Константинопольский Собор 1642-1643 годов, вновь осудивший "Православное исповедание" Кирилла Лукариса и утвердивший исправленный вариант "Православного исповедания" митр. Петра (Могилы)
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
Около 1638 года митр. Петр (Могила) замыслил написать новый, сравнимый с "Изложением православной веры" прп. Иоанна Дамаскина компендиум православного вероучения, чтобы избавить православную Церковь от упрека в ереси и ответить на вызов католиков и протестантов, поскольку сомнения в православности Кирилла Лукариса было невозможно подавить. У митр. Петра была также личная причина для составления подобного катехизиса против Кирилла Лукариса, поскольку после получения им Киевской кафедры именно Кирилл Лукарис утвердил его патриаршим экзархом, в связи с чем митр. Петра (Могилу) постоянно порицали католики.
С целью придать "Православному исповеданию" митр. Петра (Могилы) официальный статус оно было рассмотрено на поместном Ясском Соборе 1642 года, который был созван по инициативе митр. Петра господарем Молдавии и Валахии Василе Лупу. Работа Ясского Собора началась еще в декабре 1641 года. Василе Лупу обратился к Константинопольскому патриарху Парфению I с вопросом о соответствии православию "Православного исповедания" Кирилла Лукариса. В связи с этим в мае 1642 года патриарх Парфений созвал Собор, Деяния которого содержат 45 подписей епископов и клириков, в т. ч. митр. Петра (Могилы). Собор, рассмотрев "Исповедание" Кирилла Лукариса по главам, отверг его как исполненное ересей и чуждое православной вере и предал анафеме всех, кто почитают его за истинное и благочестивое [1].
Деяния Константинопольского Собора 1642 года были доставлены в Яссы двумя патриаршими экзархами - Мелетием Сиригом, вероятным автором постановлений Соборов 1638 и 1642 годов, и митр. Никейским Порфирием. На Соборе присутствовали многочисленные епископы и клирики Молдавии и Валахии и три представителя Константинопольского патриарха от Киевской митрополии. Силами Мелетия Сирига в "Православное исповедание" были внесены изменения и дополнения с целью удаления следов католического влияния, противоречащих учению Церкви, и сделан его перевод на новогреческий язык. Собор принял исправленную версию и направил на утверждение восточным патриархам, которое состоялось 11 марта 1643 года на Константинопольском Соборе под председательством патриарха Парфения I. Соборную грамоту подписали также патриархи Александрийский Иоанникий Киприот, Антиохийский Макарий (?) [2], Иерусалимский Паисий, 9 архиереев и 13 чинов Великой церкви [3].
Латинский оригинал "Православного исповедания" был утерян, и поэтому невозможно точно определить все изменения и дополнения, внесенные Мелетием Сиригом. Однако, по всей видимости, правка коснулась обсуждавшихся Киевским Собором в 1640 году вопросов о форме Евхаристии, о местонахождении душ праведников до Страшного Суда, о частном суде и о чистилище. По сообщению очевидца Скогарди, личного врача господаря Василе Лупу, во время обсуждения "Православного исповедания" Ясским Собором румыны согласились внести соответствующее исправление Мелетия Сирига лишь с целью получения утверждения "Православного исповедания" у Константинопольского патриарха [4].
Использованные материалы
- "Константинопольские Соборы" // Православная энциклопедия, т. 37, с. 299-343
[1] текст см.: Καρμίρης. 1968. Τ. 2. Σ. 658-661
[2] Так по тексту ПЭ, однако до 1647 года Антиохийский престол занимал Евфимий III
[3] Подробнее о Константинопольском и Ясском Соборах, а также о «Православном исповедании» см.: Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 113-117; Malvy, Viller. 1927; Καρμίρης. 1968. Τ. 2. Σ. 655-672
[4] Malvy, Viller. 1927. P. L