Прот. Владимир Жохов,1986 год |
Родился 17 мая 1917 года в селе Чёлмохта Холмогорского уезда Архангельской губернии. Из рода потомственных дворян.
В 1917 году семья Жоховых переехала в с. Чёлмохта Архангельской губернии из Ростова-на-Дону, а через некоторое время вернулась обратно. В 1934 году они приехали в Ленинград. В 1935 году его отец был арестован и осужден за антисоветскую деятельность, скончался в 1943 году, в заключении в Сибири.
Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, обучался у художника А. И. Лактионова. Работал художником-оформителем в тресте "Ленгоркино" в Ленинграде. Одновременно служил в одном из храмов внештатным иподиаконом.
В 1939 году призван в армию. К началу Великой Отечественной войны нес службу на западной границе СССР. В августе 1941 года был ранен и контужен, демобилизован с инвалидностью второй группы. Решил посвятить свою жизнь служению Церкви.
С 1941 года жил в Архангельске, где занимал должность иподиакона и чтеца в Ильинском кафедральном соборе. В апреле 1942 года из Ленинграда в Архангельск были эвакуированы его родные, вместе с которыми он переехал в с. Чёлмохта.
Весной 1943 года вступил в брак и вновь поселился в Архангельске. Работал художником в клубе моряков, а по выходным служил в соборе. В том же году уехал на родину жены во Владимир, служил иподиаконом в Успенском кафедральном соборе. Вместе с епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) был в числе членов Поместного Собора 31 января - 2 февраля 1945 года. В том же году вернулся в Архангельск.
2 августа 1945 года был рукоположен во диакона в архангельском Ильинском кафедральном соборе, 4 ноября того же года рукоположен во иерея епископом Архангельским и Холмогорским Леонтием (Смирновым). Служил в Архангельске в районе острова Соломбала.
В марте 1946 года направлен для пастырского служения в мурманскую общину, которая существовала без храма (закрыт в 1924). Он стремился объединить верующих, привлекая в общину интеллигенцию города, собирал средства для помощи семьям погибших бойцов. По воспоминаниям современников, он всегда ходил в рясе. В 1946 году организовал сбор средств и приобрел в Мурманске дощатое здание под молитвенный дом, к которому спустя три месяца была пристроена колокольня. Для трехъярусного иконостаса (сохранился и находится в Свято-Трифоновской церкви в Мурманске) написал иконы. 19 декабря 1946 года еп. Леонтий освятил молитвенный дом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1985 году на этом месте был построен каменный Никольский храм, освященный 19 октября 1986 года.
С 1947 года его служение проходило в г. Котласе Архангельской области, где он благоустроил до того закрытый храм, а затем в с. Красноборск.
В сентябре 1950 года переведен служить в Казанский храм села Кочпон (ныне в черте Сыктывкара). В декабре 1951 года обратился к властям за разрешением на ремонт храма и с просьбой разместить внутри на его стенах текст молитвы "Отче наш", Символ веры, заповеди десятисловия и блаженства.
В 1951 году был удостоен сана протоиерея за укрепление положения Церкви в Сыктывкаре.
Благодаря его церковно-просветительной деятельности и увеличению числа верующих в регионе в Коми АССР был образован благочинный округ (5-й в Архангельской епархии). он стал 1-м благочинным. В 1956 году при его участии была открыта церковь Вознесения Господня в с. Иб (ныне Ыб), молитвенные дома в с. Айкине и в г. Ухте. Он предлагал к хиротонии способных молодых людей из числа местных жителей и рекомендовал их в качестве священников в эти молитвенные дома. В 1957 году просил разрешения властей на пристройку к храму "тамбура и подсобного помещения" и, получив его, начал строительство придела во имя прав. Прокопия Устюжского чудотворца при Казанской церкви. В том же году против него было возбуждено уголовное дело за "незаконное приобретение стройматериалов для Казанского храма", вскоре оно было закрыто.
В 1958 году заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию.
В период служения в Коми АССР против него вел борьбу уполномоченный по делам религии по Коми АССР Е. Е. Рочев. В материалах доклада уполномоченного за 1959 год сохранились сведения о том, что за последние 10 лет доходы церкви, где он служил, увеличились в 7 раз, количество крещений - в 5 раз, венчаний - в 11 раз, отпеваний - в 2 раза, общее число исповедей увеличилось с 6056 в 1957 году до 7847 в 1958 году. Рочев отмечал, что он неоднократно устраивал многочисленные (больше разрешенной "двадцатки") собрания прихода, организовал кассу взаимопомощи, занимался благотворительностью.
Личность и его деятельность привлекали людей в храм, где он служил. По воспоминаниям сыктывкарцев, он был человеком весьма образованным, собрал большую библиотеку и всегда находился в центре культурной жизни города. Вечерами он импровизировал на лютне и исполнял в домашнем кругу на память многочисленные арии из опер. В его доме собирались солисты музыкально-драматического театра, художники. Как боевой офицер он на равных общался с представителями светской власти. В 1960 году Рочев добился лишения регистрации Жохова в Сыктывкаре.
Около года он ездил с женой и детьми по всей стране в поисках места службы, но везде получал отказ. На Новодевичьем кладбище в Москве он встретил председателя Президиума Верховного Совета К. Е. Ворошилова, который сказал, что в его стране нет "бродячих" священников, - и дал ему бумагу: "Священника Жохова принять в любой приход страны".
В 1961 году с этой бумагой он был принят архиеп. Сергием (Лариным) в Пермскую епархию в клир Троицкого кафедрального собора г. Перми. С 1975 года исполнял обязанности ключаря собора.
В 1978 году по болезни вышел за штат, но в воскресные и праздничные дни помогал соборному причту за богослужениями. По свидетельству современников, он был хорошим проповедником. В 1987 году к конкурсу на лучший проект храма-памятника Победы на Поклонной горе в Москве представил свой чертеж, высоко оцененный комиссией. В 1993 году по просьбе сыктывкарцев этот проект участвовал в конкурсе на лучшее архитектурное решение сыктывкарского храма во имя св. Стефана Пермского.
Составил родословную потомственных дворян Жоховых по Костромской линии до XIV в. (хранится в фондах Костромского музея-заповедника), ее научный уровень высоко оценил председатель археографической комиссии РАН С. О. Шмидт. С 1966 по 1970 года работал над циклом "Библейские открытки", помещая под каждым числом месяца собственный комментарий с краткими дневниковыми записями на очередную главу Библии - от книги Бытие до Евангелия от Иоанна. Также он работал над толкованием Апокалипсиса. Он был главным комментатором Библии в баптистском журнале "Братский вестник". В семейном архиве сохранились его переписка со многими представителями интеллигенции того времени, принадлежащие ему стихи, литературоведческое исследование произведений У. Шекспира, уникальная коллекция марок. После смерти сына, он, используя Священное Писание и святоотеческое наследие, написал работу под названием "За пределами земного бытия".
Скончался 23 сентября 1988 года. Отпевание состоялось в Троицком кафедральном соборе Перми. Погребен на кладбище с. Усть-Качка Пермской области. Надгробие на могиле выполнено в виде фигуры ангела.
Сочинения
- Библейские открытки // Вера-Эском: Газ. 1992. № 29.
Награды
Церковные:
- митра
- орден св. Владимира III степени (1972)
- орден прп. Сергия Радонежского III степени (1986)
Светские:
- орден Отечественной войны I степени.
Литература
- ГА Респ. Коми. Ф. 1451. Д. 63.
- Из жизни епархий: Пермская епархия // ЖМП. 1975. № 11. С. 29.
- Из жизни епархий: Пермская епархия // Там же. 1986. № 1. С. 28; [Некролог] // Там же. 1989. № 3. С. 39.
- Григорян В. Ревнители // Вера-Эском: Газ. 1991. № 2; Сизов М. Светлая память // Там же. 1992. № 29; Чугунов В., прот. По следам далеких воспоминаний: О преосв. Гаврииле, еп. Вологодском и Череповецком // Там же. 2000. Вып. 1. № 354.
- Вольский В., свящ. За пределами земного бытия: [Интервью] / Бесед.: В. Григорян // Там же. 2004. Вып. 2. № 459.
- Иванов И., Ильюнина Л. Светлый отрок // Там же. Вып. 2. № 472.
- Орлова Н. Ф. Его любили и уважали прихожане // Духовный сеятель: Газ. 2005. № 4.
- Артеев А. Храмовый юбилей // Молодежь севера: Газ. 2006. № 36 (7263). С. 5.
Использованные материалы
- Маякова И. А. "Жохов Владимир Платонович" // Православная энциклопедия, т. 19, с. 368-369 (эл. версия от 8 октября 2013):