Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРНАВА (НАСТИЧ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Варнава (Настич)
Еп. Варнава (Настич)
Варнава (Настич) (серб. Варнава Настић; 1914 - 1964), епископ Хвостненский, викарий Белградской епархии, исповедник.

Память 30 октября в день кончины и в Соборе Дабро-Боснийских мучеников (Серб.)

В миру Настич Воислав, родился 31 января 1914 года в Гэри, штат Индиана, США. Он стал первым человеком крещеным в новой сербской церкви святого Саввы в Гэри. Одарённость мальчика проявилась в раннем возрасте, в Америке его хотили привлечь к съёмкам в кино, но его отец Афанасий не одобрил этого. Вместо этого мальчик стал алтарником в храме, не пропускал ни одной воскресной службы.

Оба благочестивых его родителя были родом из Старой Герцеговины и, после образования соединённого Югославянского королевства, решили вернуться в родные края. Это последовало в 1923 году, когда семья переехала в Сараево. Здесь Воислав закончил начальную школу и гимназию, овладел сольфеджио, играл на виолончели, ко времени выпуска освоил английский, французский и немецкий языки. Вместе с отцем он отправился просить совета о будущей жизни у епископа Охридского святителя Николая. Узнав о желании юноши принять монашество, святитель благословил его закончить богословский факультет и молиться об исполнении намерения.

Воислав поступил по указанию владыки. В 1937 года он выпустился с богословского факультета Белградского университета разделив первое место по успеваемости. По выпуске вернулся в Сараево и был законоучителя в двух школах одновременно. Его аскетизм и искренняя набожность привлекала к нему учеников.

Монашество в годы Второй мировой войны

В 1940 году в Милешевском монастыре был пострижен в монашество с наречением в честь апостола Варнавы и рукоположен во иеродиакона. Постриг и рукоположение совершил митрополит Дабро-Боснийский, будущий священномученик Петр.

Во время Второй мировой войны и немецкой оккупации оставался в Сараеве, в пределах марионеточной усташской Хорватии. Отверг предложение главы Хорватии Анте Павелича стать епископом в клире образуемой под государственным руководством “Хорватской Православной Церкви.” Он также отверг сотрудничество с югославскими партизанами-коммунистами.

По окончании войны был рукоположен епископом Зворницко-Тузланским Нектарем во иеромонаха и возведен в сан протосинкелла.

Архиерейская хиротония и арест

20 мая 1947 года был избран, а 19 августа хиротонисан епископом Хвостненским, патриаршим викарием. Хиротонию совершил патриарх Сербский Гавриил в сослужении епископов Зворницко-Тузланского Нектария и Злетовско-Струмичского Викентия.

Решением Собора был назначен администратором сразу двух вдовствующих после войны епархий на территории Боснии и Герцеговины: Дабро-Боснийской и Захолмско-Герцеговинской. Вернувшись в Сараево, епископ Варнава развил активную архипастырскую деятельность. Своими проповедями в кафедральном соборе он привлек интерес местной интеллигенции, что тут же привело к его аресту коммунистическими властями 25 декабря 1947 года. 1 марта 1948 года владыка был осужден окружным судом Сараево на 11 лет заключения строгого режима с принудительными тяжелыми работами и три года лишения гражданских прав. В вину ему было выдвинуто множество обвинений – преимущественно в связи с нападаками на новый строй Югославии. Владыка на суде вёл себя мудро и мужественно, признавая правду, избегая вовлечения иных лиц, и выступая обличителем безбожия. По современной оценке епископа Зворницко-Тузланского Нектария, главной причиной осуждения епископа Варнавы был его отказ сотрудничать с коммунистами во время войны, а также необходимость властей поддержать фасад “братства-единства” между народами Югославии – незадолго перед владыкой были осуждены хорват-римо-католик Загребский архиепископ Алоизий Степинц и один из духовных лидеров боснийских мусульман Касима Добрачи, так что необходимо было покарать и видного сербского православного архиерея. Вокруг епископа Варнавы развернулась газетная дискуссия, с очернением его в югославских СМИ и защитой в американских.

Заключение

Владыка Варнава отбывал заключение Столаце, а затем в Зенице. Несмотря на унижения и издевательства в тюрьме, невозможность причащаться Святых Тайн, епископ Варнава держался мужественно и постепенно снискал уважение. Сербское священноначалие тем временем старалось о его освобождении.

Тогда епископа решили перевести в Сремскую Митровицу. При этапировании в 1949 году он попал в железнодорожную катастрофу, носившую знаки инсценированной попытки убийства – в отцепленный вагон с повязанными заключенными на полном ходу врезался товарный поезд, и к умирающим и пострадавшим долго не допускались люди и врачи. Епископ Варнава выжил, но получил перелом ног и руки. Когда его начали было оперировать, власти приказали прекратить операцию и отправили в опасный переезд. Лишь после этого он лёг в больницу тюрьмы, а затем – городскую в Сремской Митровице.

В 1951 году был условно отпущен на свободу. По просьбе Свыщенного Синода Сербской Церкви был отпущен на покой в Белградский Введенский монастырь, где провел около года. Верующие во множестве приходил посетить владыку, что весьма беспокоило органы безопасности. Вскоре Государственный секретариат внутренних дел определил владыке в качестве местопребывания монастырь Гомионицу в Банялукской епархии. 29 июня 1953 года владыка Варнава явился к начальнику местного отдела внутренних дел в Баня Луке, чтобы сообщить о своем прибытии.

Живя в Гомионице, владыка своими верой, мужеством и стойкостью оказывал благодатное влияние не только на монашествующих и посещавших обитель богомольцев, но и на своих охранников. Здесь, как и повсюду, исповедник особо выделялся своей молитвенностью.

27 марта 1954 года подал прошение о возвращении к архипастырскому служению, но Сербское священноначалие получило на это однозначный запрет со стороны светских властей.

Сщисп. Варнава Хвостненский.  Икона Вознесенского храма Беочинского монастыря.
Сщисп. Варнава Хвостненский. Икона Вознесенского храма Беочинского монастыря.

Последние годы и кончина

В начале 1959 года был восстановлен в гражданских правах, вышел на свободу и переехал в Крушедольский монастырь. Здесь он жил бедно, на одну пенсию, которую при этом щедро раздавал нуждающимся. При этом его постоянно посещали сотрудники Управления госбезопасности, убеждая подписать заявление о лояльности по отношению к официальной политике государства, что он делать отказался. Тогда от него стали требовать уехать подальше от Белграда и отозвать прошение о восстановлении в служении. В ответ он 5 мая 1961 года направил еще одно письмо Архиерейскому Собору, в котором вновь содержалась просьба о возвращении к активному служению. Эта прошение снова не было исполнено.

В 1963 году под давлением Управления госбезопасности исповедник был переведен монастырь Беочин, где оказался под домашним арестом. Он держал постоянный строгий пост и молитву. Приставленные стеречь владыку довольно скоро начинали испытывать к нему особое расположение и даже просить духовных советов, почему состав охраны довольно часто меняли. Активная позиция в отстаивании своих прав, смелые письма и телеграммы владыки, его стремление вернуться к активному служению, по-видимому, вызывали все большее раздражение у югославских коммунистов. Одновременно с этим повышенный интерес к судьбе владыки Варнавы начало проявлять и посольство США в Белграде. Владыка стал говорить о своей готовности вновь принять американское гражданство, которое он имел по рождению.

Кончина владыки Варнавы последовала внезапно, 12 ноября 1964 года, в Беочинской обители при невыясненных обстоятельствах. Точных подтверждений этому не найдено, но обстоятельства его неожиданной смерти создали распространенное мнение что владыка был отравлен. Исповедник Варнава был похоронен там же, в монастырском храме Вознесения Господня.

Сщисп. Варнава Хвостненский.  Икона Мэррилвилльского Саввинского храма.
Сщисп. Варнава Хвостненский. Икона Мэррилвилльского Саввинского храма.

Почитание

Решением Архиерейского Собора от 18 мая 2004 года имя епископа Варнавы было внесено в диптих святых и календарь Сербской Православной Церкви. Торжественное прославление было совершено во время соборного богослужения в монастыре Житомислич 15 мая 2005 года. Память святого была определена на 30 октября (12 ноября н.с.).

Труды

Литература

  • Џомић, Велибор В., jереj, Страдање Србске Цркве од комуниста, Цетиње, 2003.
  • Ђурић-Мишина, В., Летопис Српске Православнее Цркве 1946-1958 гг.: Време патр. Гаврила (1946-1950) и патр. Викентиjа (1950-1958), Книн; Београд, 2000.
  • Jовић, Саво Б., прот., Свети исповедник Варнава, епископ Хвостански (1914–1964), Београд, 2007.

Использованные материалы

Редакция текста от: 31.05.2022 20:36:50

"ВАРНАВА (НАСТИЧ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google