Онуфрий (Мачутадзе) Гареджийский (Гареджели) (груз. ონოფრე გარეჯელი; сер. XVII в. - между 1729 и 1733), архимандрит, настоятель лавры Давидгареджи, известный грузинский церковный деятель XVII-XVIII вв.
Имя гурийского дворянина Отара Мачутадзе вместе с именем его брата, епископа Джуматского Максима (Мачутадзе), впервые упоминается в документе начала 1670-х годов: они входили в свиту Туты, дочери гурийского князя Кайхосро I, невесты сына царя Картли Вахтанга V - царевича Левана [1]. В жалованной грамоте 1683 года Леван назвал Отара своим "преданным рабом" и назначил его сборщиком повинности, взимаемой с урожая винограда [2].
Между 1683 и 1690 годами Отар прибыл в лавру Давидгареджи в пустыни Гареджи, где принял постриг с именем Онуфрий.
12 марта 1690 года был назначен настоятелем лавры. В поставительной грамоте, подписанной католикосом-патриархом Восточной Грузии (Мцхетским) Иоанном X (Диасамидзе), архиепископом Алавердским Николаем (Андроникашвили) и другими грузинскими архиереями, указывалось, что это было сделано по распоряжению царя Картли Ираклия I ввиду запустения гареджийских монастырей в 1616 году, после нашествия персидского шаха Аббаса I на Кахети (подробнее см. "Гареджийские преподобномученики") [3].
Архимандрит Онуфрий урегулировал имущественные вопросы Давидгареджи, увеличил доходы, обеспечил безопасность и достаток, привлёк многочисленную братию, развернул обширную строительную деятельность. В скором времени обитель снова обрела статус одного из крупнейших церковных центров Грузии. В 1690 году Ираклий I вернул монастырю все земли, которые присвоили кахетинские дворяне [4]; в 1696 году царь назначил каждому монаху, в том числе настоятелю, ежегодное пособие в размере 9 червонцев, выделил из царской казны 5 литр (ок. 5 кг) свечей; в 1699 году назначил ежегодное пожертвование монастырю с доходов Картли (хлебом, вином, рисом, маслом, солью и сыром) и др. [5]
Около 1699-1700 годов, воспользовавшись отсутствием в монастыре архимандрита Онуфрия, лезгины ночью напали на обитель, разгромили её и убили спящих монахов [6]. После этого по распоряжению настоятеля были защищены фортификационными системами сперва Давидгареджи (работы длились семь лет), затем гареджийские монастыри Натлисмцемели и преподобного Додо.
При архимандрите Онуфрии в Давидгареджи также были построены церковь апостола Иоанна Богослова и башни, в скалах высечены новые кельи для братии. В Сагареджо на монастырской земле была построена и украшена церковь во имя апостолов Петра и Павла. Онуфрий пригласил в монастырь каменщиков, резчиков, плотников, художников, оформителей икон: были расписаны и украшены как новые, так и старые церкви Давидгареджи. Все храмы были обеспечены богатой утварью.
В начале XVIII века число духовенства Давидгареджи было настолько велико (по подсчётам исследователей, от 100 до 200 человек), что причт лавры был разделён на три гареджийских монастыря: настоятелем в Давидгареджи остался архимандрит Онуфрий, в Натлисмцемели был назначен архимандрит Харитон, в монастырь преподобного Додо - архимандрит Захария. В 1704 году три гареджийских настоятеля передали Ираклию I письмо, в котором обещали служить литургию для царя и царицы в четверг сырной седмицы, для царских детей - в неделю мясопустную [7].
Архимандрит Онуфрий Гареджийский также упомянут в грамоте 1708 года, выданной в связи с возобновлением права владения села Акура за Давидгареджи [8], в документе от 9 мая 1712 года о решении земельных дел между дидойцами и мгалоблийцами [9] и в других документах.
Архимандрит Онуфрий Гареджийский способствовал развитию и расширению книжной деятельности в обители. Он считается основателем гареджийской литературной школы (подробнее см.: Кавтария М. "Гареджийская литературная школа" [10]). При нём в монастыре возросло число писателей, проповедников, каллиграфов, библиографов; пустынь Гареджи стала важным центром грузинской литературы. Наиболее известный составленный по его благословению сборник [11], куда вошли Житие равноапостольной Нины, Светицховельская книга для чтения, Жития грузинских преподобных Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнийского и Шио Мгвимского и другие произведения. При Онуфрии Гареджийскомм был значительно расширен (до 76 наименований рукописей и книг, многие состояли из нескольких томов) библиотечный фонд лавры: помимо богослужебной, была собрана литература агиографического, богословского и экзегетического характера [12].
Настоятель Онуфрий активно участвовал в общественной жизни Картли и Кахети, особенно поддерживал движение против торговли пленниками. Часто на свои средства он выкупал пленных и селил их на монастырских землях. Вместе с картлийскими и кахетинскими архиереями архимандрит участвовал в подготовке военной кампании царя Картли Вахтанга VI и царя Кахети Давида II (Имамкули-хана) против лезгин. Кахетинские архиереи избрали Онуфрия Гареджийского посредником между царями и поручителем "клятвы единства" (ერთობის ფიცი), его участие позволило сгладить разногласия между Вахтангом VI и Давидом II [13].
В последний раз об отце Онуфрии упоминает документ 1729 года [14]. По мнению Б. Ломинадзе, архимандрит Онуфрий Гареджийский скончался в 1736 году, поскольку именно в этом году был назначен новый настоятель Давидгареджи [14]. Однако в документе 1733 года [15] о нём говорится уже как об умершем.
В грузинской историографии Онуфрия Гареджийского ошибочно отождествляют с преподобным Онуфрием/Онисифором (Карумидзе), схимонахом Гареджийским (1707 - 1786.
На 2023 год в Грузинской Патриархии рассматривался вопрос о канонизации Онурфия (Мачутадзе).
Литература
- Жордания Ф. Церковные документы Картли и Кахетии. Поти, 1903 (на груз. яз.)
- Карбелашвили П. Иерархия Груз. Церкви. Тифлис, 1900 (на груз. яз.);
- Лолашвили И. Из деятельности Сулхана-Сабы Орбелиани, 1698-1713 гг. Тб., 1959 (на груз. яз.);
- Кавтария М. Давидгареджская лит. школа. Тб., 1965 (на груз. яз.);
- Ломинадзе Б. Из истории груз. феод. отношений (сеньорий). Тб., 1966. Т. 1 (на груз. яз.).
Использованные материалы
- Мачуришвили Георгий, диак. "Онуфрий Гареджели [Мачутадзе Отар..." // Православная энциклопедия, т. 53, с. 26-27 (опубликовано: 4 июля 2023 г.):
[1] Карбелашвили П. "Иерархия Грузинской Церкви". - Тифлис, 1900 (на груз. яз.), с. 130.
[2] Жордания Ф. "Хроники". 1897. Т. 2. С. 498.
[3] Карбелашвили П. "Иерархия Грузинской Церкви". - Тифлис, 1900 (на груз. яз.), с. 129; Жордания Ф. "Церковные документы Картли и Кахетии". - Поти, 1903 (на груз. яз.), с. 10.
[4] Лолашвили И. Из деятельности Сулхана-Сабы Орбелиани, 1698-1713 гг. Тб., 1959 (на груз. яз.), с. 30-31.
[5] Жордания Ф. "Хроники". 1897. Т. 3, с. 516, 518.
[6] Сабинин. Рай. 1882, с. 162.
[7] Жордания Ф. "Церковные документы Картли и Кахетии". - Поти, 1903 (на груз. яз.), с. 19-20; Лолашвили И. Из деятельности Сулхана-Сабы Орбелиани, 1698-1713 гг. Тб., 1959 (на груз. яз.), с. 36-38; Ломинадзе Б. Из истории груз. феод. отношений (сеньорий). Тб., 1966 (на груз. яз.). Т. 1, с. 24.
[8] Жордания Ф. "Хроники". 1897. Т. 3, с. 598.
[9] ПГП. 1972. Т. 4, с. 243-244.
[10] Раздел статьи "Грузинская Православная Церковь" // Православная энциклопедия, т. 13, С. 262-263, https://www.pravenc.ru/text/639853.html#part_20.
[11] Рукопись НЦРГ. А 160, 1699 г., каллиграф иером. Шио.
[12] Менабде. Очаги. 1962. Т. 1, с. 299-300.
[13] Кавтария М. 1965, с. 34.
[14] Ломинадзе Б. Из истории груз. феод. отношений (сеньорий). Тб., 1966 (на груз. яз.). Т. 1, с. 150.
[15] НЦРГ. Ad 866.