Прп. Леонтий, архимандрит Виленский |
Память 24 сентября (Белорус.)
В миру Карпович Лонгин, родился около 1580 года в семье священника, был, по-видимому, младшим сыном Михаила Карповича, протопопа пинской замковой церкви св. Димитрия. Шляхетский священнический род Карповичей жил в Пинском повете и на Киевщине. Карповичи получили во владение остров Асов в Пинском повете (им владел прадед Лонгина). Вероятно, Лонгин учился сначала в школе при пинском Лещинском Богородице-Рождественском монастыре, затем в школе православного Виленского братства при Свято-Троицкой церкви, куда поступил благодаря родственнику - И. Карповичу, члену Виленского братства (необоснованным является встречающееся в литературе указание на обучение Карповича в Острожской академии). Л. Карпович также вступил в Виленское братство. Достигнув совершеннолетия (ок. 1598), стал "слугой и писцом" братским, являлся послом братства на сеймах. Участвовал в строительстве братского Свято-Духовского храма, был пономарем, "шпитальным дозорцой", "строителем церковным, албо вытрикушом". Около 1600 года возглавил братскую типографию (стал корректором и главным типографом, отвечал за отбор материалов для печати), сменив на этом посту погибшего Стефана Зизания. Около 1605 года начал преподавать в братской школе.
В январе 1609 года в качестве одного из послов представлял Виленское братство на Варшавском сейме, задачей посольства был протест против действий униатского митрополита. По пути на сейм Карпович посетил в Заблудове экзарха Константинопольского патриарха в Киевской митрополии протопопа Нестора Козменича. Возможно, вскоре после этой поездки, во второй половине 1609 - начале 1610 года, принял монашеский постриг с именем Леонтий, после был рукоположен во иерея к Свято-Духовской церкви в Вильно, через некоторое время возведен в сан архимандрита и стал первым настоятелем Свято-Духова монастыря. Впрочем, есть основания считать, что Карпович принял монашеский постриг позднее - во второй половине 1614 - начале 1615 года. В мандате короля Виленскому братству в июле 1614 года он упоминается как Лонгин Карпович - один из "трех попов" братства; в 1615 года в изданиях его проповедей уже назван архимандритом. По мнению Ф. К. Смирнова, Леонтий был рукоположен во иерея, затем возведен в сан архимандрита Львовским еп. Иеремией (Тиссаровским), который в 1610-1620 годы был единственным в Речи Посполитой православным архиереем.
6 мая 1610 года вышел указ короля Сигизмунда III Вазы об аресте "корректора Логвина Карповича" за издание в Виленской типографии антикатолического и антиуниатского соч. М. Г. Смотрицкого "Θρῆνος, to jest Lament, iedyney s. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie" (Плач единой святой соборной апостольской Церкви). Однако Леонтий был арестован раньше. В Великую субботу, 7 апреля 1610 года, в типографии прошел обыск, при котором схватили "главного типографа братского, слугу и писаря Лонгина Карповича". Несмотря на протест шляхты Пинского повета (как человек шляхетского происхождения Леонтий не мог быть арестован), архимандрит не был отпущен. Он находился в тюрьме два года. Как свидетельствует архиеп. Мелетий (Смотрицкий), Леонтий "был насмеван вере православной, лжен, безчещен, шарпан от суда до суда, из тюрьмы до тюрьмы", так что ему, "мордованому на каждый день... в муках умирать приходилось". По-видимому, подвижника заставляли перейти в унию. Архиеп. Мелетий (Смотрицкий) свидетельствовал, что узник "правды евангельской никак не предал" и был "жестче за алмаз". Леонтия освободили не ранее Пасхи 1612 года.
После выхода из тюрьмы, не позднее 1615 года, Леонтий стал ректором братской школы. Вскоре после смерти униатского митр. Ипатия Потея, сохранявшего за собой Владимиро-Брестскую кафедру, Леонтий был избран православными Литвы в 1613 или 1616 году епископом Владимирским и Брестским (хиротония не могла состояться из-за запрета властей). Вероятно, в ответ на выдвижение Леонтия Иосафат Кунцевич, только что ставший архимандритом униатского виленского Троицкого монастыря, и живший там униат. Пинский еп. Паисий Суховский сделали попытку убить архим. Леонтия.
При Леонтии Свято-Духов монастырь встал во главе всех православных обителей Литовского великого княжества и сделался центром антиуниатского сопротивления. Под его управление перешли существующие православные монастыри (Цеперский, минский Петра и Павла и др.), устраивались новые обители (могилёвский Братский Богоявленский, Буйничский Свято-Духов, Купятицкий Введенский и др.). Леонтий установил в Виленском монастыре общежительный устав свт. Василия Великого, для чего составил и издал "Киновион" (Вильно, 1618). В грамоте кор. Владислава IV 1633 года отмечено, что общежительный монастырь при церкви Св. Духа "заложон" Леонтий и должен управляться "водлуг порядков от першого архимандрита на письме зоставленных". Пострижениками Леонтия были Мелетий (Смотрицкий), Иосиф (Бобрикович), Исаия (Трофимович-Козловский).
Виленское братство имело членов и приверженцев во всех частях Литвы. В братской типографии были напечатаны: Часослов (Евье, 1612), Анфологион (Евье, 1613), Молитвы повседневные (Евье, 1615), Евангелие учительное (Евье, 1616), Молитвенник (Вильно, 1617), Служебник (Вильно, 1617), Требник (Вильно, 1618), Требник со статьями для иноков (Вильно, 1618), Букварь славянский (Евье, 1618), «Грамматика словенская» Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619), «Вертоград душевный...» Фикария Святогорца (Вильно, 1620). Осенью 1615 года Леонтий подготовил к печати свои проповеди на Преображение Господне и на Успение Пресвятой Богородицы. Под рук. Леонтия в 1613-1617 годах возвели каменное здание для братской школы, училище было реформировано и стало пятиклассным.
В 1620 году Речь Посполитую посетил Иерусалимский патриарх Феофан IV, который должен был рукоположить для православной Церкви епископов. Леонтий не смог поехать в Киев, поскольку был, по выражению Мелетия (Смотрицкого), "надломлен во всех телесных силах".
Архим. Леонтий скончался 24 сентября 1620 года в Вильно и был погребен в Свято-Духовской церкви. 2 ноября 1620 года (через шесть недель после кончины). Отпевание совершил Полоцкий архиеп. Мелетий (Смотрицкий), вернувшийся из Киева после епископской хиротонии и ставший настоятелем Виленского монастыря. На погребении архиеп. Мелетий произнес проповедь, вскоре опубликованную. Архиерей отметил нетление честных останков архим. Леонтия. О нетленности мощей преподобного говорится в "Мнемозине славы, дел и трудов преосвященнаго в Бозе отца Петра Могилы" (К., 1633). После постройки в Свято-Духовом монастыре в 1634 году каменного храма останки архим. Леонтия были перенесены туда.
Биографические сведения об архим. Леонтии содержатся в "Казанье на погреб Леонтия Карповича" архиеп. Мелетия (Смотрицкого), анонимном соч. "Лямент у света убогих на преставление отца нашего Леонтия Карповича", также они приведены митр. Петром (Могилой) со слов игум. Исаии (Трофимовича-Козловского), который поступил в Свято-Духов монастырь при о. Леонтии [1].
Современники высоко оценивали заслуги архим. Леонтия. По словам Мелетия (Смотрицкого),
В соч. "Лямент у света убогих на жалосное преставление отца нашего Леонтия Карповича" говорится, что
Петр (Могила) привел в "Записках" рассказы о подвижнической жизни архим. Леонтия. О почитании первого настоятеля Свято-Духова монастыря говорится также в "Палинодии" Захарии (Копыстенского) (1621), в "Мнемозине славы, дел и трудов... Петра Могилы", в "Диариуше" прмч. Афанасия Брестского (1648). По-видимому, существовало изображение архим. Леонтия, описанное в Эпитафионе, которым заканчивается "Лямент у света убогих на жалосное преставление… Леонтия Карповича": "Рукою держит кветок, другою книгу, там же кадило". Приведено также толкование образа: "Живот нетръвалый значит тот квет опалый. Книга - чистость сумненья кажет мети. Збавенья в добрых делех чекати. За ним в небо ступати".
4 апреля 2011 года Синод Белорусской Церкви принял решение о канонизации Леонтия, прославление было совершено 15 мая 2011 года в кафедральном Петропавловском соборе Минска.
Сочинения
В 1615 году в типографии кн. Богдана Огинского в Евье (ныне Вевис, Литва) были опубликованы проповеди Леонтия (Карповича): "Казанье двое": одно на Преображение, другое на Успение, "которое мел отец Леонтий Карпович, архимандрит монастыря общежительного братского Виленского в церкви Сошествия Святаго и Животворящаго Духа, в року 1615, месяца августа 6 и 15 дня". Издание содержит посвящение кнг. Анне Ходкевич Корецкой, которой автор выражает благодарность за щедрую помощь как ему лично, так и православной Церкви.
В проповеди на Преображение автор рассматривает не столько событие Преображения Господа, сколько преображение человеческой души, ее переход от погруженности в мирские дела к богообщению. Внимание Леонтия (Карповича) сосредоточено на фигуре ап. Петра, который выступает как собирательный образ христианина, символ человека, стремящегося в Небесный Иерусалим. Автор представляет три скинии, которые хотел воздвигнуть ап. Петр на Фаворской горе, как символы трёх степеней духовного совершенствования: "стан закона", "стан ласки" (благодати), "стан хвалы оное вечное" (блаженства) - и соответствующих им добродетелей: веры, надежды, любви. Троякую скинию символизирует "небесная ластовица, возлетевшая до третьяго небеси". Первый этап, сопоставляемый с восхождением Христа и апостолов на гору, предполагает нравственное воспитание человека, точное соблюдение им нравственных законов человеческого общества. Затем наступает "мысленное преображение", которое можно сопоставить с просветлением ап. Петра на Фаворе. "Мысленное преображение" может происходить "на высокой богомысльности горе, а или под час чистое и набожное молитвы и приобщения Пречистых и Животворящих Таин". Первый путь - размышление о Боге - не требует посредников; второй путь - "приобщение Пречистых Таин" - возможен только в "Церкви святое Восточное". Третий этап преображения человека наступит после всеобщего воскресения и Страшного Суда, который представлен не как всемирная катастрофа, но как долгожданное празднество возвращения "пелькгримов" и изгнанников на родину. Уподобляя христианина "жолнеру", а земную жизнь битве, автор рассуждает о трёх категориях "жолнеров", награды которым различаются в соответствии с уровнем подготовленности человека к обладанию духовными дарами. Автор также приводит три "почета" (категории) людей, не способных достичь вечного блаженства: те, кто ведут безнравственную жизнь; те, кто думают, что для спасения достаточно внешнего благочестия, "и Богу, и свету заровно догодити хотячи"; гордецы, считающие себя равными Богу в "богатстве и можности светской".
Размышления о духовном восхождении содержатся также в проповеди на Успение Пресвятой Богородицы. Близость во времени праздников Преображения и Успения представляется проповеднику отражением их сотериологической взаимообусловленности. На Фаворской горе Богочеловек явил избранным апостолам Свою Божественную природу. Задолго до этого в утробе Пречистой Девы также произошло преображение: Бога в Богочеловека. На Фаворской горе явлено освящение Славой Божества человеческого тела. Освящение человеческого тела произошло также тогда, когда Бог вместился в девическую утробу и стал плотью. На Фаворской горе Богочеловек, преображаясь, показал свойственную Ему славу Царя Небесного. Богородица в Своем Успении преобразилась в Царицу Небесную и прославилась как "после Бога бог". На горе Фаворской Христос показал ученикам путь духовного преображения христианина. Богородица являет воплощение такого преображения. Преображение Христа и Успение Пресв. Богородицы созерцаются Леонтием (Карповичем) как прообразы всеобщего преображения христиан. Богородица ассоциируется с Небесным Градом, автор перечисляет пять "прерокгатив", которые символизируют в образе Богородицы Небесный Град и отличают Ее от другого творения.
В 1619 году по приказу Сигизмунда III в Свято-Духов монастырь было привезено для погребения тело кн. В. В. Голицына, который был одним из руководителей русского посольства к кор. Сигизмунду III, был арестован и умер в плену. При отпевании 27 января Леонтий (Карпович) произнес проповедь, вскоре опубликованную [2]. Издание посвящено А. Х. Нарушевичу, земскому подскарбию, писарю и ловчему Великого княжества Литовского. Не имея сведений о жизни Голицына, проповедник отказался говорить о покойном князе и предложил присутствующим поблагодарить Бога за доброту короля.
При жизни Леонтия (Карповича) не было опубликовано его послание к афонскому монаху "Честному священноинокови господину отцю Кирилу (Пафнутию, Елисею)" (янв. 1619) (изд. в 1894). Видимо, адресат письма - бывш. иеромонах львовской обители св. Онуфрия, активный деятель православного возрождения в Великом княжестве Литовском; в 1614 году во Львове он участвовал в издании "Книги о священстве" свт. Иоанна Златоуста и, возможно, вскоре отправился на Афон, где принял схиму с именем Кирилл. Леонтий (Карпович) упрекает Кирилла в понимании "молчальничества" как устранения от отстаивания правды. Он пишет, что праведный человек должен возвышать свой голос для обличения грехов: "безвременное... молчание добровольное есть мужебойство, которое молчачаго на души забияет и неперестереженным вечную згубу еднает". Леонтий (Карпович) пишет о необходимости сплотить силы в защите "своей бедно упалой Церкви", "потщиться и поспешить" в Вильно на помощь Церкви - "бедной Матки своей, на ратунок тебе, сына своего и рукоданного воина, взываючей а плачливе просячей", позже можно будет вернуться к скитскому житию. Известно также послание Леонтия (Карповича) к Львовскому братству от 21 января 1619 года с сообщением о постройке каменного здания для виленской братской школы. При жизни Леонтия (Карповича) не была опубликована его проповедь "В неделю перед Рождеством Христовым наука" (изд. в 1908).
Леонтию (Карповичу) принадлежит перевод на просту мову толкования свт. Иоанна Златоуста на молитву "Отче наш" (не сохр.). В переводе Леонтия с его двумя предисловиями в 1620 году в Вильно был издан сб. "Вертоград душевный, сиречь Собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных, блаженной памяти иноком Фикарею Святогорцем". В одном из предисловий Леонтий (Карпович) говорит о своей близкой кончине: "Продолжит ли ми Господь непотребного живота, вещи во уме изображенные благодатию Его в дело привести, или иного кого на сей душеполезный труд подвигнуть... возможет... по исходе окаянныя моея души из... многострадального... грешного моего тела".
Сочинения
- Казанье двое, одно на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, другое на Успение Пречистое и Преблагословенное Владычицы нашое Богородицы и Приснодевы Марии. Евье, 1615;
- Два слова, которые сказывал о. Леонтий Карпович / Парал. пер. на рус. яз.: архим. Леонид (Кавелин) // ЧОИДР. 1878. Кн. 1. С. 1-118;
- Честному священноинокови господину отцю Кирилу (Пафнутию, Елисею) о Господе нашем Иисусе Христе радоватися // Литовские ЕВ. 1894. № 26. С. 229-231;
- Послание Виленского православного братства Львовскому ставропигиальному братству… от 21 янв. 1619 г. // АЗР. Т. 4. № 217. С. 504-506;
- Наука Леонтiя Карповича в недïлю перед Рiздвом / Опубл.: С. I. Маслов // Зап. наукового товариства в Киïвi. К., 1908. Кн. 2. С. 127-141.
Литература
- Записки Петра Могилы // АЮЗР. 1887. Т. 7. Ч. 1. С. 49-189;
- Казанье Мелетия Смотрицкого на честный погреб Леонтия Карповича // ЧИОНЛ. 1908. Кн. 20. Вып. 2. С. 101-119; Вып. 3. С. 121-155;
- Лямент у света убогих на жалосное преставление... отца Леонтия Карповича // Украïнська поезiя: Кiн. XVI - поч. XVII ст. К., 1978. С. 166-179.
- Голубев С. Библиографическая заметка по поводу статьи архим. Леонида (Кавелина) «Леонтий Карпович…» // Холмско-Варшавский епарх. вестн. 1880. № 3. С. 49-51;
- Молчанов Н. Леонтий Карпович, церк. вития правосл. Юго-Зап. Руси в XVII ст. и два его слова: (Крит.-биогр. заметка) // ПО. 1880. Т. 3. № 11. С. 495-517;
- Смирнов Ф. Виленский Свято-Духов мон-рь. Вильна, 1888;
- Харлампович К. Западнорусские правосл. школы XVI - нач. XVII в. Каз., 1898. С. 397-399;
- Матерiали до вивчення iсторiï укр. лiт-ри. К., 1959. Т. 1: Давня укр. лiт-ра: доба феодалiзму - до XVIII ст. / Упоряд.: О. i. Бiлецький, Ф. Я. Шолом;
- Украïнськi письменники: Бiо-бiблiогр. слов. К., 1960. Т. 1: Давня укр. лiт-ра (XI-XVIII ст.);
- Грицай М., Микитась К., Шолом Ф. Давня укр. лiт-ра. К., 1989;
- Левшун Л. В. Некоторые принципы использования текстов Свящ. Писания в «Казанье на Преображенье» Леонтия Карповича // Начало: Сб. работ молодых ученых / ИМЛИ. M., 1990. С. 79-91;
- она же. Архiмандрыт Лявонцi Карповiч: Старое i новае ў гiсторыi ўсходнеславянскага прапаведнiцтва // Праваслаўе. 1998. № 7. С. 65-77;
- она же. Леонтий Карпович: Жизнь и творчество. Мн., 2001;
- Саверчанка i. В. Старажытная паэзiя Беларусi: ХVI - 1-я палова ХVII ст. Мн., 1992. С. 150-164;
- Мельников А. А. Путь непечален: Ист. свидетельства о святости Белой Руси. Мн., 1992;
- Wagilewicz J. D. Pisarze polscy rusini: Wraz z dodatkiem pisarze łacińscy rusini. Przemyśl, 1996;
- Гiсторыя беларускай лiтаратуры XI-XIX стагоддзяў. Мн., 2006. Т. 1: Даўняя лiтаратура XI - 1-й паловы XVIII стагоддзя. С. 565-571;
- Славянамоўная паэзiя Вялiкага княства Лiтоўскага XVI-XVIII ст. / Уклад., прадм. i камент.: А. У. Бразгунова. Мн., 2011. С. 548-587.
Использованные материалы
- Л. В. Левшун, В. Г. Пидгайко, Л. В. Левшун. "Леонтий" // Православная энциклопедия, т. 40, с. 505-508
[1] Записки Петра (Могилы). 1887. С. 57-59
[2] Kazanie na pogrzebie kniazia W. W. Galiczyna, z ruskiego na polski ięzyk przelożone. Wilno, 1619