Прп. Игнатий, иконописец Симоновский (справа). Фрагмент перевода с иконы "Собор Московских святых" (Россия. 2-я пол. XVII в.) |
Память в Соборе Московских святых
Впервые упоминается прп. Иосифом Волоцким в "Духовной грамоте" [1] в связи с уставными неурядицами в московском Симоновом монастыре, возникшими после поставления игум. Феодора на Ростовскую кафедру (1388/89) и ухода из обители прп. Кирилла Белозерского (до 1397). Волнениям противостояли насельники прп. Варфоломей, Иоанн Златый, Игнатий, названные старцами, а также буд. митр. Киевский и всея Руси Иона [2]. Во второй редакции Жития свт. Ионы, входящей в 14-ю степень "Книги степенной царского родословия" (1560-1563), в связи с приходом будущего митр. Ионы на иночество в Симонов монастырь также приводятся имена насельников: "…и тамо подвизашеся… со блаженными Варфоломеем и со Иваном Златым и Игнатием иконником" [3].
В компилятивном сб. "Сказание о святых иконописцах" (кон. XVII - нач. XVIII в.) Игнатий ошибочно назван Златым, очевидно, по причине смешения с другим старцем Симонова монастыря, упоминаемым прп. Иосифом Волоцким вместе с Игнатием, Иоанном Златым: "Игнатий Златый, иконописец Симонова монастыря, сопостник прп. Кирилла Белозерского, писаше многия святыя иконы чудныя"; там же он назван собеседником буд. митр. Ионы [4]. Е. Е. Голубинский отождествлял Игнатия с архим. московского Преображенского монастыря (Спаса на Бору) Игнатием, упоминаемым В. Н. Татищевым, полагая, что до 1404 года он был монахом Симонова монастыря. Утвердившееся в науке с сер. XIX в. именование Игнатия Греком [5] и приписывание ему авторства росписи собора Симонова монастыря в 1338 году (монастырь основан ок. 1370) были опровергнуты Н. П. Собко [6]; эти сведения относятся к Исаии Греку (Гречину), расписавшему в 1338 году новгородскую церковь в честь Входа Господня в Иерусалим [7].
В 1933 году В. Д. Айналов опубликовал текст рукописи № 4523 из бывшей библиотеки духовной семинарии в Симферополе, якобы воспроизводящий надпись на обороте Тихвинской иконы Божией Матери с упоминанием иером. Игнатия Грека "из монастыря Михаила Архангела" [8]. Опираясь на это сомнительное свидетельство, имеющее черты подлога, В. И. Антонова сочла факт существования иконописца Игнатия Грека доказанным и приписала ему икону Божией Матери "Перивлепта" 2-й пол. XIV в. (СПГИАХМЗ). Исторически достоверные работы Игнатия Симоновского неизвестны.
В "Описании о российских святых" (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.) сказано, что "преподобные отцы Варфоломей блаженный, келарь Иоанн Златый и Игнатий иконописец преставишася в лето 6950 (1442) положены в Москве в Симоновом монастыре" [9].
Образ святого встречается на иконах Собора Московских святых, напр. на переводе с иконы не ранее второй половины XVII века, выполненном В. П. Гурьяновым. Игнатий изображен в составе 37 святых, в 1-м ряду снизу справа, вместе с преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом,- оглавно, старцем с клиновидной бородой средней длины, с небольшой залысиной на лбу, на нимбе подпись: «пр. Игнатiй Иконописецъ» [10].
Литература
- Барсуков. Источники агиографии. 1882. Стб. 86-88, 206;
- Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 165-172;
- Сказание о святых иконописцах // Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 6. С. 16;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553;
- Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 348-349. Примеч. 2.
- Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до кон. XVII в. СПб., 1856. (ЗРАО; Т. 8);
- Собко. Словарь художников. 1895. Т. 2. Вып. 1. Стб. 445-446;
- Антонова В. И. Неизв. художник Моск. Руси Игнатий Грек по письменным источникам // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 569-572;
- она же. Иконографический тип Перивлепты и рус. иконы Богоматери в XIV в. // Из истории рус. и западноевроп. искусства. М., 1960. С. 106-110; СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 394-397;
- Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 118, № 205; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 292.
Использованные материалы
- Э. В. Ш. "Игнатий Симоновский" // Православная энциклопедия, т. 21, с. 103-104
[1] Пространная редакция монастырского устава, нач. XVI в.; Слово 10. «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцах, бывших в монастырях, иже в Русской земле»
[2] Иосиф Волоцкий, прп. Духовная грамота // ВМЧ. 1868. Сент. Дни 1-13. Стб. 552
[3] ПСРЛ. 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 505
[4] цит. по: Барсуков. 1882. Стб. 206; см.: Ровинский. 1856. С. 146 (назван Игнатием Златым)
[5] Снегирёв И. М. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. C. 26; то же см.: Ровинский. 1856. С. 150
[6] Собко. 1895. Стб. 445-446
[7] НПЛ. С. 348
[8] Ainalov D. Geschichte der russischen Monumentalkunst zur Zeit des Grossfürstentums Moskau. B.; Lpz., 1933. S. 91-92
[9] С. 72; Барсуков. 1882. Стб. 86
[10] см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 340-341, 616-617