Петр (+ 552), патриарх Иерусалимский, святитель
Память 18 апреля (Палест.-Груз. [1]), 7 июля (Палест-Груз. [1]), 26 ноября (Греч. [2], Палест.-Груз. [1])
Уроженец города Елевтерополь в Палестине.
В 524 году избран патриархом Иерусалимским.
В 528-529 годах был вынужден участвовать в усмирении иудеев и самарян, которые подняли восстание против христианских властей в Палестине из-за мер императора Юстиниана I, приведших к значительному ущемлению прав нехристиан. В 531 году патриарх Петр послал святого Савву Освященного к императору Юстиниану с просьбой о помощи Церкви после разрушительного восстания самаритян. В частности, патриарх просил построить госпиталь для иноземцев и закончить возведение Новой церкви. Святой царь уважил просьбу и предоставил Иерусалимской Церкви немалые средства.
Принял назначение монофизита Анфимия на Константинопольский престол, за что был обличён святителем Агапитом, папой Римским и признал свою ошибку.
19 сентября 536 года в Иерусалиме состоялся церковный Собор, на который съехались 49 епископов и во главе с патриархом Петром подтвердили постановления Константинопольского Собора 536 года. Иерусалимский Собор 536 года стал самым крупным Собором Иерусалимской Православной Церкви в древности, так как полсотни его участников представляли почти все известные нам церковные кафедры Палестины той эпохи [3].
При патриархе Петре среди палестинского монашества стали стремительно распространяться оригеновские идеи, что привело к росту внутренних противоречий в церковных кругах. Петр, будучи противником оригенистов, пытался пресечь распространение крамольных мыслей среди местного духовенства, однако безуспешно, поскольку в этом деле ему противостояла влиятельная столичная партия во главе с епископами Домицианом и Феодором Аскидой. Влияние Феодора позволяло оригенистам сравнительно успешно распространять свои взгляды и в том числе присутствовать в среде палестинского монашества.
В начале 537 года борьбу с оригенистами повел новый игумен лавры св. Саввы Геласий, который сумел изгнать их из своего и ряда других монастырей. Однако их оплотом оставалась Новая лавра, куда в это же время переехал из Константинополя Леонтий Византийский, также сочувствовавший оригенизму, собравший вокруг себя значительное число последователей. Петр был призван в Константинополь, где, по настоянию Феодора Аскиды, к нему были приставлены два синкелла-оригениста - Петр Александриец и Иоанн Стронгил, которые пытались насадить учение Оригена в Палестине. Петр был вынужден пойти на значительные уступки перед оригенистами, что пошатнуло его авторитет в Иерусалимской патриархии. Патриарх Петр тайно сетовал на монахов-оригенистов. Он благосклонно принял Римского диакона Пелагия в Иерусалиме и снабдил его данными, позволившими произвести осуждение Оригенова учения в 543 году.
В 539/542 году патриарх Петр стал участником Собора в Газе, низложившего с Александрийского престола Павла Тавеннисиота и возведшего в патриархи палестинского монаха Зоила [4].
В 542 году Собор в Антиохии под председательством патриарха Ефрема осудил ряд сочинений Оригена, но в Палестине оригенисты принуждали патриарха Петра Иерусалимского порвать отношения со святым. Ефремом. Чтобы переломить ход дела в свою пользу, Петр совместно с игуменами лавры св. Саввы Геласием и монастыря св. Феодосия Софронием направил имп. Юстиниану прошение осудить оригенистов. Это обращение было поддержано Пелагием, папским нунцием в Константинополе и будущим римским папой. Юстиниан решил удовлетворить просьбу Петра и издал эдикт, в котором осудил оригеновские постулаты.
Несмотря на официальное осуждение их учения, оригенисты не были сломлены. Пользуясь своим влиянием на императора Юстиниана, Феодор Аскида решил отвести от себя удар и предложил императору заняться обращением монофизитов. В результате появился знаменитый эдикт Юстиниана "О Трех Главах". В середине 540-х годов положение Иерусалимского патриарха Петра и его архимандритов пошатнулось, поскольку в очередном прошении к Юстиниану они дерзнули выступить против осуждения "Трех Глав", которого император добивался от всей Церкви. В 545-546 годах игумен Геласий совершил поездку в Константинополь, чтобы оправдаться, но не был принят; он умер на обратном пути. В 547 году игуменом лавры св. Саввы стал оригенист Георгий, причем часть монахов, сторонников православия, покинула лавру. Георгий вскоре был обвинен в нечестии и смещен, но и его преемники по-прежнему благоволили к оригенизму.
Иерусалимский патриарх Петр долго отказывался признать эдикт императора, так как считал, что этот документ содержит отступления от решений IV Вселенского собора, состоявшегося в Халкидоне, но потом, под угрозой смещения с должности, вынужден был подписать его.
Патриарх Петр скончался в октябре 552 года.
Память Петра, патриарха Иерусалимского, имеется в "Палестино-грузинском календаре" Синая X века под 18 апреля, 7 июля и 26 ноября (Garitte. Calendrier. P. 202, 395 [5]); в Германовском календаре за 2009 год - память 26 ноября; в Лекционарий Латаля (Lectionary of Latal) - 7 июля.
Использованные материалы
- Saint Herman Calendar 2009, 96.
- Статья энциклопедии Mertens, А., Who was a Christian in the Holy Land:
- Попов И. Н., Иерусали́мская Правосла́вная Це́рковь // Православная Энциклопедия, Т. 21, С. 446-500:
- http://www.pravenc.ru/text/293788.html (материал использован частично)
- Византийский словарь: в 2 т. / [сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.190:
[1] "Память святителя Петра, Патриарха Иерусалимского" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 597.
[2] "Ὁ Ἅγιος Πέτρος Ἐπίσκοπος Ἱεροσολύμων", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1288/sxsaintinfo.aspx.
[3] Mansi. T. 8. P. 1164-1176
[4] В научной литературе встречаются различные датировки проведения Соборе в Газе и вступления Зоила на александрийскую кафедру (с 539 по 542). По мнению Грацианского М. В., 539 год является наиболее вероятной датой. См. его статьи "Зоил, патриарх Александрийский" // Православная Энциклопедия, т. 20, т. 317-318, http://www.pravenc.ru/text/199971.html и "Свт. Ефрем Антиохийский" // Православная Энциклопедия, т. 19, с. 25-32, http://www.pravenc.ru/text/182075.html
[5] "Память святителя Петра, Патриарха Иерусалимского" // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. IV. - С. 597, сноска 1.