Взыграние (цсл.) - забава, оживление
- "взыграния вся плотская обуздавши труды постническими" - все буйства плоти обуздав трудами поста (Неделя Марии Египетской, утреня, седален)
Икона Божией Матери "Взыграние младенца". 1422 г. Мастер Макарий Зограф (Худож. галерея Скопье) |
Относительно происхождения иконографии «Взыграния» существовали различные мнения: Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв считали, что Византия позаимствовала ее из итальянского искусства XIV в., где композиция с играющим Младенцем получила широкое распространение. Ф. Швайнфурт связывал зарождение этого типа на Западе с искусством готики. Большинство же исследователей (К. Вайгельт, А. Н. Грабар, Н. М. Беляев, П. Мильковик-Пепек, В. Н. Лазарев) не сомневались в византийском происхождении иконографии, по их мнению занесенной в Италию с Востока, однако каждый из них по-разному определял регион и время ее формирования.
Иконография «Взыграния», лишенная характерной для множества византийских богородичных икон иератичности, получила широкое распространение в поствизантийском искусстве, особенно в славянских странах. Ее прототипом, очевидно, является не дошедший до нас древний образ Богоматери Пелагонитиссы, почитавшийся в местности Пелагония (Македония). О его существовании здесь говорят многочисленные повторения в серб. живописи, композиционно близкие типу «Взыграние» и уже с XIV в. сопровождаемые надписью: «Пелагонитисса» (напр., фреска 1318 на алтарной преграде церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино). Об особом почитании этой иконы в Сербии свидетельствует тот факт, что ее изображения украшают ниши аркосолиев над гробницами кесаря Воихны и деспота Иоанна Углеши, потомков сербского королевского рода Неманичей в кафоликоне монастыря Хиландар на Афоне (60-е гг. XIV в.).
Богоматерь с младенцем типа Киккской на троне. Средник иконы. XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае) |
- фрагмент фрески XI в. на западной грани северного предалтарного столпа церкви св. Софии в Охриде,
- македонская икона «Богоматерь Елеуса» позднего XII в. (Византийский музей, Афины);
- миниатюра из сербского Призренского Евангелия XIII в. из Белградской народной библиотеки [1], воспроизводящая, судя по обрамлению, чтимую древнюю икону Пелагонитисса;
- икона сер. XIV в. из афонского монастыря Филофея;
- выносная сербская икона 2-й пол. XIV в. из монастыря Хиландар с изображением прор. Илии на обороте (см. ст. «Евхаитская» (Серрская) икона Божией Матери),
- фреска церкви Успения монастыря Трескавец близ Прилепа (Македония), ок. 1360 г.;
- фреска 1422 г. с надписью «Богородица Елеуса» в храме св. Алипия в Кастории;
- сербская икона 1422 г., написанная Макарием Зографом в Зрзе (Худож. галерея, Скопье);
- фреска «Богородица Рассиотисса Гликофилуса» в храме Богородицы Рассиотиссы в Кастории, 1553 г.,
- а также многочисленные греч. и крит. иконы XV- XVI вв., получившие различные наименования (Богородица Гликофилуса, Кардиотисса и др.).
Поза разыгравшегося Младенца Христа известна в византийских памятниках комниновского времени (инициал с поясным изображением Богоматери с Младенцем в Гомилиях Иакова Коккиновафского [2], XII в.; икона XII в. «Богоматерь с Младенцем типа Киккской на троне, в окружении пророков и святых» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Иконографический тип «Взыграние» был распространен и в др. восточнохристианских землях (среди наиболее ранних примеров сир. миниатюра в Книге псалмов 1203 г. [3] - образ заключен в отдельную рамку).
Подобно некоторым древним византийским богородичным иконам, жанровый характер изображения «Взыграния» скорее всего сформировался из повествовательных евангельских сцен, в первую очередь композиции «Сретение Господне». Драматический характер движения Младенца Христа, порывисто хватающегося за край мафория Матери, более всего напоминает позу Младенца в сцене Сретения, где Он часто показан вырывающимся из рук Богоматери. Это соответствует текстам гомилий и проповедей, посвященных принесению Богомладенца в храм, для которых характерным является мотив «взыграния» Младенца, влекомого силой своего жертвенного предназначения от Матери на руки Симеона, предвозвещающего страстной путь (Гомилии на Сретение Григория Никомидийского [4]). В ряде других текстов также подчеркивается антитеза ласкания Богородицей Младенца Христа и оплакивание Ею мертвого Сына: «Когда-то я растила Тебя материнскими руками, когда Ты по-детски подпрыгивал и скакал, а ныне Ты лежишь на тех же руках мертвый» (Псевдо-Симеон Метафраст - [5]). Иконография Пелагонитиссы является своего рода изобразительным синтезом этих противоположных смысловых акцентов: на Киккской иконе «взыграние» Младенца близко к отвержению (жест правой ручки) нежной ласки Матери, на Владимирской иконе Он приникает к лику Богородицы.
В русской иконографии к типу «Взыграние» относятся: Яхромская, «Взыграние» Акидимская, Угрешская «Взыграние» и другие иконы Божией Матери.
См. также "Иконография Пресвятой Богородицы".
Литература
- Кондаков. Иконография Богоматери. С. 182- 187;
- Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. иконописи: Изображения Богоматери в произв. итало-греч. иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911. С. 209- 214;
- Weigelt C. An Early Trecento Umbrian Painter // Art in America. N. Y., 1927. P. 255- 264;
- Grabar A. Recherches sur les influences orientales dans l'art balkanique. Strasbourg, 1928. P. 76. Pl. VII- 1;
- idem. Deux images de la Vierge dans un manuscrit serbe // L'art Byzantine chez les slaves. P., 1930. Vol. 2. P. 264- 276;
- idem. Les images de la Vierge de Tendresse // Zograf. 1975. [Vol.] 6. P. 25- 30;
- Беляев Н. Образ Божьей Матери Пелагонитиссы // Bsl. 1930. Vol. 2. S. 386- 394;
- Schweinfurth Ph. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag, 1930. S. 444;
- Миљковиќ-Пепек П. Умилителните мотиви во византиската уметност на Балканот и проблемот на Богородица Пелагонитиса // Археолошкиот музеj во Скопjе. Скопjе, 1958. 1957/1958. Зб. 2. С. 1- 31;
- Pallas D. I. Passion und Bestattung Christi in Byzanz: Der Ritus - das Bild. Münch., 1965. S. 167-173. (Miscellanea Byzantina Monacensia; 2);
- Лазарев В. Н. Этюды по иконографии Богоматери // он же. Визант. живопись. М., 1971. С. 291- 298;
- Hadermann-Misguich L. Pelagonitissa et Kardiotissa // Byzantion. 1983. Vol. 53. P. 10-16;
- idem. La Vierge Kikkotissa et l'éventuelle origine latine de son voile // FS f. K. Wessel zum 70: Geburtstag in memoriam / Red. M. Restle. Münch., 1988. S. 197-204 (Münchener Arbeiten zur Kunstgeschichte und Archäologie; Bd. 2);
- N. P. Š. Virgin Eleousa // ODB. Vol. 3. P. 2171;
- Baltoyanni Ch. The Virgin Glykophilousa and the «Reclining Infant» in an Icon of the Loverdos Coll. // ϪΧΑΕ. 1991/1992. Τ. 16. Σ. 219-236;
- eadem. Icons: Mother of God. Athens, 1994;
- Hilandar Monastery. Belgrad, 1998. P. 211-213;
- Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. М., 2002. С. 330-331.
Использованные материалы
- И. А. Шалина "Взыграние", Православная энциклопедия т. 8, с. 105-107
- Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 79.
[1] Cod. 297/3. Fol. 71; утрачено
[2] Vat. gr. 1162. Fol. 32
[3] Add. 7154. Fol. 1v
[4] PG. 28. Col. 985C - 988A
[5] PG. 144. Сol. 126