![]() |
Прп. Онуфрий Гареджийский |
Память 29 сентября (Груз.)
В миру Отар Карумидзе (груз. ოთარ ქარუმიძე), родился в 1707 году в богатой дворянской семье. С юности мечтал о монашестве, однако был вынужден заниматься военным делом, женился и имел детей. Он был картлийским вельможей, известным своим богатством, гостеприимством и милосердием. При этом под красивой одеждой он носил власяницу и непрестанно молил Бога даровать ему силы для монашеской жизни.
Достигнув 63 лет, Отар уговорил супругу отпустить его в монастырь. Вместе с двумя старшими сыновьями он поехал в Тбилиси, где благословил их, в последний раз напутствовал и простился с ними. Затем отправился в монашескую пустыню Гареджи, где в Давидо-Гареджийском монастырье был с радостью принят настоятелем обители архимандритом Германом (впоследствии митрополит Тбилисский; + 1790). Через некоторое время он постриг Отара Карумидзе в монашество с именем в честь преподобного Онуфрия Великого.
Блаженный Онуфрий предал себя в полное послушание духовнику. Он был спокойным и смиренным. Подвизался в келье, находившейся в овраге вне монастыря. Беспрерывно молясь всю ночь, после утрени снова спускался в овраг и там продолжал чтение псалмов, оплакивая грехи прошлых лет. Питался святой только раз в день, принимая после вечерней молитвы лишь хлеб и воду, а во время Великого поста - только в субботу и воскресенье; принимал подвиг затворничества.
В 1775 году в одну из ночей монастырь разгромили лезгины. Они ограбили церковь и похитили нескольких насельников, в том числе иеромонахов Максима и Иоакима, четырёх иподьяконов и Онуфрия. Поняв, что продать престарелого Онуфрия они не смогут, лезгины решили убить его и пытали, однако он выжил. Через некоторое время монахов выкупили. Поскольку монастырь после набега остался без запасов продовольствия, архимандрит Герман отправил преподобного Онуфрия в Картли для сбора пожертвований на нужды обители. И бывший известнейший картлийский вельможа ходил по дворам и просил милостыню.
В Цхинвали внимание преподобного Онуфрия привлекла толпа, куда-то ведущая одержимого отрока. Расспросив обо всём, он узнал, что того вели к гадалке, чтобы с её помощью помочь ему. Тогда святой обратился к людям: "Чада мои, не подобает христианину такое поведение. Приведите отрока ко мне!" Мать больного пала в ноги святому, моля о помощи. Онуфрий поднял женщину со словами утешения: "Я ношу с собой землю с могилы святого Давида Гареджского. Это поможет твоему сыну!" Преподобный развёл щепотку этой земли в воде и дал выпить бесноватому. Бес тотчас же вышел из отрока, и тот исцелился.
В монастырь святой Онуфрий вернулся с запасом продуктов на три-четыре года. С собой он привёл своего сына Иоанна, который вскоре принял постриг, а впоследствии стал архиепископом Цилканским (+ 25 января 1803).
Однажды в монастырь пришёл некий араб или перс с повреждённым глазом. Преподобный Онуфрий обмыл глаз водой из святого источника преподобного Давида, и тот исцелился.
Великим постом 1781 года архимандрит Герман постриг Онуфрия в великую схиму с именем Онисифор. Святой отдал все свои книги эконому обители, оставив себе только Псалтирь, надел на тело тяжёлую железную цепь и затворился в келье, выходя лишь на богослужения в церковь; он принял обет молчания и сообщался с братией посредством записок. В келье преподобный непрестанно читал псалмы и спал на рваной циновке. От чрезмерных подвигов тело его истощилось настолько, что он не мог стоять. Подвижник с благодарностью терпел немощь и сильные боли, не расставался с чётками и непрерывно творил молитву. Ему в помощники был определён его сын иеродиакон Иоанн.
Предчувствуя кончину, схимонах Онисифор причастился и через восемнадцать ней, на праздник Богоявления 1786 года преставился и был похоронен в могиле около усыпальницы преподобного Давида Гареджийского (к югу от алтарного окна), которую сам приготовил для себя.
Был прославлен в лике святых вскоре после кончины.
Сведения о нём содержатся в сочинении насельника Гареджийского монастыря Натлисмцемели преподобного Гавриила Мцире "Житие и деятельность преподобного и блаженного отца нашего схимника Онисифора" (ок. 1787-1789). Сочинение стало одним из последних в груз. агиографической литературе.
В грузинской историографии преподобного Онуфрия Гареджийского ошибочно отождествляют с настоятелем лавры Давидгареджи архимандритом Онуфрием (Мачутадзе).
Литература
- Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии. Тб., 1946. Т. 1. С. 324 (на груз. яз.);
- Краткие ведомости для груз. писателей, XVI-XIX вв. / Исслед., коммент., словарь: И. Лолашвили. Тб., 1982. С. 142-150 (на груз. яз.).
Использованные материалы
- "Святого Онуфрия Гареджского, чудотворца (XVIII)" // Неофициальный сайт "Грузинская Православная Церковь" (архив):
- Мачуришвили Георгий, диакон. "Онуфрий (Онисифор) Гареджели [Карумидзе Отар...] (1707 - 6.01.1786, мон-рь Давидгареджи, Кахети), прп. (пам. груз. 29 сент.)" // Православная энциклопедия, т. 53, с. 27-28 (опубликовано: 4 июля 2023 г.):