Иерей Иосиф (Строк), 14 мая 1942 года, г. Борисов |
В миру Строк Иван Матвеевич, родился 31 января 1904 году в деревне Шиловичи Слонимского уезда Гродненской губернии в семье священника, бывшего волостного писаря. С раннего детства вместе с родителями посещал Жировицкий Успенский монастырь и мечтал стать священником.
В 1915 году окончил подготовительный класс Жировицкого духовного училища Слонимского уезда, но продолжить обучение не смог - началась Первая мировая война. Вернувшись в Шиловичи, некоторое время проживал в родном доме, а затем был принят в Несвижскую гимназию.
В 1917 году окончил двухклассное Калужское духовное училище, в 1921 году - высшее начальное училище, в 1924 году - русскую гимназию.
В 1924-1927 годах завершил свое образование в духовной семинарии.
23 октября 1927 года рукоположен в сан священника архиепископом Гродненским и Новогрудским Алексием (Громадским) и назначен помощником протоиерея Владимира Любича, настоятеля Петропавловского храма в Кореличах (ныне Новогрудский район Гродненской области).
С 1 января 1928 года служил в Покровской церкви с. Мильковщина (ныне Гродненский район).
С 21 февраля 1928 исполнял обязанности настоятеля Петропавловского храма д. Волпа (ныне Волковысский район Гродненской обл.).
С 20 июня 1928 года - в Аннинском приходе в с. Мижеричи (ныне Зельвенский район Гродненской обл.).
С 1935 года - духовный ревизор Барановичской благочинного округа. Отличаясь образованностью и даром проповеди, с конца 1935 года исполнял обязанности окружного миссионера того же уезда. Ездил по Польше, собирал деньги на восстановление Никольского храма села Полонка [1] (ныне Барановичский район Брестской обл.). Восстановление было завершено в 1937 году.
К концу августа 1941 года немецкие войска оккупировали всю территорию Белоруссии. В ее восточных пределах некому было совершать богослужения. Советские власти расстреляли или выслали на Север, в Сибирь почти всех священников. Поэтому в сентябре 1941 года по благословению возглавившего к тому времени Гродненскую епархию Венедикта (Бобковского) отец Иоанн покинул Полонку и выехал на Восток "для пастырской работы".
20 октября 1941 года назначен настоятелем Воскресенского собора города Борисова, возвращенного верующим оккупационными фашистскими властями. Одновременно исполнял обязанности благочинного Борисовского округа. Восстанавливал закрытые при советской власти храмы.
В марте 1943 года возведен в сан протоиерея епископом Смоленским Стефаном (Севбо). В августе 1944 года архиепископом Василием (Ратмировым) утвержден настоятелем собора и благочинным в Борисове.
Он как мог помогал больным и неимущим, предотвратил угон на принудительные работы в Германию около 300 человек. Используя свое положение благочинного, спасал советских военнопленных из лагерей.
В своей записке, написанной за день до ареста и поданной в Штаб партизанского движения в Минске, отец Иоанн так рассказывал об этом:
Занимаясь освобождением военнопленных, отец Иоанн выполнял целый ряд заданий по поручению партизан. В той же записки об этом он писал так:
27 декабря 1944 года он был арестован. Обвинялся в том, что "активно участвовал в возрождении церковноприходской жизни". При обыске у отца Иоанна изъяли книгу священника Гаврилкова "Церковная жизнь в СССР", в которой рассказывалось о гонениях, пережитых верующими при большевиках в довоенные годы. Во время опроса свидетелей по делу его никто не сказал об отце Иоанне ни одного плохого слова. Наоборот, в своих показаниях многие подтверждали тот факт, что он действительно помогал партизанам.
Постановлением Особого совещания от 21 ноября 1945 года "за изменническое поведение на оккупированной территории и антисоветскую агитацию" был приговорен к пяти годам пребывания в концлагере. Этапирован в Ягринский лагерь МГБ Архангельской области.
Освобожден 27 декабря 1949 года. Вернулся в Беларусь.
С марта 1950 года - настоятель Николаевской церкви села Благовичи (ныне Чаусский район Могилевской обл.).
С декабря 1951 служил в Монастырщинской Успенской церкви Смоленской епархии.
С июля 1952 года - настоятель Спасо-Преображенского, с декабря 1952 - Петропавловского храмов в Рославле Смоленской области. Благочинный церквей первого Рославльского округа Смоленской епархии.
В 1953 году поступил в Ленинградскую духовную академию. Окончил первый курс. После отказа сотрудничать с КГБ в декабре 1954 года запрещен в служении.
24 февраля 1956 года назначен псаломщиком Успенской церкви деревни Новый Свержень Столбцовского района Минской области.
В июле 1956 года был принят на должность псаломщика в Благовещенском храме села Ляды, где руководил церковным хором.
По настоятельным просьбам верующих жителей Борисова, направивших ряд писем в различные советские инстанции, 21 августа 1955 года был реабилитирован тpибуналам БВО [2]. Тогда это было большой редкостью: чтобы священника, обвиненного в антисоветской агитации, признали невиновным.
В 1959 году выехал в Польшу после отказа в пересмотре дела о восстановлении в священном сане (несмотря на положительную характеристику благочинного Борисовского округа Павла Кирика и прихожан Борисовского собора).
В 1962 году принял монашеский постриг с именем Иосиф в Онуфриевской обители.
В 1964 году по приглашению архиепископа Зальцбургского Стефана (Севбо) переехал в Австрию, вошел в лоно Русской Православной Церкви Заграницей и был обновлен в священном сане.
В конце 1960-х по приглашению Белорусского совета православных церквей в Северной Америке в Саут Ривер (штат Нью Джерси) прибыл в США, где продолжил свое служение в юрисдикции Константинопольского Патриархата [3].
В том же 1969 году возведен в сан архимандрита.
С 1970 по 1973 год был настоятелем Свято-Евфросиниевского прихода в Торонто (Онтарио, Канада) [4].
Был настоятелем церкви св. Юрия в Чикаго [5].
С марта 1980 по ноябрь 1981 года был настоятелем прихода св. Кирилла Туровского, расположенного в Ричмод Хилл (Куинс, Нью-Йорк) [6].
В 1980-х годах служил в Тихоновском монастыре в США.
Когда началась так называемая "перестройка", отец Иосиф вернулся в Россию.
Скончался летом 1990 года в Москве. Похоронен на одном из кладбищ Пушкинского района Московской области.
Награды
- палица (1953; награжден епископом Смоленским Сергием (Смирновым))
Литература
- Архіў Мінскага епархіяльнага упраўлення, ф. 1, в. 2, с. 574;
- Касяк І. З гісторыі праваслаўнай царквы беларускага народу. Нью-Ёрк, 1956;
- Синодик за веру и церковь Христову пострадавших в Минской епархии;
- Ёрш С.Наш зямляк - рэлігійны дзеяч // Газета Слонімская. 1999. 22-28 крас.;
- Garbinski J., Turonek J. Białoruski ruch chrescijanski w XX wieku. Warszawa, 2003. S. 408;
- Головко Л.А., Трофимов А.А. Житие Преподобномученика Иоасафа и священномученика Ярослава. М., 2002.
- История Гродненской Епархии: Мартыралог Гродзенскай епархіі. Склаў: Аляксандр Горны, гісторык // Официальный сайт Гродненской епархии Белорусской Православной Церкви:
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Протоиерей Феодор Кривонос. "Забытое имя: архимандрит Иосиф (Строк)". Ведомости Минской митрополии № 10 (152) 2018 // официальный сайт Борисовского благочиния:
- "История Воскресенского собора", официальный сайт Борисовского благочиния:
- Маракоў Леанід, Рэпрэсаваныя праваслаўныя свяшчэнна і царкоўнаслужыцелі Беларусі 1917 - 1967 // Энцыклапедычны даведнік у 2-х тамах. Абаленскі - Кушнер, С. 242-244:
- http://kamunikat.org/usie_knihi.html?pubid=12792 (Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка Kamunikat.org) [7]
- http://www.marakou.by/ru/davedniki/represavanyya-pravaslayny...956 (Справочники писателя "Репрессированные общественные и культурные деятели Беларуси" - личный сайт писателя Леонида Морякова)
[1] Существовавшая в селе Полонка Барановичского уезда церковь Параскевы Пятницы была разобрана "по ветхости" в 1924 году. На запад от места нахождения бывшего храма в 1930-х гг. был построен новый храм в честь св. Николая Чудотворца. Деньги на строительство храма собирались местными жителями по всей Западной Беларуси и частично Польше. См. справочную статью "Барановичское благочиние" на сайте Пинской и Лунинецкой епархии Белорусского Экзархата РПЦ: http://www.pinskeparh.by/eparkhialnoe-upravlenie/blagochiniy...tml
[2] Личное дело И. Строка № 6859-с с фотографией хранится в архиве КГБ Беларуси.
[3] Подробнее, см. Найдзюк Я., Касяк І. Беларусь учора і сяньня: Папулярны нарыс з гісторыі Беларусі / Пасьл. А. Грыцкевіча; Укл. Н. Бараноўскага. Мн.: Навука і тэхніка, 1993, Разьдзел XL, С. 355: http://kamunikat.org/kataloheedc.html?pub_start=290&pubid=9008 (Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка Kamunikat.org)
[4] С 1952 года по 2008 год церковь находилась в составе Греческой митрополии Канады Константинопольского Патриархата. См. "История прихода Свято-Евфросиньевской Белорусской Православной церкви" // Сайт Православной Церкви Преподобной Евфросинии Полоцкой Карпато-Русской епархии Америки и Канады Константинопольского Патриархата: http://www.stephrasinia.ca/history
[5] Saint George Belarusian Orthodox Church of Chicago.
[6] Гардзіенка, А. Беларускі кангрэсавы камітэт Амэрыкі (БККА) / Алег Гардзіенка. - Смаленск, 2009. - (БІНІМ ; Бібліятэка Баць каўшчыны ; кн. 16), С. 141 (сноска 297): http://kamunikat.org/usie_knihi.html?pubid=13384 (Беларуская Інтэрнэт-Бібліятэка Kamunikat.org)
[7] Прямая ссылка: http://pdf.kamunikat.org/download.php?item=12792-1.pdf