Сщмч. Евсевий I, еп. Римский. Греческая икона |
Память 11 июля (Греч.)
Имя священномученика Евсевия I не содержится в современных списках епископов Рима. Однако данные, содержащиеся в греческом житии, достаточно просто согласуются с событиями, описанными в жизнеописаниях его предшественником и последователей. Следует помнить и о том, что даты правления Римских епископов II века, основанные на сочинениях Евсевия Кесарийского и на Каталоге Либерия, являются условными, так как надёжность этих источников остаётся под сомнением. Кроме того, традиционные представления о преемственности раннехристианских руководителей Римской Церкви не являются общепризнанными в современной историографии. По мнению многих исследователей, единоличное епископское правление утвердилось в Риме лишь в конце II века или в 1-й половине III века, и таким образом, епископы этого времени могли быть руководителями отдельных римских христианских общин, действовавшими одновременно, или председателями совета римских пресвитеров (см. Пий I Римский).
В греческом житии сказано, что Евсевий родился на юге Италии во второй половине I века. Согласно Мураториеву кодексу (Μουρατοριανό Κώδικα) и Книги римских епископов II века, он был братом Ерма, автора книги "Пастырь". Отца их звали Руфин, он был родом из Аквилеи - древнего римского города на берегу Адриатического моря.
Евсевий был епископом Рима со 140 по 155 год при императорах Антонине Пии и Марке Аврелии - то есть девятым на Римской кафедре. Согласно житию, это подтверждает святитель Ириней, епископ Лионский.
Святой Евсевий принял духовное управление Римской Церковью в трудные времена. Во времена императора Антонина христиане были изгоняемы и предаваемы на мучения. Специально их не разыскивали, но когда случалось их разоблачить, они были обречены на неминуемую смерть. В эпоху, когда римляне яростно борются с Церковью и их философы страстно нападают на неё, а среди рядовых идолопоклонников распространяются невежественные ложные и бесстыдные обвинения против христиан, святой мученик Евсевий и все римские христиане сохраняли живую веру, демонстрируя терпение и непреодолимое мужество.
Однако это была эпоха не только гонений со стороны язычников, но и восстающих на православную веру гностиков и еретиков. Святитель Ириней упоминает о гностике Валентине, находившемся в Риме со времён священномученика Игина, предшественника Евсевия, и остававшегося там до избрания на Римский престол Аникета. В период понтификата Евсевия Валентин, который был также кандидатом в епископы Рима против Евсевия, по сообщению Тертуллиана, был поддержан еретиком Кедроном, предшественником гностика Маркиона, основателя ереси одноимённой ереси, которая была ответвлением гностицизма. Около 140 года Маркион поселился в Риме, где был принят тамошней церковью, которой благодаря своей благотворительной деятельности пожертвовал огромную сумму в 200 000 цистерциев. Как и Валентин, Маркион претендовал на должность епископа Рима, но потерпел неудачу.
Святитель Евсевий неустанно обличал и опровергал ложные учения. Говоря о Маркионе как о "первенце сатаны", Евсевий ссылался на апостолов, запрещавших верующим даже всякое общение слова с еретиками. Гностики открыли собственные школы, сформировали альтернативную "церковь" с полной имитацией иерархии и богослужения. Евсевий созвал римских старейшин, чтобы разобраться с проблемой еретиков-гностиков. После обсуждения и изложения еретических позиций Маркионом святитель дал еретику отпор, отлучил его от церкви и изгнал из Рима. Перед уходом Маркион забрал обратно средства, которые он ранее пожертвовал Церкви. История этого противостояния подробно описана Евсевием в книге "Церковная история".
Священномученик Евсевий проявлял заботу о бедных, рукополагал в необходимых количествах духовенство, строил церкви и баптистерии, крестил многих язычников, уверовавших в Триединого Бога. Он также определил, что приходящий ко Христу из иудеев должен быть принимаем в Церковь через Святое Крещение.
Святой Евсевий был убит около 155 года язычниками, напавшими на него с мечами. Его похоронили неподалёку от мощей апостола Петра.
Использованные материалы
- "Ὁ Ἅγιος Εὐσέβιος ὁ Α’ ὁ Ἐπίσκοπος Ρώμης ὁ Ἱερομάρτυρας ὁ Ἐπίσκοπος Ρώμης" // Греческий сайт Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος: