Илия (Минятий), епископ Керники и Калаврита |
Родился в 1669 году в кефаллонийском городе Палики (ныне – Ликсурия) в семье местного протопресвитера Франциска Минятия и супруги его Морезии. Отец усмотрел в своем сыне удивительную остроту ума и на десятом году его жизни отослал в греческое Флангиановское училище при церкви св. Георгия в Венеции. Здесь он показал такие успехи в изучении богословия, философии, древних (в том числе еврейского) и новых языков, что училищное начальство, невзирая на его молодость, поручило ему преподавание "Эллинских наук", чем он и был занят в течение 3 лет, одновременно проповедуя в греческой церкви. Из тех проповедей уцелело лишь 6 похвальных слов, да и те с пропусками.
Из Венеции его отозвали соотечественники-кефаллонийцы для обучения их юношества. Он преподавал на родном острове в течение 7 лет, не оставляя проповеднической деятельности в Ликсурийском храме св. Николая. Его обширная ученость и красноречие принесли ему известность среди многих греков, особенно на Ионических островах, что побудило жителей ионического о. Закинф пригласить Минятия к себе. Там он оставался четыре года, а после переехал на о. Корфу, по приглашению тамошнего управителя Антония Молина, для воспитания его племянников. При этом он не забывал своего любимого дела - проповеди с амвона.
В 1698 года Молина отозвали в Венецию, и он взял с собой Минятия, который в течение года преподавал в родном Флангиановском училище. В 1699 году посол Венеции в Константинополе Лаврентий Саранцо взял его с собой в качестве советника. Здесь Минятий проповедовал в Патриаршей Церкви и своим умом и красноречием снискал к себе уважение в дипломатических кругах. В 1703 году молдавский господарь Димитрий Кантемир выпросил его у венецианского посла и отправил в Вену для политических переговоров с австрийским императором, который почетно принял Минятия и пожаловал ему орден. До 1710 года он оставался в Константинополе, где кроме своих обязанностей советника по поручению патриарха Гавриила был наставником в народной греческой школе.
Затем Минятий возвратился в родной город, но вскоре по приглашению керкирийцев уехал преподавать в школе и проповедовать в церкви на их острове. В этом же 1710 году управляющий Пелопоннесом Франциск Гримани пригласил Минятия для обучения юношества в Навплии. Проповеди его были столь по душе жителям, что даже жившие там итальянцы приходили слушать его. Для них Минятий проповедовал порой на итальянском языке, и именно эти проповеди сохранились.
Вскоре на место Гримани поступил Марк Лоредан, который убедил Минятия принять сан епископа в 1711 году в городе Кернике. Лоредона сменил Августин Сагредо, который призвал Минятия вновь в Навплию, где через три года в 1714 году Илия и скончался. Безвременная смерть его стала причиной того, что уцелела лишь малая часть его проповедей, поскольку чаще всего они произносились экспромтом. В общей сложности осталась малая часть его проповедей на новогреческом и итальянском языках и лишь одно полемическое сочинение под заглавием Камень соблазна, или Разъяснение начала и причин разделения Восточной и Западной Церквей и обозрение пяти (их) различий [1].
Из описания жизни владыки Илии (Минятия) видно, что он, благодаря своим способностям, всегда был близок к высшим кругам общества и занимал высокие должности, но тем не менее всю свою короткую 45-летнию жизнь посвятил просвещению своего народа - где бы он ни был, он никогда не оставлял церковной проповеди и преподавания в греческих школах. Будучи образован в традициях венецианского гуманизма, он в душе оставался православным греком, желающим Греции былого величия. Всю свою жизнь он стремился просветить народ, приобщить его к европейской культуре, но вместе с тем утвердить в вере как основной добродетели.
Труды
Владыка Илия, будучи сторонником новогреческого языка, показал в своих красноречивых проповедях не только возможность выражать на этом народном языке высокие мысли, но также его гармоничность и приятное звучание. Он стремился сохранять чистоту родного языка, хотя речь его имела чуждые примеси – явные итализмы.
Его книга Камень соблазна, или историческое пояснение о начале и причине разделения между восточной и западной церквами была издана в 1717 году в Лейпциге, а в 1783 году переведена на русский и издана в Санкт-Петербурге. К этому изданию приложено и Житие Илии Минятия. Первое издание его итальянских проповедей вышло в 1698 году, а в 1717 году особым изданием вышли проповеди о вере и любви, переведенные и изданные в России в 1773 году. Иные проповеди Минятия были опубликованы в России уже в 1765 году и пользовались большим успехом: отрывки из поучений его к началу XX века имели более 4 млн оттисков. Новый их перевод был издан в 1902 году в Сергиев-Посаде. После падения богоборческого режима публикация его трудов возобновилась.
- Русские издания:
- Илия Минятий, Два слова поучительные и четыре речи похвальные, сочиненныя и говоренныя на итальянском языке, (пер. с итал.), СПб., 1773.
- Илия Минятий, Проповеди, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.
- Илия Минятий, еп., Камень преткновения, Храм святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, Москва, 1999. (См. http://akaka.al.ru/sfilo/014.shtml)
- Илия Минятий, Проповеди, Московский Сретенский монастырь, 2000. - беседы в дни Великого Поста и на большие церковные праздники
Использованные материалы
- Жукова, Евгения, «Илия Минятий: Политические и богословские воззрения», 23.V.2001:
- Статья «Илия Минятий» из Брокгауз, Ф. А., Ефрон, И. А., Энциклопедический словарь:
[1] В современном русском переводе также: Камень преткновения, или изложение начала и причин отпадения Церкви Западной от Восточной и предметов несогласия между ними.