Прп. Памфил, игумен Спасо-Елеазаровский, Псковский. Икона (Россия, 2013) |
Память 15 мая и в Соборе Псковских святых
Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был Памфил. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что Памфил происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, Памфил, Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского монастыря. Первым игуменом монастыря и духовником Евфросина был старший брат Памфила Игнатий, после него - Харлампий, затем, уже после смерти Евфросина (+ 1481), - Памфил. Точное время игуменства преподобного Памфила не установлено. Во второй редакции Жития Евфросина, написанной в 1547 году, ее автор, псковский агиограф Василий, говорит, что беседовал в Елеазаровском монастыре с иноком Маркелом, постриженным в монахи при игумене Памфиле 50 лет тому назад; следовательно, и в 1497 году игуменом Елеазаровского монастыря был преподобный Памфил.
Послание игумена Памфила наместнику великого князя в Пскове содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание купальных обрядов. Древний языческий праздник в честь Купалы совпал с днем Рождества Иоанна Предтечи. Возмущенный тем, что Рождество великого Иоанна Предтечи встречают по-прежнему бесовскими играми, чародейством и "блудом", Памфил обращается: к псковскому наместнику и напоминает ему об обязанности искоренять остатки языческих обрядов. Послание имеет две редакции - Краткую и Летописную [1]. Считается, что обе редакции принадлежат Памфилу. Первым было написано Послание в Краткой редакции, однако оно не выполнило своей задачи - псковские наместники не приняли мер по борьбе с остатками языческих обрядов.
Игумен Памфил пишет письмо великому князю. Картина Александры Бухтеевой (2021 г. Холст, масло, 50×40 см. Частное собрание, г. Сергиев Посад) |
Литература
- АИ. 1846. Т. 1, № 22;
- ЧОИДР. 1846. № 4 (заседание 27 апреля 1846 г.). С. 59 - 62;
- ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 278-281;
- Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Прил. С. 1-6;
- Руководство для сельских пастырей. 1860. № 17. С. 439-443 (пер. на рус. яз.);
- Псковские летописи / Пригот. к печ. А. Насонов. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 90-91.
- Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле. М., 1908. С. 485-486;
- Лихачев Д. С. Литература времени образования национального Русского государства (1460-е - 1530-е гг.) // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. С. 409.
Использованные материалы
- В. И. Охотникова. "Преподобный Памфил Псковский, Спасо-Елеазаровский" // Сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ
[1] Летописная редакция помещена под 1505 г. в Летописи Псковской I (встречается и в сборниках, например ГПБ, собр. Погодина, № 1571, л. 67-69 об.); Краткая редакция читается в сборниках (ГПБ, собр. Погодина, № 1572; Q.XVII.50).
[2] "ПIЛ" - Псковская I летопись представлена в двух редакциях - Тихоновским и Архивским 1-м списками. В основе её лежат своды 1469 и 1481 гг.; сведения её по Погодинскому списку доведены до 1547 года, а прибавления списков Оболенского и Архивского 3-го доходят до начала 17 в. Подробнее см. В.И. Охотникова. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XIV - XVI в. Часть 2. Л-Я. Л., 1989. с. 27-30: http://psrl.csu.ru/toms/Tom_05.shtml В данном случае им. в виду свод Псковской I летописи 1547 года.