Прп. Илия Келарь Троицкий. Фреска (XX в.), Троице-Сергиева Лавра) |
Память 29 мая (Радонеж.) и в Соборе Радонежских святых
Происхождение, обстоятельства и время прихода Илии в Троице-Сергиев монастырь неизвестны. Автор Жития прп. Сергия Пахомий Логофет не включил Илию в число первых насельников обители, поэтому можно предположить, что святой поселился здесь после 1353-1354 годов, когда прп. Сергий Радонежский стал настоятелем.
В 1370-х годах прп. Илия пользовался в обители авторитетом, вследствие чего был назначен келарем. Пахомий Логофет сообщает (не называя имени Илии) о том, что появление должности келаря (так же как и других хозяйственных послушаний) в Троицком монастыре было связано с переходом к общежительному уставу, происшедшим после получения прп. Сергием соответствующей грамоты Константинопольского патриарха Филофея Коккина. По наблюдениям В. А. Кучкина, грамота могла быть привезена греками Георгием Пердикой и Иоанном Докианом, приехавшими в Москву в январе-феврале 1377 года [1]. Учитывая близость Илии к прп. Сергию, можно предположить, что келарь был в числе троицких монахов, которые в середине 1377 - феврале 1378 года добивались возвращения своего игумена в Троице-Сергиеву обитель из киржачского Благовещенского монастыря.
Прп. Илия Келарь. Икона на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (автор монахиня Иулиания (Соколова), нач. 1950-х гг.). Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры |
Ещё раз имя келаря Илии упоминается в летописи Троицкой обители под 1384-м годом: "преставися в пентикостной неделе (т. е. на седмице после праздника Пятидесятницы, который в том году отмечался 29 мая) старец Илия, келарь Троицкого монастыря, добрый и послушливый".
Сведения об Илии содержались в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 г.), отразившейся в Рогожском летописце сер. 1440-х годов и в Симеоновской летописи конца XV века: "Раб Божии чернець Илья, келарь Сергиев игуменов, добрыи, послушливыи, живыи святым житьем в послушаньи у святого старца, быв послушлив и до смерти" [3]. Как показал М. Д. Присёлков, источником данной записи была монастырская летопись [4]. Б. М. Клосс приписывает характеристику Илии прп. Епифанию Премудрому [5], с этой точкой зрения не согласны другие исследователи. Упоминание в летописи прп. Сергия как "святого старца" указывает на то, что текст был отредактирован после канонизации преподобного, т. е. после 1422 года.
Имя Илии келаря было внесено в краткий перечень первых насельников монастыря в составе монастырского синодика. Перечень известен в списке 1575 года [6], его протограф восходит к 1480-м годам. Канонизация Илии Радонежского, по-видимому, совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена.
Иконография
На миниатюрах троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 1580-х - нач. 1590-х годов [7] среди учеников святого Илия не указан (напр., л. 190 об.- очевидно, благословение Илии на послушание келаря). На иконах "Собор Радонежских чудотворцев" и в росписях храмов Троице-Сергиевой лавры в ряду сподвижников прп. Сергия Радонежского изображений Илии не обнаружено (только упоминается в списке учеников преподобного в стенописи церкви Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской), поновлена в 1947).
Единственная известная в настоящее время икона была написана мон. Иулианией (Соколовой) в нач. 1950-х годов для столбика сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора лавры [8]. Прп. Илия представлен прямолично в рост, в рясе, мантии и клобуке с воскрилиями, руки раскрыты ладонями, борода округлая и волнистая с проседью; надпись: "АГ(с): ПРЕП(д): ИЛIА КЕЛАРЬ". Возможно, Илия был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции "Построение Свято-Троицкой лавры" в северо-западной части на южной стене храма Христа Спасителя [9].
Литература
- ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149-150; Т. 18. С. 135;
- Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 20022. С. 428.
- Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 8, 365;
- Муравьёва Л. Л. Московское летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 92-93;
- Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 3. С. 632;
- Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. № 329. С. 336-337 [Библиогр.].
Использованные материалы
- А. В. Кузьмин. "Илия Радонежский" // Православная энциклопедия, т. 22, с. 261-262
- Троицкий патерик. Преподобный Илия-келарь, ученик преподобного Сергия // Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
- Новый сводный иконописный подлинник. - Cергиев Посад: Иконописная школа при МДА, 2008 (CD)
[1] Кучкин В. А. Сергий Радонежский // ВИ. 1992. № 10. С. 80-83
[2] РГБ. Ф. 304/I. № 22. Л. 40
[3] Присёлков. 2002. С. 428; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149-150; Т. 18. С. 135
[4] Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 192; ср.: Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 364
[5] Клосс. Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 245-247
[6] РГБ. Ф. 304/III. № 25. Л. 12 об.
[7] РГБ. Ф. 304/III. № 21
[8] Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 138
[9] 1870-е годы, худож. И. М. Прянишников, см.: Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского / [Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83