Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПАМФИЛ ПСКОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Памфил, игумен Спасо-Елеазаровский, Псковский. Икона (Россия, 2013)
Прп. Памфил, игумен Спасо-Елеазаровский, Псковский. Икона (Россия, 2013)
Памфил Псковский, Спасо-Елеазаровский (XV - XVI вв.), игумен Спасо-Елеазаровского монастыря, преподобный

Память 15 мая и в Соборе Псковских святых

Основные биографические сведения о нем содержатся в древней редакции Жития Евфросина Псковского, написанного в то время, когда игуменом Елеазаровского монастыря был Памфил. Неизвестный автор Жития Евфросина сообщает, что Памфил происходил из семьи, в которой четыре брата (Игнатий, Харлампий, Памфил, Мартирий) и отец стали пострижениками Елеазаровского монастыря. Первым игуменом монастыря и духовником Евфросина был старший брат Памфила Игнатий, после него - Харлампий, затем, уже после смерти Евфросина (+ 1481), - Памфил. Точное время игуменства преподобного Памфила не установлено. Во второй редакции Жития Евфросина, написанной в 1547 году, ее автор, псковский агиограф Василий, говорит, что беседовал в Елеазаровском монастыре с иноком Маркелом, постриженным в монахи при игумене Памфиле 50 лет тому назад; следовательно, и в 1497 году игуменом Елеазаровского монастыря был преподобный Памфил.

Послание игумена Памфила наместнику великого князя в Пскове содержит единственное в древнерусской литературе подробное описание купальных обрядов. Древний языческий праздник в честь Купалы совпал с днем Рождества Иоанна Предтечи. Возмущенный тем, что Рождество великого Иоанна Предтечи встречают по-прежнему бесовскими играми, чародейством и "блудом", Памфил обращается: к псковскому наместнику и напоминает ему об обязанности искоренять остатки языческих обрядов. Послание имеет две редакции - Краткую и Летописную [1]. Считается, что обе редакции принадлежат Памфилу. Первым было написано Послание в Краткой редакции, однако оно не выполнило своей задачи - псковские наместники не приняли мер по борьбе с остатками языческих обрядов.

Игумен Памфил пишет письмо великому князю. Картина Александры Бухтеевой (2021 г. Холст, масло, 50×40 см. Частное собрание, г. Сергиев Посад)
Игумен Памфил пишет письмо великому князю. Картина Александры Бухтеевой (2021 г. Холст, масло, 50×40 см. Частное собрание, г. Сергиев Посад)
Тогда Памфил пишет второе Послание (Летописная редакция). Описание купальных игрищ в обеих редакциях почти дословно совпадает, в Летописной редакции оно сопровождается примерами и цитатами из Священного писания, придающими весомость и обоснованность словам Памфила. В разных списках Летописной редакции Послания великим князем называется то Иван Васильевич, то Василий Иванович, без имени употребляется форма множественного числа "государей великих князей наместнику". Это указывает, что Послание написано в последние годы жизни Ивана III (1502 - 1505 гг.), когда его сын Василий III Иванович был объявлен соправителем с титулом великого князя. Составитель ПIЛ [2] поместил Послание под 1505 годом и адресовал его наместнику Дмитрию Владимировичу Ростовскому, жившему в Пскове с 1504 по 1507 год (в Послании Летописной редакции, когда она находится вне состава летописи, нет заголовка с датой и именем наместника). Датировка Послания в ПIЛ принимается всеми исследователями. Краткая редакция Послания была адресована, вероятно, предшественнику Дмитрия Владимировича и написана до 1504 года. При упоминании великого князя в ней также употребляется форма множественного числа, других датирующих данных в тексте Послания Краткой редакции нет.

Литература

  • АИ. 1846. Т. 1, № 22;
  • ЧОИДР. 1846. № 4 (заседание 27 апреля 1846 г.). С. 59 - 62;
  • ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 278-281;
  • Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Прил. С. 1-6;
  • Руководство для сельских пастырей. 1860. № 17. С. 439-443 (пер. на рус. яз.);
  • Псковские летописи / Пригот. к печ. А. Насонов. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 90-91.
  • Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле. М., 1908. С. 485-486;
  • Лихачев Д. С. Литература времени образования национального Русского государства (1460-е - 1530-е гг.) // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. С. 409.

Использованные материалы



[1]  Летописная редакция помещена под 1505 г. в Летописи Псковской I (встречается и в сборниках, например ГПБ, собр. Погодина, № 1571, л. 67-69 об.); Краткая редакция читается в сборниках (ГПБ, собр. Погодина, № 1572; Q.XVII.50).

[2]  "ПIЛ" - Псковская I летопись представлена в двух редакциях - Тихоновским и Архивским 1-м списками. В основе её лежат своды 1469 и 1481 гг.; сведения её по Погодинскому списку доведены до 1547 года, а прибавления списков Оболенского и Архивского 3-го доходят до начала 17 в. Подробнее см. В.И. Охотникова. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XIV - XVI в. Часть 2. Л-Я. Л., 1989. с. 27-30: http://psrl.csu.ru/toms/Tom_05.shtml В данном случае им. в виду свод Псковской I летописи 1547 года.

Редакция текста от: 25.10.2023 16:07:33

"ПАМФИЛ ПСКОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google