно. Его с благоговением переложили в раку из черного дерева, покрыли сверху прозрачным стеклом. Рака была поставлена в храме рядом с мощами преподобного Григория Хозевита.
Подвижник стал почитаться под именем "Новый Хозевит", ради отличия от соименного древнего святого Иоанна Хозевита. Незадолго до канонизации иеросхимонаха Иоанна была написана икона; одна из его икон находится в кафедральном соборе св. Георгия в городе Хама, в Сирии. Монах-гимнограф из Вселенской Патриархии написал службу святому.
Священный Синод Румынской Православной Церкви, принимая во внимание все собранные о новом подвижнике свидетельства, на своем заседании 20 июня 1992 г. постановил причислить Иоанна Нового Хозевита к лику святых и считать днем его памяти 5 августа.
22 декабря 2015 года Иерусалимский Патриархат также причислил иеросхимонаха Иоанна Нового Хозевита к лику святых с установлением памяти ему 28 июля, в день обретения его честных мощей [2].
Сочинения
- "Вавилонская башня нашего времени". Перевод с рум. Зинаиды Пейковой / Портал Православие. RU, 23 июля 2013:
Использованные материалы
- Мухин Владимир. Преподобный Иоанн Новый Хозевит / Портал Православие. RU, 20 декабря 2006:
- "Иерусалимский Патриархат причислил к лику святых преподобного Иоанна Нового Хозевита", страница сайта Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, 3 февраля 2016:
[1] Румынская Церковь празднует память прп. Иоанна в день кончины, 5 августа по новому стилю, что соответствует 23 июля старого стиля.
[2] "Patriarhia Ierusalimului: Actul Sinodal de Recunoaştere a Sfințeniei Cuviosului Părinte Ioan Iacob de la Neamţ", страница официального сайта Агентства новостей Румынской Патриархии "Базилика", http://basilica.ro/patriarhia-ierusalimului-actul-sinodal-de...tml; "Канонизирован Иоанн Иаков Нямецкий, Новый Хозевит", страница портала Православие.RU, 8 февраля 2016, http://www.pravoslavie.ru/90450.html