НИЛ ТВЕРСКОЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Нил (+ 1521), епископ Тверской

Происходил из греческой фамилии Траханиотов, многие представители которой состояли на службе при московском дворе; однако из слов Летописи Псковской I о том, что будущий епископ "был того же роду" (что и Траханиоты), делается обычно неоправданное заключение, будто он прибыл в Россию в свите Софьи Палеолог в 1472 году [1]

Между 1494 и 1506 годами - игумен Николо-Угрешского монастыря Московской епархии.

Между 1503 и 1506 годами был поставлен игуменом Московского Богоявленского монастыря.

24 августа 1509 года [2] хиротонисан во епископа Тверского

Отметив особенное внимание еп. Нила к лавре святого Афанасия Афонского в послании князю Георгию Дмитровскому, В. Г. Брюсова предположила, что Нил до приезда в Россию был иноком этой обители; однако не менее вероятно, что он приехал из Иверского или Ватопедского монастыря, о которых идет речь в другом послании (к тому же, будучи уже тверским епископом, Нил посылал грамоту в Ватопедский монастырь - игумену Мартирию). Встречающееся в старых работах сообщение о поездке Нила в Константинополь неверно, поскольку основано на ошибке в прежних изданиях описи царского архива.

Скончался 3 апреля 1521 года. В указаниях на день смерти тверского владыки между источниками обнаруживаются разногласия - в некоторых она показана под 30 марта [3].

Сохранилось два послания еп. Нила - некоему вельможе Георгию Дмитриевичу об артосе [4] и князю Георгию Ивановичу Дмитровскому, который был также корреспондентом Иосифа Волоцкого. В изданном Н. К. Никольским послании Георгию Дмитриевичу еп. Нил, объясняя происхождение чина панагии, излагает сказание о странствовании апостолов и сообщает о посещении богородицей Афона и Кипра. Послание Нила почти дословно воспроизведено в первой части сочинения, надписанного именем Максима Грека: "Вопрошение известно от некоих: почто от тридневнаго воскресения Христова до Фомины суботы не воздвизают пречистая хлебца, токмо артус воздвизают, и глаголет диакон “Христос воскресе” 3, и потребляют артус в Фомину суботу?" [5]. Хотя возможны сомнения в принадлежности этой статьи Максиму, вопреки В. Г. Брюсовой нет достаточных оснований атрибутировать ее в целом (включая следующие за рассуждением об артосе Сказание о иконе богоматери Иверской и Повесть о Ватопедском монастыре) епископу Нилу. Послание князю Георгию Ивановичу, обнаруженное и опубликованное В. Ф. Ржигой (вторично опубликовано В. Г. Брюсовой), является ответом на письмо князя. При построении церкви в селе Покровском (близ Кашина) погиб плотник, и князь не знал, как совершить чин погребения. Желая устранить смущение князя, епископ Нил приводит рассказ о гибели Афанасия Афонского и излагает любопытный вариант апокрифического сказания о Лоте, взрастившем крестное древо. В литературе отмечено три списка послания Георгию Дмитриевичу [6] и один - послания Георгию Ивановичу [7].

Из пяти грамот епископа Нила, учтенных в описи архива Посольского приказа 1626 года [8], сохранилась лишь грамота тверского владыки некоему Василию Андреевичу; предполагают, что это - В. А. Коробов, отправлявшийся в Константинополь в 1515 году (по А. Л. Хорошкевич, адресат ее - Василий Копыл). В грамоте перечислены подарки епископа Нилу константинопольскому патриарху Пахомию (1505 - 1513). (Исходя из того, что в 1515 году патриарха Пахомия не было на престоле, и не зная об ошибке в издании описи царского архива, Н. П. Лихачев предложил другую интерпретацию грамоты: она будто бы обращена к дворецкому Василию Андреевичу Челяднину, а перечисленные в ней подарки должен был отвезти патриарху из великокняжеской казны сам епископ Нил; при этой интерпретации грамоту, по Н. П. Лихачеву, следует датировать 1510 годом). Грамота неоднократно публиковалась [9].

Литература

  • Никольский Н. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Христ. чт. 1909. № 8–9. С. 1115–1119;
  • Ржига В. Ф. Новый вариант сказания о Лоте // ИОРЯС. 1928. Т. 1, кн. 2. С. 499–506;
  • Брюсова В. Г. Тверской епископ грек Нил и его Послание князю Георгию Ивановичу // ТОДРЛ, Л., 1974. Т. 28. С. 180–187.
  • Чередеев К. Биографии тверских иерархов. Тверь, 1859. С. 56–57;
  • Филарет. Обзор. С. 136; Титов А. А. Тверские епископы: Материалы для истории русской церкви. М., 1890. С. 47–48;
  • Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. XXX–XXXI;
  • Зимин А. А. Государственный архив России XVI столетия: Опыт реконструкции. М., 1978. Т. 1. С. 193–194;
  • Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М., 1980. С. 45, 200, 230.
  • Флоря Б. Н. Греко-эмигранты в Русском государстве второй половины XV – начала XVI в.: Политическая и культурная деятельность // Руско-балкански културни връзки през средновековието. София, 1982. С. 124, 125, 131, 140.

Использованные материалы



[1]  Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 74

[2]  По другим источникам – 20 августа: ПСРЛ. М.; Л., 1963. Т. 28. С. 345

[3]  ПСРЛ. М., 1965. Т. 30. С. 145

[4]  В. С. Иконников считает, что Георгий Дмитриевич – это Юрий Тютин: Иконников В. С. Максим Грек и его время. Киев, 1915. С. 460

[5]  Сочинения преподобного Максима Грека. Казань, 1862. Ч. 3. С. 109–115

[6]  ГБЛ, Волок. собр., ф. 113, № 520; ГПБ, Q. XVII. 64; ГБЛ, собр. Румянцева, ф. 256, № 362

[7]  ЦГАДА, ф. 196, № 642

[8]  Опись архива Посольского приказа 1626 года. М., 1977. Ч. 1. С. 70–71

[9]  Продолжение ДРВ. СПб., 1790. Ч. 6. С. 1–4; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. СПб., б. г. Кн. 1, т. 1–5. Стб. 1708–1709; Лихачев Н. П. Палеографическое значение... Ч. 1. С. XXXI, примеч. 2

Редакция текста от: 21.11.2020 12:05:58

"НИЛ ТВЕРСКОЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google