Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕВСЕВИЙ I РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Евсевий I, еп. Римский. Греческая икона
Сщмч. Евсевий I, еп. Римский. Греческая икона
Евсевий I (+ ок. 155), епископ Рима (ок. 140 - 155), священномученик

Память 11 июля (Греч.)

Имя священномученика Евсевия I не содержится в современных списках епископов Рима. Однако данные, содержащиеся в греческом житии, достаточно просто согласуются с событиями, описанными в жизнеописаниях его предшественником и последователей. Следует помнить и о том, что даты правления Римских епископов II века, основанные на сочинениях Евсевия Кесарийского и на Каталоге Либерия, являются условными, так как надёжность этих источников остаётся под сомнением. Кроме того, традиционные представления о преемственности раннехристианских руководителей Римской Церкви не являются общепризнанными в современной историографии. По мнению многих исследователей, единоличное епископское правление утвердилось в Риме лишь в конце II века или в 1-й половине III века, и таким образом, епископы этого времени могли быть руководителями отдельных римских христианских общин, действовавшими одновременно, или председателями совета римских пресвитеров (см. Пий I Римский).

В греческом житии сказано, что Евсевий родился на юге Италии во второй половине I века. Согласно Мураториеву кодексу (Μουρατοριανό Κώδικα) и Книги римских епископов II века, он был братом Ерма, автора книги "Пастырь". Отца их звали Руфин, он был родом из Аквилеи - древнего римского города на берегу Адриатического моря.

Евсевий был епископом Рима со 140 по 155 год при императорах Антонине Пии и Марке Аврелии - то есть девятым на Римской кафедре. Согласно житию, это подтверждает святитель Ириней, епископ Лионский.

Святой Евсевий принял духовное управление Римской Церковью в трудные времена. Во времена императора Антонина христиане были изгоняемы и предаваемы на мучения. Специально их не разыскивали, но когда случалось их разоблачить, они были обречены на неминуемую смерть. В эпоху, когда римляне яростно борются с Церковью и их философы страстно нападают на неё, а среди рядовых идолопоклонников распространяются невежественные ложные и бесстыдные обвинения против христиан, святой мученик Евсевий и все римские христиане сохраняли живую веру, демонстрируя терпение и непреодолимое мужество.

Однако это была эпоха не только гонений со стороны язычников, но и восстающих на православную веру гностиков и еретиков. Святитель Ириней упоминает о гностике Валентине, находившемся в Риме со времён священномученика Игина, предшественника Евсевия, и остававшегося там до избрания на Римский престол Аникета. В период понтификата Евсевия Валентин, который был также кандидатом в епископы Рима против Евсевия, по сообщению Тертуллиана, был поддержан еретиком Кедроном, предшественником гностика Маркиона, основателя ереси одноимённой ереси, которая была ответвлением гностицизма. Около 140 года Маркион поселился в Риме, где был принят тамошней церковью, которой благодаря своей благотворительной деятельности пожертвовал огромную сумму в 200 000 цистерциев. Как и Валентин, Маркион претендовал на должность епископа Рима, но потерпел неудачу.

Святитель Евсевий неустанно обличал и опровергал ложные учения. Говоря о Маркионе как о "первенце сатаны", Евсевий ссылался на апостолов, запрещавших верующим даже всякое общение слова с еретиками. Гностики открыли собственные школы, сформировали альтернативную "церковь" с полной имитацией иерархии и богослужения. Евсевий созвал римских старейшин, чтобы разобраться с проблемой еретиков-гностиков. После обсуждения и изложения еретических позиций Маркионом святитель дал еретику отпор, отлучил его от церкви и изгнал из Рима. Перед уходом Маркион забрал обратно средства, которые он ранее пожертвовал Церкви. История этого противостояния подробно описана Евсевием в книге "Церковная история".

Священномученик Евсевий проявлял заботу о бедных, рукополагал в необходимых количествах духовенство, строил церкви и баптистерии, крестил многих язычников, уверовавших в Триединого Бога. Он также определил, что приходящий ко Христу из иудеев должен быть принимаем в Церковь через Святое Крещение.

Святой Евсевий был убит около 155 года язычниками, напавшими на него с мечами. Его похоронили неподалёку от мощей апостола Петра.

Использованные материалы

  • "Ὁ Ἅγιος Εὐσέβιος ὁ Α’ ὁ Ἐπίσκοπος Ρώμης ὁ Ἱερομάρτυρας ὁ Ἐπίσκοπος Ρώμης" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:

Редакция текста от: 30.09.2024 17:42:34

"ЕВСЕВИЙ I РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google