Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ШИЛЬДЯЕВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн Федорович Шильдяев [1] (1880 - не ранее 1956), протоиерей, настоятель Павловского Покровского храма

Родился в 1880 году в Воронеже. Из духовного сословия.

Окончил Воронежскую духовную семинарию.

В 1910 - 1917 годах - учитель церковноприходской школы.

Был рукоположен в сан диакона и священника.

Был назначен священником Успенской церкви слободы Волоконовки Центрально-Черноземной обл.

7 декабря 1929 года арестован за “антисоветскую агитацию” и выслан в Северный край на три года. Наказание отбывал в с. Лешуконское Лешуконского района.

В 1931 году проживал у дочери-бухгалтера недалеко от Воронежа, иногда помогая ей по работе [2]. Одно время он входил в подчинение стойкого противника сергианской ориентации епископа Алексия (Буя) [3].

29 апреля 1932 года был арестован по обвинению в “контрреволюционной агитации”. Тайно совершал богослужения в церквях Лешуконского района.

5 июня 1932 года постановлением тройки ПП ОГПУ заключен в концлагерь на пять лет.

По собственным словам о. Иоанна, в 1942 году он был эвакуирован «мадьярами и немцами» на станцию Курбатово, а затем пребывал при Преображенском кафедральном соборе в Белгороде с ноября 1942 по июнь 1943 года [2].

Позже по распоряжению немцев он был эвакуирован в Херсонскую область и на протяжении года служил в Староселье.

На 1945 год служил священником в городе Россоши Воронежской области.

Уполномоченный по делам РПЦ по Воронежской области В.С. Гостев получил в 1945 году от настоятеля Павловской церкви Михаила Корыстина данные, в которых последний отмечал, что Шильдяев при немцах жил хорошо:

"В момент оккупации в квартиру Шильдяева вошел полковник артиллерии и попросил покормить его русскими щами, а уходя, заверил, что никто его не побеспокоит, для этого необходимо на дверях прибить табличку с надписью "Квартира священника".

Не менее детально Корыстин хотел представить и желание Шильдяева как можно скорее покинуть пределы Воронежской области и отступить вместе с немцами:

"Я не знаю географического передвижения о. Шильдяева в течение войны, но он говорил, что в порядке эвакуации движение началось с севера и привело к Херсону, а здесь застукали его немцы. Дальше, когда он был взят, отец начал хлопотать об освобождении. Щедрый полковник артиллерии двигал его ходатайство до самого киевского палача Коха, но результаты остались отрицательные. Доблестная Красная армия и союзные войска возвратили отцу сына. И вот я заявляю Вам, тов. уполномоченный, что я не верю в политическую благонадежность о. Шильдяева, ибо что это за гражданин, который вредит своей государственной власти целых 4 года умом и сердцем, а, может быть, и языком вредит ей, примыкая к политическим шептунам, жаждавшим в кровавой войне утопить советскую власть" [4].

Корыстин представлял Шильдяева еще и как сторонника монархического строя в России и пропагандиста «старых порядков». Судя из доноса Корыстина, Шильдяев "не говорит проповедей и бесед, а иногда читает напечатанные материалы времен “царизма”, тщательно скрывает свой внутренний мир".

Для полной дискредитации Шильдяева Корыстин прибег к исторической параллели:

"Шильдяев гордится своей национальностью украинца, но нужно сказать - в худшем смысле, по примеру исторического Мазепы" [5].

Еще одним признаком «реакционности» Шильдяева явился отказ служить так называемый «новогодний молебен». Консервативной частью прихожан празднование светских и церковных дат по ново-юлианскому и григорианскому календарям воспринималось отрицательно. Корыстин принуждал Шильдяева к служению «новогоднего молебна», однако последний сначала назвал его «табельным», то есть официальным, навязанным сверху, а потом и вовсе сказался больным с 30 декабря по 2 января, чтобы молебна не совершать [6].

По материалам уполномоченного по делам РПЦ по Воронежской области В.С. Гостева, Шильдяева уважали обычные миряне. Так, верующие города Павловска долгое время добивались перевода к ним пастыря из Россоши [7]

С 5 мая 1955 по 17 января 1956 года - настоятель Успенской церкви г. Боброва. Переведен в г. Павловск [8]. Возведён в сан протоиерея.

Настоятель Покровского храма г. Павловска Воронежской области [9].

Дальнейших сведений нет.

14 сентября 1989 года был реабилитирован.

Использованные материалы

  • Петров И. Православное священство: пастырская деятельность в немецкой оккупации и дальнейшая судьба. Quaestio Rossica. №3, Том 8. 2020, с. 783-784:
  • Пострадавшие за веру в XX веке на Севере: Шильдяев Иван Федорович, священник // сайт Виртуального музея Новомучеников и исповедников Земли Архангельской:



[1]  так же встречается написание Шельдяев

[2]  ГАВО. Ф. 957. Оп. 3. Д. 7. Л. 61-62

[3]  ГАВО. Ф. 957. Оп. 3. Д. 84. Л. 7

[4]  ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 18

[5]  Там же. Л. 18-19

[6]  ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 19

[7]  ГАВО. Ф. 957. Оп. 5. Д. 7. Л. 101

[8]  История храма в честь Успения Пресвятой Богородицы: Шильдяев Иван Федорович, священник // сайт Успенского храма г. Боброва Воронежской обл.:http://hram-uspenie.ru/istoriya-cerkvi/

[9]  Дело №15, Бобров г., Бобровского района, Успенский храм, 14.03.1944-22.03.1966 гг. на 447 лл. // Живой журнал пользователя pol_pot83: https://pol-pot83.livejournal.com/88499.html

Редакция текста от: 09.12.2022 16:02:51

"ШИЛЬДЯЕВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google