Иоанн Федорович Шильдяев [1] (1880 - не ранее 1956), протоиерей, настоятель Павловского Покровского храма
Родился в 1880 году в Воронеже. Из духовного сословия.
Окончил Воронежскую духовную семинарию.
В 1910 - 1917 годах - учитель церковноприходской школы.
Был рукоположен в сан диакона и священника.
Был назначен священником Успенской церкви слободы Волоконовки Центрально-Черноземной обл.
7 декабря 1929 года арестован за “антисоветскую агитацию” и выслан в Северный край на три года. Наказание отбывал в с. Лешуконское Лешуконского района.
В 1931 году проживал у дочери-бухгалтера недалеко от Воронежа, иногда помогая ей по работе [2]. Одно время он входил в подчинение стойкого противника сергианской ориентации епископа Алексия (Буя) [3].
29 апреля 1932 года был арестован по обвинению в “контрреволюционной агитации”. Тайно совершал богослужения в церквях Лешуконского района.
5 июня 1932 года постановлением тройки ПП ОГПУ заключен в концлагерь на пять лет.
По собственным словам о. Иоанна, в 1942 году он был эвакуирован «мадьярами и немцами» на станцию Курбатово, а затем пребывал при Преображенском кафедральном соборе в Белгороде с ноября 1942 по июнь 1943 года [2].
Позже по распоряжению немцев он был эвакуирован в Херсонскую область и на протяжении года служил в Староселье.
На 1945 год служил священником в городе Россоши Воронежской области.
Уполномоченный по делам РПЦ по Воронежской области В.С. Гостев получил в 1945 году от настоятеля Павловской церкви Михаила Корыстина данные, в которых последний отмечал, что Шильдяев при немцах жил хорошо:
Не менее детально Корыстин хотел представить и желание Шильдяева как можно скорее покинуть пределы Воронежской области и отступить вместе с немцами:
Корыстин представлял Шильдяева еще и как сторонника монархического строя в России и пропагандиста «старых порядков». Судя из доноса Корыстина, Шильдяев "не говорит проповедей и бесед, а иногда читает напечатанные материалы времен “царизма”, тщательно скрывает свой внутренний мир".
Для полной дискредитации Шильдяева Корыстин прибег к исторической параллели:
Еще одним признаком «реакционности» Шильдяева явился отказ служить так называемый «новогодний молебен». Консервативной частью прихожан празднование светских и церковных дат по ново-юлианскому и григорианскому календарям воспринималось отрицательно. Корыстин принуждал Шильдяева к служению «новогоднего молебна», однако последний сначала назвал его «табельным», то есть официальным, навязанным сверху, а потом и вовсе сказался больным с 30 декабря по 2 января, чтобы молебна не совершать [6].
По материалам уполномоченного по делам РПЦ по Воронежской области В.С. Гостева, Шильдяева уважали обычные миряне. Так, верующие города Павловска долгое время добивались перевода к ним пастыря из Россоши [7]
С 5 мая 1955 по 17 января 1956 года - настоятель Успенской церкви г. Боброва. Переведен в г. Павловск [8]. Возведён в сан протоиерея.
Настоятель Покровского храма г. Павловска Воронежской области [9].
Дальнейших сведений нет.
14 сентября 1989 года был реабилитирован.
Использованные материалы
- Петров И. Православное священство: пастырская деятельность в немецкой оккупации и дальнейшая судьба. Quaestio Rossica. №3, Том 8. 2020, с. 783-784:
- Пострадавшие за веру в XX веке на Севере: Шильдяев Иван Федорович, священник // сайт Виртуального музея Новомучеников и исповедников Земли Архангельской:
[1] так же встречается написание Шельдяев
[2] ГАВО. Ф. 957. Оп. 3. Д. 7. Л. 61-62
[3] ГАВО. Ф. 957. Оп. 3. Д. 84. Л. 7
[4] ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 18
[5] Там же. Л. 18-19
[6] ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 19
[7] ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 101
[8] История храма в честь Успения Пресвятой Богородицы: Шильдяев Иван Федорович, священник // сайт Успенского храма г. Боброва Воронежской обл.:http://hram-uspenie.ru/istoriya-cerkvi/
[9] Дело №15, Бобров г., Бобровского района, Успенский храм, 14.03.1944-22.03.1966 гг. на 447 лл. // Живой журнал пользователя pol_pot83: https://pol-pot83.livejournal.com/88499.html