Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАКАРИЙ КИОССКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прмч. Макарий Киосский
Прмч. Макарий Киосский
Макарий Новый, Киосский, Афонский, Прусский (греч. Μακάριος ὁ Νέος; + 1590), монах, преподобномученик

Память 6 октября (Греч.), в Соборе Афонских преподобных и в Соборе новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших.

Родился в г. Киос (Кий, ныне Гемлик, Турция) и получил в крещении имя Мануил. Его родители, Петр и Анфуса, отдали мальчика на обучение портному.

Когда Мануилу было 18 лет, его отец добровольно отрекся от Христа и принял ислам, а затем переехал в Прусу (ныне Бурса).

Однажды Мануил отправился в этот город по делам и на базарной площади случайно встретился с отцом. Тот схватил сына и насильно отвел к судье, крича, что пришло время и Мануилу стать мусульманином. Юношу избили и ему насильно совершили обрезание.

Через несколько дней Мануилу удалось тайно бежать из Прусы, и он отправился на Св. Гору. Обойдя все монастыри, Мануил стал послушником у одного добродетельного старца в скиту прав. Анны. Там он принял постриг с именем Макарий.

По прошествии 12 лет Макарий стал просить у старца разрешение вернуться в Прусу, чтобы прилюдно исповедать Христа. Старец не хотел отправлять Макария на мученическую смерть, но, видя горячее желание своего ученика, посоветовался с другими старцами, и они отпустили его с благословением.

Сначала Макарий отправился в Константинополь и получил у турецкого законоведа судебное решение о том, что он может беспрепятственно вернуться к исповеданию прежней религии, поскольку его принудили отречься от своей веры. После этого о. Макарий навестил свою мать, но не открыл ей своего намерения пострадать за Христа.

Затем о. Макарий прибыл в Прусу и в иноческой одежде отправился на рынок. Турки узнали его и спросили, как он, став мусульманином, принял монашеский постриг? Святой бесстрашно ответил, что вернулся к истинной вере и посоветовал им также оставить ложную религию и уверовать во Христа, чтобы избежать адских мучений и наследовать вечную жизнь. В гневе турки едва не растерзали о. Макария. Когда они привели его к наместнику, о. Макарий заявил, что был обращен в ислам насильно, и предъявил документ, составленный законоведом. Наместник отпустил его, но это вызвало гнев мусульман, которые стали угрожать, что донесут на него султану как на врага веры. Испугавшись, наместник велел привести к нему о. Макария и стал убеждать его принять ислам, доказывая, что если бы мусульманская вера не была лучше других, то Бог не дал бы туркам такое могущество, славу и богатство. Но о. Макарий ответил, что Христос дает верующим в Него не земное, а Небесное Царствие. Наместник велел держать исповедника в тюрьме 40 дней подвешенным за подмышки и ежедневно бить его. Но т. к. святой не изменил своего решения, то по прошествии указанного срока наместник приказал поместить его на 90 дней в сухой колодец. Тюремщики раз в день поднимали о. Макария на поверхность для побоев. Однажды ночью колодец осиял божественный свет; послышалось пение ангелов. Отец исповедника, помогавший мучителям, заглянул в колодец и ослеп. Находившийся вместе с подвижником в колодце преступник-мусульманин, увидев божественный свет, уверовал во Христа и впоследствии пострадал за Него в Кютахье. Наместник, испугавшись, как бы тюремные стражники также не стали христианами, велел палачам отвести о. Макария за город и казнить. Святого отвели в ущелье, побили камнями, а затем обезглавили (+ 1590). В момент казни раздался гром, засверкали молнии и поднялся такой сильный вихрь, что палачи едва остались в живых.

Тело мученика находилось в ущелье непогребенным, и каждую ночь над ним был виден столп света. Через несколько дней христиане тайно похоронили святого. Впоследствии главу прмч. Макария передали в скит прав. Анны, часть мощей - матери преподобномученика, которая поместила их в церкви Св. Троицы в Киосе. От мощей преподобномученика, оставшихся в Прусе, исходило благоухание и совершались чудеса.

Неизданное первоначальное (?) Мученичество Макария Нового [1] содержится в рукописи Neo-Eborac. Plimpton 14, 1644 г. Гимно- и агиографические тексты в честь Макария Нового составлены протосинкеллом Константинопольской Патриархии Мелетием Сиригом в середине XVII века (служба с синаксарным Житием). Житие Макария Нового включено в состав сб. «Новый Лимонарь».

Литература

  • ΝΜ. 1856. Σ. 58;
  • ΝΛ. 1873. Σ. 334-339;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. 1993. Τ. 1. Σ. 304;
  • Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 27;
  • Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 2. Σ. 327-329;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 284;
  • Μακάριος (Νοταρᾶ), μητρ., Νικόδημος ῾Αγιορείτης, Νικήφορος ἱερομον., ᾿Αθανάσιος ὁ Πάριος. Συναξαριστής νεομαρτύρων. Θεσ., 19963. Σ. 743-747;
  • Μωϋσῆς ῾Αγιορείτης, μον. Οἱ ῞Αγιοι τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. Καρυές, 2008. Σ. 409;
  • Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 20092. Τ. 2: Οκτώβριος. Σ. 68-69.

Использованные материалы

  • "Макарий Новый" // Православная энциклопедия, т. 42, с. 587
  • Άγιος Μακάριος ο νέος οσιομάρτυρας από την Κίο της Βιθυνίας, страница греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) - взята икона



[1]  BHG, N 2244

Редакция текста от: 19.10.2024 17:35:42

"МАКАРИЙ КИОССКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google