МАРФА МОСКОВСКАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Мозаичная икона блаженной Марфы Московской на её гробнице. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря
Мозаичная икона блаженной Марфы Московской на её гробнице. Собор Иоанно-Предтеченского монастыря
Марфа Московская (+ 1638), схимонахиня, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря на Кулишках, Христа ради юродивая, блаженная

Память 1 марта (Моск.) и в Соборе Московских святых

В девичестве Дарья, о ее жизни известно очень мало. Она стала схимонахиней Иоанно-Предтеченского монастыря на Кулишках.

Спала схимонахиня Марфа на простом голом камне. И этот камень стал ее посмертным изголовьем. Она не пользовалась обувью – ходила босиком, не надевала теплых одежд, терпела голод. Блаженная Марфа чуралась мирской славы и желала скрыть эти подвиги своей благочестивой жизни. Поэтому она и принимает вид юродства: что с юродивой возьмешь! Ходит куда-то, где-то пропадает, где-то молится. Но молва о ее подвигах все же достигла и царских чертогов. Царица Евдокия Стрешнева, благочестивая и набожная женщина, полюбила бывать у Марфы в Ивановском монастыре. Со своей свекровью, старицей Марфой Романовой, царица не очень ладила. Великую старицу не устраивало и не очень знатное происхождение Евдокии, и то, что сын сам выбрал себе невесту. В убогой келье Марфы царица находила любовь, понимание и утешение, чего ей так недоставало в богатом царском дворце. Почитал блаженную старицу и царь Михаил Федорович.

Блж. Марфа Московская. Фрагмент иконы "Избранные святые Русские жены" работы П. Басалаева (Москва, ок. 2007 г.)
Блж. Марфа Московская. Фрагмент иконы "Избранные святые Русские жены" работы П. Басалаева (Москва, ок. 2007 г.)
Скончалась схимонахиня Марфа 1 марта 1638 года. Гроб с телом блаженной не зарыли по обычаю в землю. Его поставили в каменной гробнице в главном монастырском храме прямо на полу, обложили кирпичом и украсили надгробием из белого камня с надписью: "В 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая". Такой чести удостаивались тогда только князья и епископы.

В 1860 году, когда разбирали старый храм, возник вопрос: как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы.

Блж. Марфа Московская. Икона работы Татьяны Глазуновой (Москва, до 2003 г.). Московский Иоанно-Предтеченский монастырь
Блж. Марфа Московская. Икона работы Татьяны Глазуновой (Москва, до 2003 г.). Московский Иоанно-Предтеченский монастырь
Митрополит Филарет (Дроздов) решил: "Более двухсот лет она почивает в храме; кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом". Святитель приказал сделать ящик наподобие гроба, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особенной осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время реставрации перенести в монастырскую часовню. И оказалось, что крыша гроба и боковые стороны сгнили, но нижняя доска цела. Косточки блаженной старицы сохранились полностью и были светло-желтого цвета; голова лежала на камне, некогда служившем ей подушкой; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда. Останки блаженной Марфы перенесли в часовню. А в 1875 году они вернулись в новый храм и с благоговением были положены в новую мраморную гробницу, отделанную резьбой и орнаментами.

В 1918 году за монастырскими стенами на основной территории обители был размещен концлагерь. Однако Иоанно-Предтеченский собор вместе с домовой церковью прп. Елизаветы Чудотворицы действовал до конца 1926 - начала 1927 года. После закрытия собора и выселения игумении и более ста насельниц монастыря из обители община верующих обратилась к властям с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы на Ваганьковском кладбище, разрешение было получено. Современное местонахождение мощей неизвестно.

В 2004 году восстановлена гробница на месте бывшего погребения блаженной с подлинной мраморной плитой на ней.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Взыску́я вы́шняго ра́зума,/ ни́жний презре́ла еси́,/ блаже́нною Христа́ ра́ди нарече́ся,/ Ма́рфо, ста́рице богому́драя,/ сего́ ра́ди ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду стяжа́вшая,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак гл. 8

А́ще и житие́ твое́ неве́домо ми́ру,/ и мо́щи твоя́ от челове́к сокры́ты,/ но ду́хом близ есть всем чту́щим тя,/ ско́ро слы́шиши и во вся́ких ну́ждах на́ших помога́еши:/ па́че же Бо́га люби́ти и вся терпе́ти Его́ ра́ди науча́еши:/ те́мже вопие́м ти:/ ра́дуйся, блаже́нная Ма́рфо,// све́том ра́зума Боже́ственнаго нас просвеща́ющая.

Литература

  • Н. Киселев. «Святые жены и подвижницы благочестия Русской Православной Церкви царского, аристократического и дворянского происхождения»

Использованные материалы

Редакция текста от: 21.05.2020 07:16:49

"МАРФА МОСКОВСКАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google