Женский монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в мест. Буйничи (недейств.)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Находился в местечке Буйничи, в 6 верстах от Могилёва, на правом берегу Днепра.
В 1626 году князь Б. Б. Соломерецкий решил основать в своем имении Борколабово мужской общежительный монастырь для противодействия насаждаемой в Речи Посполитой унии. Скорая кончина князя помешала устройству обители, но его намерения осуществили мстиславский подкоморий Б. В. Стеткевич и его супруга Елена Богдановна, сестра князя Соломерецкого, унаследовавшие владения князя. 1 августа 1633 года Стеткевичи выдали фундуш на основание близ имения Буйничи новой обители, которойму передали 19 десятин земли близ Буйничей и часть имения Борколабово (1900 дес.) с селами Костинка и Холмы. Устройство обители Стеткевич поручил настоятелю Кутеинского Богоявленского монастыря игумену Иоилю (Труцевичу), по замыслу которого Буйничский монастырь стал частью Кутеинской обители. Монастыри имели один устав, одинаковое содержание, и в случае оскудения средств в одной обители другая должна была ей оказать помощь. Игумены и братия обоих монастырей ежегодно переходили из одного монастыря в другой. По завещанию Стеткевича, монастырь являлся ставропигией Константинопольского патриарха, но на деле монастырём управлял Киевский митрополит.
Около 1637 года в монастыре была освящена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в конце XVII века на месте обветшавшего был поставлен деревянный теплый Успенский храм с трапезной. П. А. Толстой, посетивший Буйничскую обитель в 1697 году, упоминает существовавшую там церковь Святого Духа «изрядного строения».
Буйничский монастырь неоднократно подвергался разорению. Во время войны России с Польшей игумен Мефодий жаловался царю Алексею Михайловичу, что войско запорожского гетмана И. Н. Золотаренко «монастырския вотчины пограбили... и тесноту чинят», на что грамотой 12 сентября 1654 года царь повелел гетману «разоренья не чинить». Во время осады Могилёва игумен Мефодий убеждал горожан сдаться русским войскам и перейти в подданство царю. В конце XVII-начале XVIII века настоятели монастыря жаловались на притеснения со стороны шляхтичей, разорявших и грабивших монастырские имения, устраивавших в обители погромы. В 1708 году монастырь был разграблен шведскими солдатами, разобравшими деревянный Успенский храм, доски которого и даже иконы использовались для строительства настилов и мостов. Узнав об этом, шведский король Карл XII «виновников поругания святых икон приказал повесить» [1].
В 1718 году на месте Успенской была построена каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1652 году с согласия игумена Иоиля (Труцевича) Буйничский монастырь утратил в Костинке и Холмах половину принадлежавших ему земель в пользу новооснованного Борколабовского женского монастыря. Из-за этих владений между обителями на протяжении столетия продолжалась ожесточенная вражда со взаимными вооруженными нападениями, закончившаяся лишь в 1759 году.
После присоединения Поднепровья к Российской империи указом Святейшего Синода от 26 апреля 1773 года Буйничский монастырь перешёл в ведение Могилёвского епископа. В конце XVIII века настоятели неоднократно жаловались в епархиальную консисторию на недостаточное число в обители иеромонахов, пьянство, драки, бродяжничество и невежество братии. Указом Синода от 28 октября 1798 года монастырь был приписан к Могилёвскому Братскому монастырю, в котором была учреждена архимандрития.
По инициативе святителя Гавриила (Городкова) определением Святейшего Синода от 6 июля 1835 года Буйничский монастырь был обращён в женский с припиской к нему Борколабовского монастыря, из которого в Буйничский перевели игумению Капитолину и большую часть насельниц. К 1835 году монастырь владел около 1300 десятинами земли, но в 1842 году был лишен всех земельных владений и отнесен ко 2-му классу. В 1-й половине XIX века в монастыре существовали каменная теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца и каменный собор в честь Сошествия Святого Духа, обновлённый в 1810 году, с приделами во имя Иоанна Предтечи и в честь Успения Богородицы. С 1835 года в соборе находился список Борколабовской иконы Божией Матери. 15 декабря 1895 года от пожара пострадала Никольская церковь, которую вскоре перестроили и вновь освятили 4 декабря 1900 года. До конца XIX века монастырская ограда, кельи и другие помещения были деревянными, но в 1899 году были сооружены каменные ограда, колокольня, трапезная. На рубеже XIX и XX веков Могилёвский епископ Мисаил высоко отзывался о монашеской жизни насельниц.
С 1835 года при монастыре существовал дом призрения девиц духовного звания, содержавшийся на пособия правительства, пожертвования благотворителей, средства от продажи швейных изделий, изготовленных воспитанницами. В 1846 году для дома призрения за оградой монастыря был выстроен дом с больницей, разбит сад. В 1863 году дом призрения преобразовали в училище для девиц духовного звания, которое в 1892 году было переведено в Могилёв. В освободившемся помещении вновь открыли приют для сирот, затем - первую в епархии женскую 2-классную церковноприходскую школу для всех сословий.
15 января 1919 года решением исполкома Могилёвского горсовета владения Буйничского монастыря, состоявшие из 200 десятин пахотной и сенокосной земли, 13 коров, 13 лошадей и другого скота, были переданы центральному рабочему кооперативу. Часть сестер организовала при кооперативе трудовую артель. В 1919 году в помещениях обители разместился транспорт 8-й стрелковой дивизии, дислоцированной в Могилёве, в начале 1921 года - свиноводческий совхоз. Однако, по воспоминаниям послушницы М. Орешковой, некоторые сестры оставались в монастыре до 1929-1930 года - времени окончательного закрытия обители [2] В феврале-марте 1928 года в Буйничской обители жил священномученик Серафим (Самойлович). После 1930 года в храмах монастыря размещались клуб и канцелярия колхоза. В годы немецкой оккупации богослужения были временно возобновлены. С 1948 года в некоторых помещениях были устроены зернохранилища. Впоследствии монастырские постройки разрушились и к началу XXI века не сохранились.
Настоятели
- Иоиль (Труцевич) (1633 - 1655) (настоятель нескольких монастырей одновременно)
- Варнава (Громович) (1664)
- Виктор (Бублицевич) (1667)
- Игнатий (Хоментовский) (1669)
- Гедеон (Климович) (1679 - 1686)
- Иоасаф (Дранник) (1693 - 1698, упом. в 1699 [3])
- Иосиф (Поленяка) (1701)
- Иов (Молочко) (1705)
- Паисий (Красовский) (1705 - 1714)
- Иона (Маркианович) (1717 - 1718)
- Самуил (Дуров) (1722)
- Королькевич, игум. (1731)
- Викентий (Барановский) (1739 - 17 февраля 1750)
- Иларион (Летяга) (1750 - 1752)
- Митрофан (Царикевич) (1759)
- Варнава (Просолович) (1764 - 1765)
- Досифей (Галаховский) (1765)
- Маркелл (1766 - 1769)
- Давид (Лятошинский) (1769 - 1775)
- Евфимий (ноябрь 1775 - апрель 1776)
- Гавриил (апрель 1776 - май 1777), строитель
- Савва (Пальмовский) (9 мая 1777 - 2 августа 1778)
- Ефрем (2 августа 1778 - 1783)
- Гавриил (Чаплинский) (1783)
- Иосиф (Блажевский) (август 1783 - май 1786)
- Гавриил (Чаплинский), повторно (май 1786 - 9 апреля 1787)
- Геронтий (Людоговский) (9 апреля 1787 - 15 августа 1795)
- Иосиф (15 августа - 13 октября 1795)
- Сосипатр (13 октября 1795 - 7 декабря 1798)
- Иоасаф (7 декабря 1798 - август 1815)
- Венедикт (Григорович) (18 августа 1815 - 1 августа 1821)
- Феоктист (1821 - 1813)
- Созонт (1813 - 1826)
- Арсений (Москвин) (4 декабря 1826 - 23 августа 1827)
- Гавриил (1827 - 15 июля 1829)
- Поликарп (Радкевич) (15 июля 1829 - 16 августа 1835)
Настоятельницы
- Капитолина (1835 - 1844)
- Евдокия (1844 - 1862)
- Милетина (Ватаци) (1862 - 1866)
- Евлампия (11 ноября 1866 - 1887)
- Мария (1887 - 4 марта 1902)
- Евсевия (Стасенкова) (1902 - ?)
Статистика
- 1644 - ок. 200 насельников [4].
- 1777 - настоятель, 3 иеромонаха, 1 диакон, 1 монах, 3 послушника [5].
- 1835 - по случаю преобразования вновь переведены игумения, 11 монахинь, 22 послушницы [5].
- нач. XX в. - 18 монахинь и 55 послушниц [5].
Использованные материалы
- "БУЙНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ," Православная энциклопедия, т. 6, 330-331:
- Свящ. Ф. Жудро. Буйничский Св.-Духовский монастырь. 1904, с. 80-82
[1] Орест, LVII.
[2] ГА Могилёвской обл., ф. 765, оп. 3, ед. хр. 76, л. 61.
[3] РГАДА ф. 79, оп. 1, 1699 д. 6
[4] Согласно «Лифосу» святителя Петра (Могилы), по статье Православной энциклопедии, http://www.pravenc.ru/text/153605.html
[5] По статье Православной энциклопедии, http://www.pravenc.ru/text/153605.html