Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВДОВСТВУЮЩАЯ КАФЕДРА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Вдовствующая кафедра - наименование епископской кафедры после кончины занимающего ее архиерея до поставления на нее нового епископа. Поскольку викарные епископы обыкновенно являются только помощниками правящих архиереев, понятие "вдовствующая кафедра" в большинстве случаев употребляется применительно к епархиальной кафедре, в значении "вдовствующая епархия". Аналогичное значение имеет термин "вдовствующая Церковь" (греч. ἡ χηρεύουσα ἐκκλησία - IV Всел. 25; III Всел. Послание).

Употребление слова "вдовство" (χηρεία) применительно к кафедре, лишившейся своего архиерея, связано с тем, что отношения епископа с Церковью, вверенной его окормлению, традиционно характеризуются образом брака, обручения или венчания, епископ же в этом контексте именуется женихом местной Церкви ("Но если пришел я сюда... оказать посильную помощь Церкви до сих пор вдовствующей и безмужной (καὶ τῇ χήρᾳ καὶ τῇ ἀνάνδρῳ), быть как бы наместником и попечителем, чтобы уневестить ее другому..." [1]), ибо его служение должно совершаться во образ служения Жениха Вселенской Церкви Христа Спасителя (ср.: Мф 9, 15; Мф. 25, 1, 5, 6, 10; Мк 2, 19-20; 2 Кор 11, 2; Еф 5, 25-32; Откр 19, 7; 21. 2). Такие отношения епископа и его Церкви считаются нерасторжимыми вплоть до кончины епископа (ср.: Ап. 14, 36; I Всел. 15; Антиох. 17, 18). Поэтому применительно к кафедре, лишенной своего епископа вследствие его самовольного ухода, низложения по суду, увольнения на покой по старости или болезни, а также перемещения законной церковной властью на другую кафедру, термин "вдовствующая кафедра" не употребляется. Таковая кафедра именуется вакантной, наименование "вакантная кафедра" может быть употреблено также и применительно к вдовствующей кафедре.

Порядок управления и последующего замещения вдовствующей кафедры устанавливается рядом канонов. Из текста правила 22 Халкидонского собора - "Не позволяется клирикам по смерти своего епископа расхищати вещи, ему принадлежавшия, как сие воспрещено и древними правилами" - видно, что обычно вдовствующей кафедрой управлял ее клир. Но на тот случай, если клир не был способен поддерживать в ней надлежащий порядок, митрополит должен был назначить для временного управления вдовствующей кафедры епископа. При этом 25-м правиле того же Собора установлен 3-месячный срок временного управления, так что митрополит, не позаботившийся о замещении вдовствующей кафедры в течение этого срока, подлежал прещениям: "Поелику некоторые митрополиты, якоже нам соделалось гласным, небрегут о вверенных им паствах, и отлагают поставление епископов: того ради определил святый Собор, чтобы поставления епископов совершаемы были в продолжение трех месяцев: разве неизбежная нужда заставит продлити время отлагательства. Не творящий сего подлежит церковной епитимии. Между тем доходы вдовствующия церкви да сохраняются в целости икономом ея". Из правила вытекает, что в отдельных случаях наблюдалось злоупотребление со стороны митрополита, который откладывал замещение вдовствующей кафедры, для чего необходимо было созвать Собор епископов митрополии.

В связи с этим злоупотреблением и устанавливался предельный срок вдовства кафедры. Из него, однако, допускались исключения. Иоанн Зонара в толковании на это правило называет одной из возможных имеющих основание причин отлагательства избрания нового епископа захват города с вдовствующей кафедрой варварами, которые могли воспрепятствовать новому епископу войти в него. Толкование Феодора Вальсамона аналогично, но вместо варваров он пишет о язычниках. Архимандрит Иоанн (Соколов) в своем изъяснении содержания этого правила возможными законными причинами отлагательства называет также затруднения в сборе мнений епископов митрополии, не присутствовавших на избирательном Соборе, либо отсутствие большинства голосов при избрании кандидата в епископы на вдовствующую кафедру (Т. 2. С. 306).

По толкованию правила 25 Халкидонского собора епископа Никодима (Милаша), опирающегося на классические толкования византийских канонистов, "об имуществе вдовствующей епархии должен заботиться эконом с клиром, и отчет о нем представить новому епископу" [2].

Порядку управления вдовствующей кафедры посвящено также правило 74 (85) Карфагенского собора, которое гласит: "...да не будет позволено никакому временно управляющему епископу удерживати за собою престол, который ему поручен, яко временно управляющему, по причине разногласия и распрей в народе: но да тщится он в течение года избрати ему епископа. Аще же вознерадит о сем: то по окончании года иный временно управляющий да изберется". В отличие от правила 25 Халкидонского собора ответственность за отлагательство избрания нового епископа возлагается здесь на временного управляющего (μεσίτης; лат. intercessor) вдовствующей Церковью, а не на митрополита. Из этого вытекает, что в избрании епископов Карфагенской Церкви на рубеже IV-V веков участвовал на первом этапе клир и народ самой епархии, потому что созыв избирательного епископского собора не мог быть в компетенции временного управляющего. Кроме того, в данном правиле предельным сроком временного управления установлен год. Допускается и продление этого срока, но с тем чтобы по истечении года был избран новый временноуправляющий.

Правило 35 Трульского собора категорически воспрещает митрополиту по смерти епископа и, следовательно, в период временного управления вдовствующей Церковью "отнимати или присвояти имение его или Церкви его". Из этого можно сделать вывод, что часто причиной замедления в замещении вдовствующей кафедры со стороны митрополита были корыстные расчеты.

В связи с образованием Патриархатов, в состав которых вошли митрополии, в 1-й главе 123-й новеллы св. императора Юстиниана I предусматривалось право патриарха, естественно со своим Собором, поставлять епископа на вдовствующую кафедру, когда этим пренебрегает соответствующий митрополит. Данное положение вошло в 1-й титул "Номоканона" в редакции патриарха Фотия, но 123-я новелла св. Юстиниана не была включена в "Василики", изданные императором Львом Мудрым. В связи с этим на исходе XII века возник конфликт, связанный с замещением вдовствующей кафедры, который и послужил патриарху Антиохийскому Феодору Вальсамону ближайшим поводом для составления толкований не только на Синтагму канонов, но и на 1-ю часть "Номоканона в 14 титулах", включавшую выдержки из "Кодекса" и главным образом новелл св. Юстиниана.

Константинопольский патриарх Михаил III Анхиал без согласия митрополита Амасийского Льва, который в течение года не замещал вдовствующую епископскую кафедру в своей митрополии, поставил на нее епископа [3], ссылаясь при этом на 1-ю главу 123-й новеллы св. Юстиниана, вошедшей в 1-й титул "Номоканона". Патриарху возразили: новелла утратила силу, потому что не включена в "Василики", но патриарх настаивал, что "Номоканон" - священная книга и поэтому не может утратить силы. Император и сенат высказались против патриарха. В толкованиях на "Номоканон" Патриарх Феодор Вальсамон должен был ответить на вопрос о юридической силе законов, вошедших в "Номоканон", но не включенных в "Василики". Он признал их утратившими силу - таким образом, было вынесено суждение, благоприятное позиции митрополита, которого поддержали император и сенат в его конфликте с Константинопольским Патриархом.

В Русской Православной Церкви в соответствии с "Уставом", принятым Архиерейским Собором 2000 года, действует следующий порядок относительно временного управления и замещения вдовствующих епархий: 

"Вдовствующей епархией временно управляет архиерей, назначаемый Патриархом Московским и всея Руси. В период вдовства архиерейской кафедры не предпринимаются никакие дела, касающиеся реорганизации епархиальной жизни, и не осуществляются перемены в работах, начатых в период управления предыдущего архиерея. В случае вдовства епархии, перевода правящего архиерея или ухода его на покой Епархиальным советом создается комиссия, которая приступает к ревизии епархиального имущества и составляет соответствующий акт для передачи епархии вновь назначенному архиерею. Церковное имущество, которым обладал архиерей в силу своего положения и должности и которое находится в официальной архиерейской резиденции, после его смерти вносится в инвентарную книгу епархии и переходит к ней. Личное имущество скончавшегося архиерея наследуется в соответствии с действующими законами. Епархия не может вдовствовать более сорока дней, за исключением особых случаев, когда имеются основания для продления вдовства" [4].

В Украинской Православной Церкви ответственность за назначение временного управляющего вдовствующей епархией возлагается на ее предстоятеля - митрополита Киевского и всей Украины.

На случай вдовства патриаршего престола Русской Православной Церкви ныне действующим Уставом установлен порядок, в соответствии с которым Священный Синод на своем заседании под председательством старейшего по хиротонии из его постоянных членов "немедленно избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола" [5]. Процедуру избрания при этом устанавливает Священный Синод. "Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в соответствии с законом" [6].

В период междупатриаршества Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством местоблюстителя; имя местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах; местоблюститель исполняет обязанности патриарха Московского и всея Руси в полном объеме, за исключением права награждать архиереев титулами и высшими церковными отличиями. Митрополит Крутицкий и Коломенский при этом вступает в самостоятельное управление Московской епархией. Не позднее шести месяцев по освобождении патриаршего престола местоблюститель и Священный Синод обязаны созвать Поместный Собор для избрания нового Патриарха [7]. Вдовство патриаршего престола не должно продолжаться, таким образом, долее полугода.

Литература

  • Никодим [Милаш], еп. Право. С. 369-371.
  • Цыпин В., прот. Церк. право. М., 19962. С. 280-281, 289.
  • Цыпин В., Курс церковного права. Клин, 2002. 
  • Успенский Б. А. Царь и Патриарх. М., 1998. С. 68-73.

Использованные материалы

  • Цыпин Владислав, прот. "Вдовствующая кафедра" // Православная энциклопедия, т. 7, с. 358-360 (эл. версия 1 ноября 2009):



[1]  Greg. Nazianz. Or. 36. 6

[2]  Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 388

[3]  RegPatr. N 1074

[4]  Устав, 2000. X 1. 20-23

[5]  Устав, 2000. IV 13

[6]  Устав, 2000. IV 14

[7]  Устав, 2000. IV 15-16

Редакция текста от: 24.06.2020 15:54:07

"ВДОВСТВУЮЩАЯ КАФЕДРА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google