Солея (гр σολέα, от латинского solium - престол, трон), возвышенная часть пола перед иконостасом.
В раннехристианской и византийской церкви проход, соединяющий алтарь и амвон, часто огражденный балюстрадой.
В первоначальных христианских базиликах пространство, которое непосредственно предшествовало алтарю или святилищу и возвышалось несколькими ступенями над амвонами, где стояли низшие клирики. Здесь, на солее, принимали Евхаристию все, кому воспрещен был вход в алтарь, т. е. все верные, не принадлежавшие к клиру и не исправлявшие никакой церковной должности, а также и клирики виновные в большом грехе. Солея обыкновенно особенно украшалась изящными и дорогими мраморами.
В постиконоборческое время солеей стали называть предалтарный выступ, в центре которого находится полукруглая трибуна, которую теперь называют «амвон».
На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой решеткой.
Литература
- Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 3 v. NY - Oxford, 1991. Р. 1923.
- Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986. Р. 62, 76, 362.
- Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y, 1985.
- Mathews T. The Early Churches of Constaninople: Architecture and Liturgy. Pensilvania State University. 1980.
- Уайбру Х. Православная литургия. М 2000. С. 62, 87, 95, 97, 106.
- Хрушкова Л.Г. Раннехристианские памятники Восточного Причерноморья. М. 2002. С. 437.
Источники, использованные при составлении статьи
- http://www.patriarchia.ru/db/text/142174.html
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.