Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВГЕНИЙ КАРФАГЕНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Икона святителя Евгения Карфагенского
Икона святителя Евгения Карфагенского
Евгений (лат. Eugenius, греч. Εὐγένιος; + 505), епископ Карфагенский, святитель, исповедник

Память 13 июля (Греч.[1], Зап. [2], Румын. [3])

После смерти епископа Деограция (ок. 456) вандалы-ариане, руководимые королём Гейзерихом (428-477), не позволили православным избрать нового Карфагенского архиерея. Только король Гунерих (477-484) под давлением византийского императора Зинона разрешил возвести на кафедру Евгения (480). По свидетельству святителя Виктора, Евгений не был широко известен в Африке. Вероятно, он был выходцем с Востока. Наставником его был некто Диадох, который отождествляется со святым Диадохом, аскетическим писателем и епископом города Фотика в Древнем Эпире.

Взойдя на кафедру, Евгений заслужил уважение православной паствы за святость жизни, милосердие к бедным и другие добродетели. Святитель открыто выказывал преданность римской культуре. В частности, он запретил входить в церковь в варварских одеждах, что вызвало неприязнь к владыке со стороны вандалов.

Епископское служение Евгения пришлось на период гонения вандалов на христиан православного исповедания. В мае 483 года Гунерих издал постановление, в котором повелел всем православным и арианским епископам Африки собраться в феврале следующего года в Карфагене для диспута о вере. Понимая, что королевская инициатива является лишь формальным предлогом для соборного осуждения православия, святитель Евгений потребовал, чтобы на Соборе присутствовали епископы "из-за моря", то есть италийские иерархи, подчинённые Римскому папе. Гунерих ответил отказом. Накануне открытия Собора, в день Богоявления, в одной из православных церквей Карфагена произошло чудо: когда Евгений крестил некоего слепого по имени Феликс и осенил его крестным знамением, тот прозрел. Весть о чуде распространилась по городу, и это то вызвало ещё бо́льшую ненависть ариан к святителю. Собор открылся 1 февраля 484 года, и предрешённое решение об осуждении православной веры было принято. В "История гонений в Африканской провинции" Виктора Витенского сохранилось исповедание веры православных участников Собора, которое, согласно сообщению Геннадия Массилийского, было составлено святителем Евгением [4].

После Собора Гунерих начал жестокое преследование православных в Африке. У них были отобраны все храмы в Карфагене и переданы арианам. Многие епископы были лишены кафедр и всех гражданских прав, низведены до положения рабов, миряне и священники отправлены в ссылку, а некоторые приняли мученическую кончину. Среди пострадавших оказался и епископ Евгений: он был сослан в город Туррис Тамаллени в пустынной местности в области Бизацена, под надзор арианского епископа Антония, известного жестокой неприязнью к православным. Но и там Евгений выступал как защитник простых граждан Карфагена, и, пользуясь своим влиянием на короля, спас от наказания чиновника, проявившего милосердие к православным. Перед изгнанием святитель написал завещание, которое по содержанию является скорее духовным наставлением православной пастве Карфагена [5].

Антоний проявил к Евгению особую жестокость. Он держал святителя в одиночной камере, постоянно подвергал оскорблениям. Заметив, что святитель нездоров, Антоний приказал поить его острым уксусом, надеясь на его скорейшую кончину. Однако владыка выздоровел.

Хронист середины VI века Виктор Туннунский сообщает, что кор. Гунтамунд (484-496) вернул православных епископов из изгнания. Вероятно, в их числе был и епископ Евгений. В продолжении хроники Проспера Аквитанского под 488 годом сообщается, что по требованию Евгения православным было возвращено кладбище св. Агилея близ Карфагена.

Однако в последние годы правления Гунтамунд относился к православному духовенству с неприязнью. Римский папа Геласий I в послании к епископам Дардании (область на Балканах) от 495 года сообщал о твердости, которую проявило карфагенское духовенство во главе с Евгением перед лицом новых гонений. Король Трасамунд (496-523) начал открыто преследовать православных, более 120 епископов были сосланы на остров Сардиния. Имя Евгения среди них не упоминается.

Виктор Туннунский отметил смерть Евгения под 505 годом. Согласно свт. Григорию Турскому, Евгений был вынужден покинуть Африку и переселился в Южную Галлию, принадлежавшую вестготам. Святитель скончался в г. Альбига (ныне Альби, Франция), от его гробницы совершались чудеса.

Согласно другой традиции, зафиксированной в более поздних агиографических памятниках, Евгений был в числе епископов, отправленных в ссылку на Сардинию кор. Трасамундом, и скончался на острове Корсика. В VIII веке Тициан, еп. г. Тарвизий (ныне Тревизо, Италия), из-за нападений сарацин перенес его мощи в Тарвизий. Вероятно, это были останки какого-то другого епископа-исповедника, скончавшегося в ссылке, которого народное предание отождествило с Евгением.

Основным источником сведений о святом является "История гонений в Африканской провинции" святителя Виктора, епископа Витенского, которая оканчивается на смерти кор. Гунериха (кон. 484).

Григорий Турский свидетельствует о почитании Евгения как святого в VI веке. Евгений - последний по времени святой, который упоминается в Календаре Карфагенской Церкви (нач. VI в.). Имя святителя содержится в Мартирологах Флора Лионского, Адона Вьеннского, Узуарда. Память Евгения была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под одним числом с карфагенским архидиак. Салютаром, диак. Мавриттой и др. мучениками и исповедниками, пострадавшими при кор. Гунерихе (484).

В Ноли (обл. Лигурия) сложилась агиографическая традиция, отраженная в одном из Житий святителя [6], которое легло в основу местных литургических чтений в честь Евгения в XVII веке. Согласно этому Житию, Евгений был в числе епископов, сосланных вандалами на Сардинию и Корсику. Оттуда он перебрался в Лигурию, где проповедовал Евангелие среди полуязыческого крестьянского населения в окрестностях совр. Ноли и Савоны. Возжелав вести отшельническую жизнь, Евгений удалился на островок Брумиак (ныне Берджеджи), недалеко от Ноли, где и скончался. Там была построена небольшая церковь, в которой покоились мощи святителя. Первое достоверное известие о существовании церкви и гробницы некоего св. Евгения на острове Берджеджи относится к 998 году и содержится в грамоте имп. Оттона III, в которой право на владение церковью и ее доходами было закреплено за еп. Савоны Бернардом. Епископ передал церковь на попечение Леринского монастыря, который управлял ею до 1252 года. После ухода леринских монахов приорат св. Евгения оскудел. Мощи святого были перенесены в Ноли и помещены в соборной церкви св. Парагория. В 1602 году мощи были положены в новом кафедральном соборе св. Петра. В литургической практике епископства Ноли утвердилось отождествление св. Евгения с Евгением, еп. Карфагенским. Евгений почитался как покровитель морской республики Ноли, впоследствии поглощенной Генуей. В Ноли память Евгения празднуется 16 июля вместе с другими святыми покровителями города - Лонгином, Парфием и Парфенонием. Вероятно, это празднество было установлено в связи с перенесением мощей в 1602 году.

Сочинения

  • Eugenius Cartaginensis. Opera // PL. 58. Col. 767-776; CPL, N 103, 648, 799.

Литература

  • BHL, N 2678-2681;
  • Victor Vitensis. Historia persecutionis Africanae provinciae. II 6-8, 18, 38, 40-44, 47-55; III 34, 43-44 // MGH. AA. T. 3. Fasc. 1 (рус. пер.: Виктор Витенский. История гонений в Африканской провинции / Пер.: В. А. Дорофеева // Церковные историки IV-V вв. / Сост.: М. Ф. Высокий, М. А. Тимофеев. М., 2007. С. 97-169);
  • ActaSS. Iul. T. 3. P. 487-509; T. 4. P. 180-181;
  • Greg. Turon. Glor. martyr. 58 // PL. 71. Col. 758-759;
  • Gennad. Massil. De script. eccl. 97 // PL. 97. Col. 1116-1117;
  • Victor Tunnunensis. Chronicon // MGH. AA. T. 11. P. 190, 193-194;
  • Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 302-303;
  • Usuardus Sangermanensis. Martyrologium // PL. 124. Col. 253-254;
  • Gelasius I. Epistulae et decreta. 3 // PL. 59. Col. 23-24;
  • MartRom. Comment. P. 284-285;
  • Calendarium Carthaginense // PL. 13. Col. 1219.
  • Leclercq H. L'Afrique Chrétienne. P., 19042. Vol. 2;
  • Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 2. P. 930, 999
  • Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P., 19116. Vol. 3. P. 635-644;
  • Lanzoni. Diocesi. P. 692-699;
  • Marrou H. Diadoque de Photike et Victor de Vita // REA. 1943. Vol. 45. P. 227-229;
  • Dejardins V. Les saints d'Afrique dans le martyrologe romain. Oran, 1952;
  • Courtois Ch. Victor de Vita et son œuvre. Algiers, 1954;
  • idem. Les vandales et l'Afrique. P., 1955;
  • Constanza S. Vandali-Arriani e Romani-Catholici nella «Historia persecutionis Africanae provinciae» di Vittore di Vita // Oikoumene: Studi paleocristiani in onore del Concilio Vaticano II. Catania, 1964. P. 223-241;
  • Lucchiesi G. Eugenio di Cartagine // BiblSS. Vol. 5. Col. 186-189;
  • Maier J.-L. L'épiscopat de l'Afrique romaine, vandale et byzantine. R.; Neuchâtel, 1973;
  • Saxer V. Saints anciens d'Afrique du Nord. Vat., 1979. P. 194-199;
  • Нафанаил (Львов), еп. Страдания свв. мучеников Африканских, от ариан пострадавших // Беседы о Св. Писании и о вере. Baldwin Place (N. Y.), 1991. Т. 1. С. 226-236;
  • Диснер Г.-И. Королевство вандалов: Взлет и падение: Пер. с нем. СПб., 2002.

Использованные материалы

  • Зайцев Д. В. "Евгений [лат. Eugenius] († 505), свт. (пам. зап. 13 июля), еп. Карфагенский" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 50-52:



[1]  Ὁ Ἅγιος Εὐγένιος ὁ Ἐπίσκοπος Καρθαγένης" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/4333/sxsaintinfo.aspx.

[2]  "Saints EUGENE, évêque de Carthage (505), SALUTARIS, son archidiacre, MURITTA, VINDEMIAL, évêque de Capsa, LONGIN et ANTOINE, qui furent déportés dans le désert par les Vandales ariens à cause de leur confession de la foi orthodoxe" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 361, https://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=748; "st Eugène de Carthage, martyr" // Calendrier liturgique 2025 на официальном сайте на сайте Французского деканата Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви, p. 49, https://www.sagesse-orthodoxe.fr/wp-content/uploads/2024/11/...pdf.

[3]  "Sfântul Sf. Mc. EUGEN, episcop de Cartagina şi cei împreună cu dânsul: SALUT ARIE, MURITĂ şi ceilalţi (f505)" // Sinaxarul sfinţilor de pretutindeni: (martie - august) / monahul Valerian Dragoş şi rasofora Iustina. - Bucureşti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodoxă, 2011, p. 283.

[4]  Victor Vitensis. Historia persecutionis. III 1-23.

[5]  Greg. Turon. Hist. Franc. II 3.

[6]  BHL, N 2680

Редакция текста от: 20.09.2025 17:47:41

"ЕВГЕНИЙ КАРФАГЕНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google