Иоанн Федорович Шильдяев [1] (1885 - не ранее 1956), протоиерей, настоятель Бобровского Успенского храма
Родился в 1885 году в селе Борок Старооскольского уезда Курской губернии [2]. Из духовного сословия.
В 1901 году окончил Старооскольское духовное училище [3].
5 апреля 1908 года утвержден в должности: и. д. псаломщика - в сл. Вознесенской Корочанского уезда Курской губернии [4]
В 1910 - 1917 годах - учитель церковноприходской школы.
Был рукоположен в сан диакона и священника.
Был назначен священником Успенской церкви слободы Волоконовки Центрально-Черноземной обл.
7 декабря 1929 года арестован за “антисоветскую агитацию” и выслан в Северный край на три года. Наказание отбывал в с. Лешуконское Лешуконского района.
В 1931 году проживал у дочери-бухгалтера недалеко от Воронежа, иногда помогая ей по работе [5]. Одно время он входил в подчинение стойкого противника сергианской ориентации епископа Алексия (Буя) [6].
29 апреля 1932 года был арестован по обвинению в “контрреволюционной агитации”. Тайно совершал богослужения в церквях Лешуконского района.
5 июня 1932 года постановлением тройки ПП ОГПУ заключен в концлагерь на пять лет.
По собственным словам о. Иоанна, в 1942 году он был эвакуирован «мадьярами и немцами» на станцию Курбатово, а затем пребывал при Преображенском кафедральном соборе в Белгороде с ноября 1942 по июнь 1943 года [5].
Позже по распоряжению немцев он был эвакуирован в Херсонскую область и на протяжении года служил в Староселье.
С 7 октября 1944 по 14 мая 1946 года служил вторым священником в Покровской церкви г. Павловска [7].
Уполномоченный по делам РПЦ по Воронежской области В.С. Гостев получил в 1945 году от настоятеля Павловской церкви Михаила Корыстина данные, в которых последний отмечал, что Шильдяев при немцах жил хорошо:
Не менее детально Корыстин хотел представить и желание Шильдяева как можно скорее покинуть пределы Воронежской области и отступить вместе с немцами:
Корыстин представлял Шильдяева еще и как сторонника монархического строя в России и пропагандиста «старых порядков». Судя из доноса Корыстина, Шильдяев "не говорит проповедей и бесед, а иногда читает напечатанные материалы времен “царизма”, тщательно скрывает свой внутренний мир".
Для полной дискредитации Шильдяева Корыстин прибег к исторической параллели:
Еще одним признаком «реакционности» Шильдяева явился отказ служить так называемый «новогодний молебен». Консервативной частью прихожан празднование светских и церковных дат по ново-юлианскому и григорианскому календарям воспринималось отрицательно. Корыстин принуждал Шильдяева к служению «новогоднего молебна», однако последний сначала назвал его «табельным», то есть официальным, навязанным сверху, а потом и вовсе сказался больным с 30 декабря по 2 января, чтобы молебна не совершать [10].
В 1946 году служил священником в Крестовоздвиженском храме города Россошь Воронежской области.
По материалам уполномоченного по делам РПЦ по Воронежской области В.С. Гостева, Шильдяева уважали обычные миряне. Так, верующие города Павловска долгое время добивались перевода к ним пастыря из Россоши [11].
С 27 декабря 1946 по 9 марта 1953 года - настоятель Покровского храма г. Павловска Воронежской области [12].
В марте 1953 года был переведён в г. Липецк Воронежской области [7]
С 5 мая 1955 по 17 января 1956 года - настоятель Успенской церкви г. Боброва. Переведен в г. Павловск [13]. Возведён в сан протоиерея.
Дальнейших сведений нет.
14 сентября 1989 года был реабилитирован [14].
Использованные материалы
- Петров И. Православное священство: пастырская деятельность в немецкой оккупации и дальнейшая судьба. Quaestio Rossica. №3, Том 8. 2020, с. 783-784:
- Пострадавшие за веру в XX веке на Севере: Шильдяев Иван Федорович, священник // сайт Виртуального музея Новомучеников и исповедников Земли Архангельской:
[1] так же встречается написание Шельдяев
[2] Книга памяти Белгородской обл.: https://lists.memo.ru/d36/f442.htm По другим неподтверждённым данным - в 1880 году в Воронеже
[3] Разрядный список учеников Старооскольского духовного училища, составленный после испытаний, бывших с 29 мая по 13 июня 1901 года // Курские ЕВ. 1901. №33 (11-18 августа), с. 390. По другим неподтверждённым данным - Воронежскую духовную семинарию
[4] Известия по епархии // Курские ЕВ. 1908. №32 (22-31 августа ), с. 396.
[5] ГАВО. Ф. 957. Оп. 3. Д. 7. Л. 61-62
[6] ГАВО. Ф. 957. Оп. 3. Д. 84. Л. 7
[7] Список служителей культа Покровской церкви г. Павловска - Воронежский АИС Ф.Р967, Оп.3, Д. № 7 Документы (протоколы, справки, акты, анкеты, фотографии и др.) о деятельности религиозного общества православной Покровской церкви г. Павловска за 1943-1962 годы (9 декабря 1943 - 11 апреля 1962 г.)
[8] ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 18
[9] Там же. Л. 18-19
[10] ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 19
[11] ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 101
[12] Список служителей культа Покровской церкви г. Павловска - Воронежский АИС Ф.Р967, Оп.3, Д. № 7 Документы (протоколы, справки, акты, анкеты, фотографии и др.) о деятельности религиозного общества православной Покровской церкви г. Павловска за 1943-1962 годы (9 декабря 1943 - 11 апреля 1962 г.) и Дело №15, Бобров г., Бобровского района, Успенский храм, 14.03.1944-22.03.1966 гг. на 447 лл. // Живой журнал пользователя pol_pot83: https://pol-pot83.livejournal.com/88499.html
[13] История храма в честь Успения Пресвятой Богородицы: Шильдяев Иван Федорович, священник // сайт Успенского храма г. Боброва Воронежской обл.:http://hram-uspenie.ru/istoriya-cerkvi/ В Покровской церкви г. Павловска в указанный период (в 1956 и далее) не числится
[14] Или 5 октября 1994 г. по Закону от 18.10.91 г. См. Книга памяти Белгородской обл.: https://lists.memo.ru/d36/f442.htm