Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КУЗНЕЦОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн Иванович Кузнецов (1863 - 1923), протоиерей, настоятель Покровского собора-на-Рву (Василия Блаженного), археолог

Родился 11 августа 1863 года в городе Верее Московской губернии в семье купца Ивана Федоровича и его супруги Капитолины Сергеевны Кузнецовых. Иван Федорович торговал в Москве и рано умер; его вдова с дочерью Марией и сыном Иваном переехали в Москву.

В 1875 году окончил Донское духовное училище, в 1882 году - Вифанскую духовную семинарию по I разряду [1], 1886 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия [2] с правом преподавания в духовной семинарии. В 1878 году его мать записалась в московское мещанство.

14 января 1887 года обвенчался с Ольгой (1865 г.р.), дочерью священника волоколамской Покровской церкви Николая Былова. Детей в семье Кузнецовых не было.

2 февраля 1887 года был рукоположен во священника к Михаило-Архангельской церкви села Белый Раст Московского уезда Московской губернии.

С октября 1887 года служил в Троицкой церкви села Голенищево (совр. Москва) Московского уезда Московской губернии.

16 января 1891 года определен к Покровскому (Василия Блаженного) собору г. Москвы.

С 1897 года состоял в нескольких комиссиях по реставрации Покровского собора. Он был делопроизводителем реставрационной комиссии, постоянно проводил архивные изыскания по строительной истории храма, его ремонтам и реставрации.

В 1902 году был избран членом, помощником председателя Комиссии, созданной при Обществе любителей духовного просвещения, по осмотру и изучению памятников старины г. Москвы и Московской епархии.

4 мая 1904 года возведён в сан протоиерея. Находился на должности хранителя собора.

В 1907 году поступил в Московский археологический институт, был слушателем сразу двух отделений - археологического и архивного. Работая с текстами рукописей Румянцевского музея, о. Иоанну удалось найти новые сведения о строителях Покровского собора, которые совершили настоящий переворот в изучении истории собора. Свое открытие он озвучил на заседаниях Общества истории и древностях Российских при Московском университете и на заседаниях Московского археологического общества (МАО). Доклад в МАО стал поводом баллотировать о.Иоанна в члены-корреспонденты общества. В его рядах в звании действительного члена, в частности, в Комиссии "Старая Москва" он оставался всю жизнь. Связь с МАО способствовала тому, что о.Иоанн поступил в Московский Археологический институт, став студентом первого набора в 1907 году.

В 1912 году был удостоен звания ученого-археолога и награжден серебряной медалью. Его диссертацию после переработки было решено напечатать в "Записках" института. Вскоре после окончания института о. Иоанн начал работу над подготовкой публикации на основе диссертационной работы.

В 1915 году в биографическом словаре членов МАО указывалось: "Готовит к печати "Историю Московского Покровского и Василия Блаженного собора".

В 1916 году на заседании Комиссии МАО по сохранению древних памятников о. Иоанн сделал доклад на основе двух первых глав своей монографии Собора.

Помимо службы в соборе, о. Иоанн был членом Кирилло-Мефодиевского православного братства. Являлся членом Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания, был назначен смотрителем находящихся в ведении попечительства Георгиевского и Александровского приютов. Был членом Бюро попечения о беженцах в годы Первой мировой войны.

С 1918 года Покровский собор находился в ведении Главнауки и отдела по делам музеев, а в его двух нижних приделах - Василия и Иоанна Блаженных продолжались богослужения. В 1918-1919 годах - сотрудник-консультант.

В сентябре 1918 года Всероссийская Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса уведомила о. Иоанна о том, что он избран членом вновь образованной Комиссии по реставрации Покровского собора, и просила сообщить об этом патриарху Тихону. Коллегия просила о. Иоанна "принять на себя надзор за тем, чтобы никакие ремонты, починки, переделки и исправления в означенном храме не производились без ведома Отдела".

4 августа 1918 года был принят на службу в Комиссию по охране памятников искусства и старины при Моссовете, служил там до октября 1918 года - бесплатно, а с октября 1918 до февраля 1919 года - с оплатой 70 руб. в месяц, "с февраля 1919 года стал получать хорошее жалованье".

26 декабря 1918 года на заседании Комиссии по архитектурной реставрации при музейном отделе Наркомпроса он сделал доклад "Исторический обзор построения храма Василия Блаженного", по сути, это была первая глава его монографии. О. Иоанн написал о соборе Василия Блаженного две книжки, выдержанные в строго православном стиле. О. Иоанн был членом архивно-библиотечного отдела Комиссии Моссовета. По заданию Музейного отдела НКП о. Иоанн вел интенсивную работу в архивах по сбору материалов об архитектурных памятниках Москвы и Петрограда. За январь-февраль 1919 года им были обработаны сотни архивных дел. В январе 1919 года о. Иоанн обратился в Коллегию по делам музеев и по охране памятников старины и искусства Наркомпроса с заявлением о публикации "Истории Покровского собора" в "Трудах" Коллегии на предлагаемых им условиях (не больше 150 печатных листов, аванс "на проживание" 15 тыс. руб.). 30 марта 1919 года на заседании Коллегии было решено "приобрести означенную рукопись за 25 тыс.руб."

1 апреля 1919 года был назначен эпизодическим сотрудником-консультантом в Подотделе архитектурной реставрации Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Он занимался сбором архивного материала по истории собора для реставрационных нужд. При соборе Василия Блаженного не было группы верующих, поэтому Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса сдал собор в пользование причту под ответственность о. Иоанна, как археолога по специальности.

29 октября 1919 года был арестован и заключен в тюрьму Петрограда (Санкт-Петербург), с обвинением в "контрреволюционной и антисемитской агитации; нарушении кодекса законов о труде".

В октябре 1919 года органы юстиции г. Москвы развернули показательный процесс против причта Покровского собора. Поводом для этого послужила история с находившимися с 1915 года в храме мощами Гавриила Белостокского, у границы которого священники собора продолжали служить молебны. Дело было сфабриковано VIII отделом Наркомюста в рамках выполнения директив XIII съезда РКП(б) о "полном отмирании Церкви". Центральным пунктом этой программы было вскрытие и "разоблачение" святых мощей. Действия в Покровском соборе пришлись на завершающий этап кампании Всероссийского масштаба по вскрытию 65 рак с мощами святых, начавшейся еще осенью 1918 года.

29 октября 1919 года о. Иоанна и настоятеля собора о. Иоанна Андреевича Ковалевского вызвали в Комиссию по отделению Церкви от государства (в здании ЦИК, в Кремле), и комендант Кремля заключил их под стражу "ввиду падающих на них улик в соучастии в антисемитской агитации вокруг гробницы "мученика Гавриила", находящейся в Соборе Василия Блаженного".

По групповому делу "дело о контрреволюционной и антисемитской пропаганде в соборе Василия Блаженного" вместе с о. Иоанном Кузнецовым и настоятелем о. Иоанном Ковалевским проходили члены причта, сторожа и староста собора. Все обвинялись "в контрреволюционной и антисемитской агитации в соборе" в связи с нахождением в нем усыпальницы мученика младенца Гавриила Белостокского.

Со времени нахождения в соборе мощей мученика, в 1918-1919 гг. о. Иоанн Кузнецов и настоятель о. Иоанн Андреевич Ковалевский служили молебны у его мощей, хотя впоследствии на допросе отрицали это. о. Иоанн обвинялся еще и в том, что не внес ни в одну из описей имущества собора находившуюся в нем раку с мощами мч. младенца Гавриила. На суде о. Иоанн Кузнецов и настоятель собора протоиерей Иван Андреевич Ковалевский утверждали, что "мощи блаженных Василия и Иоанна сгорели в 1572 г. при нашествии на Москву Девлет-Гирея", стараясь тем самым оградить святыни от поругания.

Из протокола допроса:

"- Никогда я не учил сторожей рассказывать, что отрока Гавриила убили, якобы, евреи. Такую сомнительную агитацию я считал не приличною для христиан. Еще апостол Павел сказал: "Озлобление евреев временное". Как же можно агитировать против евреев, когда они первые попадут в Царствие Божие?...
- А вы читали надпись на этом ящике [на раке с мощами]?
- Никогда. Молебнов не служил. Не интересовался. Я более интересуюсь нашими мощами, Василием и Иоанном Блаженными...
- Почему же вы не показали в описи при принятии в пользование собора и богослужебных предметов об этих мощах Гавриила?
- Разве это археология? Ведь мы в опись не включали ни раки Василия Блаженного, ни раки Иоанна Блаженного.
- По просьбе обвинителя, Народный Суд удостоверяет, что в описях принятия собора на хранение от Советской власти, вопреки показаниям И.И. Кузнецова, значатся... и рака Василия и Иоанна Блаженного, и даже особый ковчежец с мощами. Почему вы не ликвидировали ящик Гавриила при Советской власти?
- Думали, что это постепенно ликвидируется...
- А у вас в соборе имеются мощи Василия и Иоанна Блаженного?
- Мощи, по-видимому, сожжены! А что там под спудом - Бог знает. Мощи почитаются - поскольку они будят хорошее чувство, хорошие дела любви... ".

Из обвинительного заключения:

"Кузнецов, имея поручение от Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса хранить принадлежащий всему русскому трудовому народу Собор Василия Блаженного как один из самых замечательных памятников русского зодчества,... нарушил доверие Советской власти. Роль Кузнецова морально хуже всех. Он нарушил оказанное ему, как советскому служащему и археологу, доверие, и он чувствует всю глубину своей вины и признал это перед судом".

17 ноября 1919 года был осуждён с обвинением в "контрреволюционная и антисемитская агитация в соборе Василия Блаженного, в связи с нахождением в нем усыпальницы мч. младенца Гавриила" и приговорён к условному лишению свободы сроком на 5 лет; с лишением прав на доверие советской власти.

Пребывание под арестом и суд не прошли бесследно для о. Иоанна - он оказался в больнице после операции. После выхода из больницы, он продолжал служить в Покровском соборе.

С апреля 1921 года его приняли в число постоянных сотрудников по II Подотделу церковной комиссии Главнауки Наркомпроса в качестве служителя в Покровском соборе. С мая 1921 года он стал получать в Главнауке оплату "за очистку площади около собора" в размере 15 тыс. руб. в месяц.

Летом или в начале осени 1921 года назначен настоятелем Покровского собора на Рву (Василия Блаженного). Решение всех хозяйственных вопросов легло на его плечи - служителя-уборщика и одновременно настоятеля храма - человека немолодого, болеющего с молодости и не обладающего крепким здоровьем.

Утром 3 октября 1921 года он обнаружил пропажу ценностей из собора - кражу из ризницы собора 10 предметов богослужебной утвари из драгоценных металлов и лицевого шитья. Подобные грабежи были частым явлением в эти годы. О. Иоанн незамедлительно сообщил о краже в Отдел музеев Главнауки.

Из воспоминаний племянницы, дочери брата жены о. Иоанна:

"Кузнецов Иван Иванович (муж сестры моего отца) - настоятель собора Василия Блаженного в Москве, ученый-историк. Он напечатал свои исследования по истории этого собора, подарил матери свою прекрасно изданную книгу - альбом большого формата со многими фотографиями и рисунками. От сотрудников Исторического музея я слышала, что эта книга редкая и лучшая среди книг о возведении этого замечательного памятника русской старины. И.И. Кузнецов был талантливым человеком, остроумным рассказчиком, любил нашу семью, особенно нас, детей.
Несколько летних каникул провел с нами в Эстонии на даче. После революции его выселили из прекрасной квартиры на Пятницкой улице, и он временно жил в самом соборе водном из сводчатых помещений. Там мне приходилось ночевать" [9 (один из Воронежских архивов)]

27 апреля 1922 года был арестован и помещён в Кисловский арестный дом, а в июле 1922 года осуждён по обвинению "сокрытия ценностей при изъятии Комиссией Помгола" и приговорён к освобождению из-под стражи.

С июля 1922 года - настоятель храма Василия Блаженного (собор Покрова-на-Рву).

В июле 1922 года находился в составе комиссии, которая осмотрела второй ярус собора и зафиксировала значительное ухудшение его состояния: промокание сводов, выбитые стекла, отвалившаяся штукатурка с настенными росписями. За время ареста о. Иоанна, вероятно, некому было следить за этой частью собора. Два ареста в течение короткого периода, "почти крайнее, весьма затруднительное" имущественное положение, кража и изъятие ценностей, богослужения и уборка в холодном неотапливаемом храме, и, как следствие этого, болезни, - все это серьезно сказалось на его здоровье.

Скончался 5 апреля 1923 года, в четверг на Страстной неделе.

Он первым обнаружил имена строителей Покровского собора. Исследовал многочисленные неопубликованные документы и рукописи в архивах и библиотеках. Автор первого историко-агиографического исследования о житиях святых Василия и Иоанна Блаженных, двух монографий по истории Покровского собора и других памятников Москвы и России. Последняя монография (1919 г.) остается неизданной. Многие его научные выводы не потеряли актуальности и в наши дни.

12–13 ноября 2019 года в Москве в стенах Покровского собора состоялись научные чтения памяти протоиерея И.И.Кузнецова "Актуальные проблемы изучения и сохранения памятников архитектуры".

16–17 ноября 2021 года в Москве в храме-музее "Покровский Собор" состоялись организованные ГИМ вторые чтения, посвященные памяти протоиерея И.И.Кузнецова.

Сочинения

  • Покровский (св.Василия Блаженного) собор в Москве; Лобное место: Святые Василий и Иоанн, Христа ради юродивые / Сост. священник И.И.Кузнецов. Москва: К.А.Фишер, 1900.. 1900г.

Награды

  • набедренник (15 мая 1891)
  • скуфья (9 августа 1894)
  • камилавка (6 мая 1898)
  • серебряная медаль в память царствования императора Александра III (1896)
  • наперсный крест с гранатами, бриллиантами и розами (5 мая 1900)
  • орден Румынской короны III степени (24 октября 1902)
  • орден св.Анны III степени (6 мая 1909)
  • серебряная медаль в память 25-летия церковно-приходских школ (1909)
  • орден св. Анны III степени (6 мая 1912)
  • митра

Литература, документы

  • Святой отрок Гавриил. М., Атеист, 1923.
  • Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814–1914гг.). Сергиев Посад, 1914. С.84.
  • Малышева Н.Н. Сарачева Т.Г. Последний автограф. Страницы биографии прот. Покровского собора Иоанна Иоанновича Кузнецова // Чтения памяти И.И.Кузнецова. Вып.1. Материалы научной конференции. Москва. 12–13 ноября 2019 С.8–24.
  • ГА РФ. Ф.А-353. Оп.3. Д.739.

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Вифанской духовной семинарии 1882 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/vifansem.html

[2]  "Выпускники Московской духовной академии 1886 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html

Редакция текста от: 15.08.2022 20:29:25

"КУЗНЕЦОВ ИВАН ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google