Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЗЫГРАНИЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Взыграние (цсл.) - забава, оживление

  • "взыграния вся плотская обуздавши труды постническими" - все буйства плоти обуздав трудами поста (Неделя Марии Египетской, утреня, седален)

Икона Божией Матери "Взыграние Младенца" ("Пелагони́тисса"). 1421-1422 гг. Иконописец иеромонах Макарий Зограф. Происходит из монастыря Зрзе в честь Преображения Господня. Музей Македонии в Скопье.
Икона Божией Матери "Взыграние Младенца" ("Пелагони́тисса"). 1421-1422 гг. Иконописец иеромонах Макарий Зограф. Происходит из монастыря Зрзе в честь Преображения Господня. Музей Македонии в Скопье.
"Взыграние" ("взыграние младенца") - русское название одного из вариантов иконографического типа Богоматери Елеусы, отражающее подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном, изображенным играющим (или резвящимся). Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни литературным эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи; случаи использования его в качестве сопровождающей надписи на самих иконах не известны. В большинстве композиций этого извода Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, порывисто тянется ручками к лику Матери, касаясь Ее подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Его фигура полна живого, нетерпеливого движения, так что Богоматери приходится удерживать Сына, нежно прижимая одну из Его обнаженных ножек (часто скрещенных). Неотъемлемой деталью иконографии является свернутый свиток в откинутой назад руке Младенца.

Относительно происхождения иконографии «Взыграния» существовали различные мнения: Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв считали, что Византия позаимствовала ее из итальянского искусства XIV в., где композиция с играющим Младенцем получила широкое распространение. Ф. Швайнфурт связывал зарождение этого типа на Западе с искусством готики. Большинство же исследователей (К. Вайгельт, А. Н. Грабар, Н. М. Беляев, П. Мильковик-Пепек, В. Н. Лазарев) не сомневались в византийском происхождении иконографии, по их мнению занесенной в Италию с Востока, однако каждый из них по-разному определял регион и время ее формирования.

Икона Божией Матери "Милостивая" Киккская с пророками. Фрагмент (средник). Между 1080-1130 гг. Синай, монастырь Св. Екатерины
Икона Божией Матери "Милостивая" Киккская с пророками. Фрагмент (средник). Между 1080-1130 гг. Синай, монастырь Св. Екатерины
Иконография «Взыграния», лишенная характерной для множества византийских богородичных икон иератичности, получила широкое распространение в поствизантийском искусстве, особенно в славянских странах. Ее прототипом, очевидно, является не дошедший до нас древний образ Богоматери Пелагонитиссы, почитавшийся в местности Пелагония (Македония). О его существовании здесь говорят многочисленные повторения в серб. живописи, композиционно близкие типу «Взыграние» и уже с XIV в. сопровождаемые надписью: «Пелагонитисса» (напр., фреска 1318 на алтарной преграде церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино). Об особом почитании этой иконы в Сербии свидетельствует тот факт, что ее изображения украшают ниши аркосолиев над гробницами кесаря Воихны и деспота Иоанна Углеши, потомков сербского королевского рода Неманичей в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (60-е гг. XIV в.).

Все наиболее ранние изображения «Взыграния» либо встречаются на Балканах (на территории совр. Греции, Македонии и Сербии), либо были исполнены балканскими мастерами:

  • фрагмент фрески XI в. на западной грани северного предалтарного столпа церкви св. Софии в Охриде,
  • македонская икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины);
  • миниатюра из сербского Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной библиотеки [1], воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса;
  • икона сер. XIV в. из афонского монастыря Филофея;
  • выносная сербская икона 2-й пол. XIV в. из монастыря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери),
  • фреска церкви Успения монастыря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.;
  • фреска 1422 г. с надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории;
  • сербская икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье);
  • фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г.,
  • а также многочисленные греч. и крит. иконы XV- XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.).

Икона Божией Матери "Взыграние" (Пелагони́тисса). 2-я  пол. XIV в. Монастырь Высокие Дечаны, Косово и Метохия, Сербия. (фрагмент).
Икона Божией Матери "Взыграние" (Пелагони́тисса). 2-я пол. XIV в. Монастырь Высокие Дечаны, Косово и Метохия, Сербия. (фрагмент).
Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в византийских памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского [2], XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «Взыграние» был распространен и в др. восточнохристианских землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. [3] - образ заключен в отдельную рамку).

Подобно некоторым древним византийским богородичным иконам, жанровый характер изображения «Взыграния» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для которых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского [4]). В ряде других текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - [5]). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы.

В русской иконографии к типу «Взыграние» относятся: Яхромская, «Взыграние» Акидимская, Угрешская «Взыграние» и другие иконы Божией Матери.

В византийской (греческой) иконографии к типу «Взыграние» относятся: «Достойно есть», «Акафистная Дионисиатская Мироточивая ("Похвала Богородицы")», «Кехаритомени», «Хозовиотисса».

См. также "Иконография Пресвятой Богородицы".

Литература

  • Кондаков. Иконография Богоматери. С. 182- 187;
  • Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери в произв. итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911. С. 209- 214;
  • Weigelt C. An Early Trecento Umbrian Painter // Art in America. N. Y., 1927. P. 255- 264;
  • Grabar A. Recherches sur les influences orientales dans l'art balkanique. Strasbourg, 1928. P. 76. Pl. VII- 1;
  • idem. Deux images de la Vierge dans un manuscrit serbe // L'art Byzantine chez les slaves. P., 1930. Vol. 2. P. 264- 276;
  • idem. Les images de la Vierge de Tendresse // Zograf. 1975. [Vol.] 6. P. 25- 30;
  • Беляев Н. Образ Божьей Матери Пелагонитиссы // Bsl. 1930. Vol. 2. S. 386- 394;
  • Schweinfurth Ph. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930. S. 444;
  • Миљковиќ-Пепек П. Умилителните мотиви во византиската уметност на Балканот и проблемот на Богородица Пелагонитиса // Археолошкиот музеj во Скопjе. Скопjе, 1958. 1957/1958. Зб. 2. С. 1- 31;
  • Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz: Der Ritus - das Bild. Münch., 1965. S. 167-173. (Miscellanea Byzantina Monacensia; 2);
  • Лазарев В. Н. Этюды по иконографии Богоматери // он же. Визант. живопись. М., 1971. С. 291- 298;
  • Hadermann-Misguich L. Pelagonitissa et Kardiotissa // Byzantion. 1983. Vol. 53. P. 10-16;
  • idem. La Vierge Kikkotissa et l'éventuelle origine latine de son voile // FS f. K. Wessel zum 70: Geburtstag in memoriam / Red. M. Restle. Münch., 1988. S. 197-204 (Münchener Arbeiten zur Kunstgeschichte und Archäologie; Bd. 2);
  • N. P. Š. Virgin Eleousa // ODB. Vol. 3. P. 2171;
  • Baltoyanni Ch. The Virgin Glykophilousa and the «Reclining Infant» in an Icon of the Loverdos Coll. // ϪΧΑΕ. 1991/1992. Τ. 16. Σ. 219-236;
  • eadem. Icons: Mother of God. Athens, 1994;
  • Hilandar Monastery. Belgrad, 1998. P. 211-213;
  • Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 330-331.

Использованные материалы

  • И. А. Шалина "Взыграние", Православная энциклопедия т. 8, с. 105-107
  • Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 79.



[1]  Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено

[2]  Vat. gr. 1162. Fol. 32

[3]  Add. 7154. Fol. 1v

[4]  PG. 28. Col. 985C - 988A

[5]  PG. 144. Сol. 126

Редакция текста от: 16.12.2024 15:10:34

"ВЗЫГРАНИЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google