Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДОРОФЕЙ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Дорофей II (+ 1534), патриарх Иерусалимский (с 1491)

Его арабское имя Аталла (в переводе "Божий дар" [1]) греческие летописцы XVII века перевели как Дорофей (греч. Δωρόθεος), под этим именем он фигурировал в позднейших исторических сочинениях.

Патриаршество Дорофея II пришлось на переломную эпоху, когда мамлюкский султанат, 250 лет контролировавший Восточное Средиземноморье, был сокрушен османами и православный Восток более чем на 400 лет оказался под властью Османской империи. Практически тогда же управление Иерусалимской Церковью перешло от арабов к грекам; Дорофей II был последним палестинским арабом на Иерусалимской кафедре. В этом качестве он упоминается всеми авторами, обращавшимися к истории Иерусалимской Церкви; однако это почти все, что о нем известно; какие-либо дополнительные сведения о личности и эпохе Дорофея II крайне скудны. Так, не вполне ясен год его вступления на кафедру. В "Истории" патриарха Досифея II Нотары и у других восходящих к нему авторов период патриаршества Дорофея II определяется в 43 года, соответственно начало его относится к 1491 году. Прокопий Назианзин считает, что Дорофей II был патриархом 41 год и взошел на престол в 1493 году. Ж. Насралла датирует начало его патриаршества 1506 годом.

На рубеже XV и XVI веков политика мамлюкских властей на Святой земле, направленная на жесткое подавление немусульманских общин, усугублялась хозяйственным и экологическим кризисом в Палестине, натиском кочевников. Начался исход христианского населения из Хеврона и селений Заиорданья, были оставлены монастыри в пустыне. Упадок палестинского Православия лишь частично компенсировался притоком в Святую землю монахов из других православных стран - греков, грузин, славян. Так, около 1504 года сербские монахи вновь заселили покинутую лавру прп. Саввы Освященного. Малоуспешная борьба мамлюков с португальским флотом в Индийском океане болезненно сказывалась на положении ближневосточных христиан. Султан Кансух аль-Гури в 1503 году угрожал разрушить святые места Палестины, в 1511-1512 годах был закрыт доступ христиан в храм Гроба Господня.

Османы, в 1516-1517 годы завоевавшие Сирию и Египет, проводили более веротерпимую политику. Из греческого предания более позднего времени известно, что Дорофей II пользовался особой благосклонностью султанов Селима I и Сулеймана I Кануни, которые утвердили привилегии православной Церкви на владение всеми палестинскими святыми местами и подчинили власти Иерусалимского патриарха общины грузин, сербов и абиссинцев. Европейские ученые сомневаются в подлинности этих грамот. Источники же начала XVI века свидетельствуют, что ряд наиболее почитаемых мест поклонения, в т. ч. храм Рождества Христова в Вифлееме, в это время находился под контролем францисканских монахов.

Включение Ближнего Востока в состав Османской империи значительно облегчило контакты между Поместными Православными Церквами. Около 1524 года Константинопольский патриарх Иеремия I совершил паломничество в Св. землю. В его отсутствие Константинопольский престол захватил митр. Иоанникий Созопольский. Тогда Иеремия I, Дорофей II, а также прибывшие в Иерусалим Александрийский и Антиохийский патриархи соборно низложили Иоанникия и Иеремия с почетом вернулся на свою кафедру.

В 1525 году османские власти провели в Палестине первую перепись населения. Так, в Иерусалиме насчитывалось 635 домов мусульман, 199 - иудеев и 129 домов христиан, в т. ч. 96 семейств мелькитов (православных). Крупные христианские общины отмечены в соседних селениях Вифлеем (61 семейство) и Бейт-Джала (129 семейств), а также в Газе (233 дома), Лидде (129 домов) и ряде др. городов. В действительности численность христианского населения могла быть значительно выше.

Палестину эпохи патриарха Дорофея II описали несколько известных паломников: Арнольд фон Харф (1498), Мартин Баумгартен (1507-1508), Игнатий Лойола (1523).

Патриарх Дорофей II скончался в 1534 году.

Литература

  • Баумгартен М. Посетитель или описатель св. мест, в трех частях света состоящих, или Путешествие... в Египет, Аравию, Палестину и Сирию. СПб., 1794;
  • Неофит Кипрский. Рассказ... о находящихся в Иерусалиме христ. вероисповеданиях и ссорах их между собой по поводу мест поклонения // Материалы для истории Иерусалимского патриархата XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 9;
  • Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времени VI Вселенского Собора до 1810 г. // Там же. СПб., 1904. Т. 2. С. 41-42;
  • Прокопий Назианзин. Попираемый Иерусалим // Там же. С. 139, 232-237;
  • The Pilgrimage of Arnold von Harff Knight from Cologne… L., 1946. Nendeln, 1967;
  • Bakhit M. A. The Christian Population of the Province of Damascus in the 16th Cent. // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y., 1982. Vol. 2. P. 47-56.

Использованные материалы



[1]  Nasrallah. Histoire. Vol. 3(2). P. 49

Редакция текста от: 15.02.2020 16:11:06

"ДОРОФЕЙ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google