Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОСОЛОТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мужской Посолотинский монастырь Новые печеры (недейств.), в пределах Псковской епархии

Располагался в ложбине среди оврагов при речке Чёрной, притоке Плюссы, близ нынешней деревни Посолодино Плюсского района Псковской области.

Мужской Посолотинский монастырь, также именуемый Новые печеры, известен с XVI века, и был устроен выходцами из Псково-Печерской обители. В нём были две церкви: каменная в честь Успения Пресвятой Богородицы и деревянная во имя святителя Николая. Были ископаны также и пещеры с источниками в них. В одной из пещер, по преданию, явилась в древности чудотворная икона Богородицы Одигитрии, находившаяся впоследствии во Входоиерусалимском храме.

Обширные сведения об обители имеются в писцовых книгах 1581-1585 годов, где говорится что:

"В Хмерском же погосте Посолотин монастырь новые печеры на речке на Черной, выжгли литовские люди. А в монастыре церковь в горе, Успения Пречистые Богородицы, да другая церковь деревянная Николая Чудотворца клетухи в верх; престолы же в обеих церквах разорены, а сосуды церковные, а свечи местные и книги поимали литовские люди. А келей в монастыре было, келья игуменская, да восемь келей братских, а в них было двенадцать братов старцов, а на пожарище остался в келье игумен Пимин, да четыре кельи братских, а в них пять братов черноризцов. Да за монастырем двор был конюшенный, сожгли литовские люди, да за монастырем же - слободка монастырская, не зжена, а воевана, а в ней двор слуги монастырский Гриша Данилов, да бобыльских дворов.../три двора/, да пять дворов пусты, да место дворовое. А тех пустых дворов людей погибли и в полон поймали литовские люди. Пашни паханные монастырские лесные роспаши круг монастыря, четыре четверти в поле, а в дву потомуж; сена ста копен. А в прежних писцовых книгах и в выписи написано 79 году Семена Федоровича Нагова, да князя Ивана Андомского с товарищами: дано к монастырю игумену с братиею, круг того монастыря, лесу по двенадцати десятин, на все четыре стороны, каменного и чернаго лесу, бору и болота, по речке по Черной в верх и вниз, а за речку за Черную, против монастыря, промеж деревень: деревни Волосова, Захонья и Овина и Терешиной и Посолотина. А вотчины к тому монастырю и руги и денег и хлеба нет".

Монастырская Никольская церковь сгорела в феврале 1736 года на Сырной неделе [1]. В 1730-х годах богослужения совершались в каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, о которой сохранилась подробная опись, составленная в октябре 1741 года строителем монастыря иеромонахом Феофилатом. Эту опись в июле 1742 года по указу архиепископа Новгородского Амвросия, поверял Хмерского погоста поп Елисей Михайлов. Кроме перечня церковного имущества, в описи сказано:

"В 1742 году в монастыре были келья строителя с перерубом, сенями и чуланом, четыре братских кельи, трапеза братская с черною печкою, келья хлебная, поварня, квасная, четыре хлебных амбара, из коих три запечатанных с хлебом. В 1738 г. октября 1-го дня, по указу от подполковника Якова Дурнова, посланным от него капралом Семеном Дятковым, да в том же монастыре имеется монашеского чину один монах Макарий, который по сказке бывшего управителя Иесафа, что оной монах прислан в подначальство, да отставной морского флота боцман Михайло Кожевников, трудник Прокофей Нестеров, больше никого не явилось".

Вскоре в монастыре, вместо сгоревшей Никольской, была построена новая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим. Она была освящена при следующем Новгородском архиепископе, Стефане.

При секуляризационной реформе в 1764 году обитель была упразднена, а Покровская и Входоиерусалимская (см.) церкви стали приходскими.

Из монастырских пещер одна сохранялась на начало XX века в церковной ограде, под крутым оврагом. Тогда же близ оврага имелись остатки древней каменной колокольни с одною кельей. Под колокольней - сводообразный каменный вход к источнику внутри пещеры. В ней, по преданию, явилась в древности чудотворная икона Одигитрии. Другая пещера располагалась вверх по реке Черной, в полуверсте от Входоиерусалимской церкви. В ней был также источник - "Федосеев ключик". Пещеры и разрушающийся Входоиерусалимский храм открыты для доступа на начало XXI века.

Строители

  • Феофилакт (упом. октябрь 1741) иером.
  • Гавриил (упом. март 1758) иером.

Литература

  • Федоров, В. А., Поганкины палаты во Пскове на фоне классовой борьбы в XVII в., Л., 1925.
  • Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси, вып. IX.

Использованные материалы

  • Страница сайта _Памятники истории и культуры Пскова и Псковского края, находящиеся под государственной охраной," Псковский государственный научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры:
  • Страница форума Псковского Диггер-Сталкерского Общества:



[1]  Так согласно хранившегося в Санкт-Петербургской духовной консистории указа от 14 января 1743 года за № 2315.

Редакция текста от: 15.08.2016 16:16:15

"ПОСОЛОТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google