Казанский храм Витебского Маркова Троицкого монастыря |
- Адрес: Белоруссия, 210002, г. Витебск, ул. Максима Горького, 84-а
- Тел.: (+375 0212) 34-36-00, 34-08-54
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен в юго-западной части Витебска, именуемой, в честь монастыря, Марковщиной.
Основание
По преданию, история монастыря начинается с того, что некий Марк, владевший участком земли в 4 верстах от Витебска, построил на нём небольшую часовню и уединился при ней для благочестивых подвигов. Вскоре к нему стали присоединяться единомышленники и образовался скит, а затем монастырь. Наиболее вероятно что это произошло в XIV или начале XV века. Через некоторое время, скорее всего из-за войн, монастырь исчез. Во второй половине XV века монахи возродили тут монастырь с церковью святого Иоанна.
Первое известное письменное свидельство о монастыре приходится на 1576 год, в жалованной грамоте короля Стефана Баторя "Маркову протопопу" Феофану Рпинскому. Возможно, такое упоминание указывает на то, что монастырь был упразднен и его церковь служила приходской.
После заключения Брестской унии в 1596 году Православная Церковь в Речи Посполитой подвергалась угнетению, в Витебске было запрещено строить православные храмы и духовные нужды православным приходилось удовлетворять во временной постройке в окрестностях города.
Оплот Православия в униатский период
В 1633 году православный князь Лев-Самуил Богданович Огинский, тиун Троцкий, построил в принадлежащем ему имении Марково, на месте первоначальной часовни, небольшую деревянную Троицкую церковь и кельи для монахов. В 1642 году Лев Огинский фундушевой грамотой закрепил за монастырём имение Марково и фольварок Шидловщина, купленный у Ивана Киселя Загоренского и Мартина Шидловского.
В 1651 году игуменом монастыря Каллистом (Дорофеевичем-Рыторайским) была построена деревянная Покровская церковь [1]. По церковной иерархии монастырь тогда подчинялся митрополитам Киевским.
С началом новой Русско-польской войны в 1654 году Витебск и Полоцк, на некоторое время, переходят к Московскому государству, в связи монастырь, как и вся Полоцкая епархия, подчиняются Московскому Патриархату. В 1656 [2] году патриарх Московский и всея Руси Никон подарил монастырю, от имени царя Алексея Михайловича, список Казанской иконы Божией Матери, который стал главной святыней обители.
В конце 1680-х годов монастырь сильно пострадал от пожара: сгорели обе его церкви. В 1690 году князь Симеон Карл Огинский, сын Льва Огинского, согласно завещанию отца, восстановил монастырь. Сначала была отстроена деревянная соборная церковь Святой Троицы - опоясанная открытой галереей с резными деревянными колоннами, Троицкая церковь была великолепным образцом белорусской деревянной архитектуры. Также был возведен храм на месте сгоревшей Покровской церкви.
В XVIII веке монастырь продолжал подвергаться натиску римо-католиков - так, в 1751 на монастырь совершили нападение униатские миссионеры и шляхта, при чём были разогнаны монахи, похищены ценные предметы, документы и привилеи. Несмотря на это обитель успешно отстаивала себя, шло строительство. В 1730 году, в монастырском фольварке Шидловщина, в версте от монастыря, была построена деревянная, также с галереей вокруг, церковь святой Параскевы. В 1760 году игуменом Иакинфом (Пелкинским), взамен утраченной, была возведена новая Покровская церковь, теперь уже каменная. За монастырской оградой, на Немцевой горе, на кладбище, в 1780 году была построена деревянная Николаевская церковь. На самом берегу Западной Двины также существовала часовня во имя святителя Николая. Также в монастыре были построены: каменная трёхъярусная колокольня, настоятельский и братский корпуса, хозяйственные постройки.
Российский период
В 1772 году Витебск отошёл к России. В 1773 году указом Святейшего Синода Марков монастырь был отнесён к Псковской епархии, а в 1795 - к Могилёвской, и в 1798 возведён на степень архимандрии.
В 1812 году монастырь опять подвергся разорению, на этот раз - войсками Наполеона. Большая часть ценного имущества была вывезена захватчиками, но чтимую Казанскую икону Божией матери монахам удалось спрятать в лесу. После Отечественной войны монастырь восстановили усилиями жертвователей.
В 1833 году монастырь вошёл во вновь открытую Полоцкую епархию.
В XIX веке производился ряд перестроек храмов - Параскевинская церковь перестраивалась в 1810 и 1842 годах, Никольская церковь на кладбище - в 1856 году. В 1847 году с запада Покровской церкви к ней был пристроен Митрофановский придел.
В 1900 году обитель являлась первоклассным мужским монастырём с 4 церквями. В начале XX века, в прекрасное состояние привел монастырь его настоятель архимандрит Пантелеимон (Рожновский), будущий митрополит Минский.
Советский период
С утверждением власти большевиков монастырь стал подвергаться разорению и разрушению. Обитель закрыли, а в 1919 году её постройки были отданы Витебскому ЧК для организации концентрационного лагеря. В 1922 году в помещениях монастыря организовали детский дом на 250 детей, прибывших в Витебск из голодающего Поволжья. В следующем году детский дом закрыли, а в монастыре расположился Марковщинский союз молодежи, несколько позже — 4-е отделение милиции города.
В ходе Второй мировой войны, на время немецкой оккупации был открыт приход при монастырской Покровской церкви. Тогда же этот храм был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Во время войны церковь подверглась частичному разрушению.
После войны, в 1945 году, территория бывшего монастыря была отдана строящейся резино-тесемочной фабрике (позже - шелкоткацкий комбинат). К этому времени от монастырских построек осталась лишь Казанская церковь, жилой корпус и колокольня. Последнюю снесли в конце 1970-х годов.
Восстановление обители
23 ноября 2000 года монастырь был восстановлен решением Синода Белорусской Православной Церкви на основе Казанского прихода. С начала 2000-х годов была отреставрирована церковь Казанской иконы Божией Матери, при монастыре открылись библиотека, воскресная школа, трапезная для малоимущих и приют для бездомных. Чтимый Казанский образ Божией Матери в серебряном окладе был возвращен в обитель и стал выноситься на крестные ходы в дни великих праздников.
Святыни
- Список Казанской иконы Божией Матери подаренный патриархом Московским и всея Руси Никоном, хранится в Казанском храме. Небольшой образок (42,6 х 23,1 см), написанный на дереве в византийской манере. При возвращении Церкви за иконой был сохранён музейный инвентарный № 140.
Храмы
Казанский храм
- Престолы: Казанской иконы Божией Матери (главный), прп. Сергия Радонежского (боковой придел)
Храм каменный, крестово-купольный. На 4 столпах поддерживается 6-гранный барабан купола. Основной прямоугольный объём имеет три полуцилиндрические апсиды, центральная из которых значительно выступает вперёд. К основному объему примыкает развитый притвор-бабинец. Интерьер делится на 3 нефа двумя стенами с арочными проёмами. В центральной апсиде сохранилось старое арочное окно, заложенное кирпичом, украшенное барочным наличником в виде накладного портика с фронтоном замысловатой формы. Остальные проемы украшены полуциркульными архивольтами. В декорировании фасадов использованы профилированные тяги, карнизы, угловые пилястры и кресты. Фасады завершаются треугольными фронтонами.
С восточной стороны храма расположено монастырское кладбище.
Настоятели
- Феофан (Рпинский) (? - 1576)
- Каллист (Дорофеевич-Рыторайский) (упом. 1651 - упом. 1656)
- Нектарий (упом.1669) [3]
- Леонтий (упом. 1679) [4]
- Феофан (Иванович) (упом. 1687; 1695) [5]
- Серапион (Полховский) [5]
- Сильвестр (Конарский) (упом. 1713) [5]
- Мелетий (Чайковский) (до 1715) [6]
- Мефодий (Олешкевич) (упом. 1718) [5]
- Серафим (Кочепа) (до 1751) [6]
- Иакинф (Пелкинский) (1752 - 1766) [5]
- Иоанн (Лукиянович) (упом. 1766) [5]
- Сильвестр (Голинкович) (упом. 1768) [5]
- Созонт (1776 - 1780) [5]
- Петр (1780 - 1785) [5]
- Досифей (Быковский) [5]
- Иосиф (1793 - 1813) [7]
- Анатолий (1818 - 1822) [5]
- Иероним (Сретенский) (1822 - 1832) [5]
- Павел (Чичкевич) (1832 - 1861) [6]
- Анатолий (Станкевич) (4 апреля 1861 - 1867)
- Полиевкт (Пясковский) (1867 - 1873)
- Аркадий (Филонов) (16 января 1873 - 1885)
- Иоанникий (Казанский) (1885 - 1888)
- Иларион (1888 - 1894) [8]
- Виталий (упом. 1895) [8]
- Игнатий (упом. 1904) [8]
- Пантелеимон (Рожновский) (1905 - 1912)
- Геронтий (упом. 1913) [8]
- Порфирий (упом. 1914) [8]
- Таврион (Батозский) (1925 - 1926) ...
- Сергий (Брич) (2019 - ?), и.о. наместника
- Сергий (Брич) (? - не ранее 4 ноября 2022 [9])
- Михаил (Калугин) (упом. 21июля 2023), и.о. наместника [10]
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Витебской епархии:
- Страница официального сайта Паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:
- Страница "Народного каталога православной архитектуры":
[1] Так на странице сайта Витебской епархии. На странице паломнического отдела Белорусской Церкви - во имя апостолов Петра и Павла.
[2] Так на странице паломнического отдела Белорусской Церкви и "Народного каталога православной архитектуры." На странице сайта Витебской епархии - в 1654.
[3] РГАДА ф. 79, оп. 1, 1669 г., д. 13
[4] РГИА ф. 823, оп. 1, д. 947
[5] Атапин В. Б., Витебский Марков Свято-Троицкий мужеский монастырь, Витебск, 2015, с. 47.
[6] Строев П., Списки иерархов и настоятелей российския церкви, СПб., 1877, с. 502.
[7] Ректоры Могилевской духовной семинарии, проходившие эту должность с 1798 г., с краткими биографическими о каждом из них сведениями // Могилевские епархиальные ведомости, 1896, №4, неофиц. часть (1 февраля), с. 55, https://viewer.rusneb.ru/ru/000200_000018_RU_NLR_BIBL_A_0118...ite
[8] Атапин В. Б., Витебский Марков Свято-Троицкий мужеский монастырь, Витебск, 2015, с. 48.
[9] В праздник Казанской иконы Божией Матери архиепископ Димитрий и епископ Евсевий совершили Литургию в одноименном храме Свято-Троицкого Маркова мужского монастыря, https://vitprav.by/32677.html
[10] В Марковом монастыре Витебска молитвенно почтили праздник главной монастырской святыни – Казанской (Витебской) иконы Богоматери, https://monasterium.ru/novosti/novosti-eparkhialnykh-monasty...ri/