Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АФАНАСИЙ III АНТИОХИЙСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Афанасий III Даббас (+ 1724), патриарх Антиохийский (25 июня 1685 или 1686 - октябрь 1694, январь 1720 - 25 июля 1724)

Родился в середине XVII века в Дамаске В молодости постригся в монахи с именем Прокопий в палестинской лавре св. Саввы Освященного.

В 1680-х годах христианская община Халеба предложила его кандидатуру для замещения местной митрополичьей кафедры, однако Антиохийский патриарх Кирилл V воспротивился этому. В результате вспыхнуло ожесточенное противостояние халебской и дамасской общин, сплотившихся вокруг своих глав, Прокопия и Кирилла. Епископы - сторонники Прокопия возвели его на патриарший престол с именем Афанасий. В поисках союзников он обратился за помощью к францисканским миссионерам, активно действовавшим на Ближнем Востоке под покровительством европейских консульств. В течение нескольких десятилетий Афанасий Даббас поддерживал тесные контакты с Ватиканом, уверяя латинян в своей приверженности католическому вероучению. Понимая, что у него не хватает сил одержать верх над патриархом Кириллом, и видя пагубность церковной смуты для сирийских христиан, Афанасий Даббас пошел на примирение со своим противником и в 1694 году сложил с себя патриарший сан. Взамен он получил в управление Халебскую епархию и право наследовать патриарший престол после Кирилла.

В 1705 году после низложения архиеп. Кипрского Германа II Афанасий Даббас был избран на Соборе предстоятелем Кипрской Церкви. После церковной смуты, возникшей из-за того, что Герман II назначил своим преемником Иакова II, в 1707 году Афанасий Даббас был признан законным архиепископом. После отъезда в Константинополь в январе или феврале 1707 года Афанасий Даббас не был больше на Кипре, а жил либо в Константинополе, либо в Халебе.

В январе 1720 года вновь занял Антиохийскую кафедру.

Во время своего патриаршества Афанасию Даббасу приходилось лавировать между пролатинскими настроениями значительной части сирийских христиан, прежде всего халебской общины, и требованиями Константинопольского патриарха положить конец католической пропаганде в Сирии. В 1722 году Афанасий Даббас принял участие в Константинопольском Соборе, где вместе с другими восточными патриархами выступил с осуждением католического вероучения.

В 1723 году вместе с Константинопольским патриархом одобрил учреждение Святейшего Синода в России.

Скончался 25 июля 1724 года в Халебе. По одной из версий, его отравили католики.

Афанасий Даббас был образованным человеком, писал сочинения на арабском и греческом языках. В 1702 году он составил "Историю Антиохийских патриархов" на греческом языке, представляющую интерес для реконструкции церковных событий конца XVII века (не издана). В 1721 году по настоянию Константинопольского патриарха Иеремии III перевел с греческого языка и издал в своей редакции антилатинский полемический трактат еп. Илии Минятия "Камень соблазна".

Афанасию Даббасу принадлежит первая попытка учреждения книгопечатания для православных арабов и создание первой на Ближнем Востоке типографии, печатавшей арабским шрифтом. В 1700 году, находясь в Валахии для сбора средств на нужды своей кафедры, Афанасий Даббас учредил типографию, издававшую книги на арабском языке. Позже он воссоздал эту типографию в Халебе, где в 1706-1721 гг. выпустил ок. 10 изданий церковных книг, главным образом богослужебного содержания. В поисках средств на книгоиздание Афанасий Даббас неоднократно обращался за поддержкой к России. Еще в начале XVIII века Афанасий Даббас оказывал услуги русским дипломатам в Стамбуле, вел переписку с Петром I, канцлером Г. И. Головкиным и др. российскими гос. деятелями. В 1706, 1707-1710 и 1714-1715 годах в Россию приезжали посольства от Афанасия Даббаса с просьбой о денежной помощи, которая и была выделена в виде значительной суммы на поддержку арабского книгопечатания; финансовую поддержку типографии, созданной Афанасием Даббасом, оказывал гетман Украины И. С. Мазепа.

Отношение к патриарху его современников и потомков было весьма противоречивым. Одни считали его беспринципным авантюристом, готовым в любой момент изменить свое вероисповедание, другие расценивали его "мягкость" в отношениях со сторонниками унии как проявление дальновидности и политического такта, которые только и могли предотвратить отпадение от Православия значительной части сирийских христиан.

Литература

  • Михаил Брейк. Список Антиохийских патриархов // ТКДА. 1874. № 6. С. 346-457;
  • Крымский А. Е. Из бейрутской церковной летописи XVI-XVIII вв. // Древности Восточные. М., 1907. Т. 3;
  • Rabbath A. Documents inédits pour servir à l'histoire du christianisme en Orient. P., 1909-1910. 2 t.;
  • РГАДА. Ф. 52/1. 1707. № 19, 25; 1709. № 12; 1714. № 13; Ф. 52/2 № 719.
  • Порфирий (Успенский). Восток Христианский: Сирия // ТКДА. 1876. № 3. Прил. С. 97-125;
  • Шейхо Л. Тарих фанн ат-таба а фи-ль-Машрик // аль-Машрик. 1900. [T.] 3. № 8. С. 355-357;
  • Karalevskij C. Histoire des patriarchates melkites. 1909. T. 3;
  • Levenq G. Athanase III // DHGE. T. 3. Col. 1369-1374;
  • Соколов И. И. Церковные события в Сирии в конце XVII и в начале XVIII в. // СИППО. 1912. С. 312-346;
  • Крымский А. Е. История новой арабской литературы. М., 1971. С. 114;
  • Haddad R. On Melkite Passage to the Unia: the Сase of Patriarch Cyril al-Za‘im (1672-1720) // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y.; L., 1982. Vol. 2. P. 67-90;
  • Μεγάλη Κυπριακὴ ̓Εγκυκλοπαίδεια. Τ. 1. Λευκωσία, 1984. Σ. 119-220;
  • Морозов Д. А. Арабское Евангелие Даниила Апостола: (К истории первой арабской типографии на Востоке) // Архив рус. истории. 1992. Вып. 2. С. 193-203.

Использованные материалы

Редакция текста от: 11.05.2020 15:52:04

"АФАНАСИЙ III АНТИОХИЙСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google