Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ФИЛИПП (МОРОЗОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Филипп (Морозов) (1890 - не ранее 1944), архимандрит

В миру Морозов Павел Леонтьевич, родился в 1890 году в Вологодской губернии в семье диакона.

В 1904 году окончил Никольское духовное училище первым учеником [1], в 1910 году - Вологодскую духовную семинарию первым студентом [2], в 1914 году - Петроградскую духовную академию со степенью кандидата богословия в сане иеромонаха [3].

5 сентября 1914 года определён преподавателем Житомирского пастырского училища.

С 16 марта 1916 года - преподаватель гомилетики и соединённых с ней предметов в Холмской духовной семинарии.

В 1921 году был назначен на должность инспектора Кременецкой духовной семинарии.

После удаления польскими властями с Виленской кафедры митрополита Елевферия (Богоявленского), сторонник автокефалии Польской Церкви митрополит Георгий (Ярошевский) своим указом от 14 октября 1922 года назначил отца Филиппа на должность ректора Виленской духовной семинарии (на место уволенного в связи с противлением неканоническим автокефалистским устремлениям В. Богдановича).

В 1924 году по каким-то причинам был смещен с должности ректора и зачислен в состав братии Виленского Свято-Духова монастыря.

Надо полагать, что вместе с потерей ректорского места он утратил надежду получить архиерейскую хиротонию, к которой очень стремился. Летом 1925 года он через печать неожиданно объявил о своем переходе в Римо-Католическую Церковь, под юрисдикцией которой он надеялся занять епископскую кафедру.

18 августа 1925 года в виленских газетах появилось его письмо, в котором среди прочего говорилось:

"После долгого размышления я решился на важный шаг: постановил стать членом той религиозной общины, которая подчиняется наивысшему пастырю, епископу Римскому. Этим актом я выполняю только веление собственной совести, убежденной, что лишь та истинная христианская Церковь, где есть апостол Петр со своими последователями".

Далее архимандрит уверял, что

в его "поступке нет никакой измены тому, что всем нам должно быть дорого: подлинной вере и принадлежности к собственному народу... Любя Христа и Его Святую Церковь, буду и впредь в нем любить вас, мои братья, и молиться буду о той милости для вас, которую Навысший уделил мне, а именно, чтобы вас как можно больше пришло на ту высоту, на которой Избавитель наш построил Свою Церковь и на которой только и можно сохранять истинную православную христианскую веру в настоящее время смуты и разъединения. Ищите опоры для вашей Церкви не в Москве и не в Константинополе, и не у протестантов, а только в Риме - в этом истинном центре христианского объединения".

Свой переход в унию с Римом отец Филипп старательно скрывал. По сведениям бывшего юрисконсульта Православной Церкви в Польше присяжного поверенного К.Н. Николаева, написавшего исследование о восточном обряде, еще 17 августа 1925 года архимандрит Филипп писал Виленскому преосвященному Феодосию (Феодосьеву) о том, "что слухи об измене моей Великой Православной Церкви ложны". Сразу же после перехода отца Филиппа (Морозова) в униатство польская печать подхватила известие о "перелете" православного архимандрита под власть Рима. По мнению обозревателей польских газет, этот факт явился новым доказательством "разложения Православной Церкви", произведшим в Вильно громадное впечатление.

По словам К. Н. Николаева,

Морозов был человеком талантливым, образованным, "оратором с представительной внешностью. Он предназначен к высокому посту, а поста нет. Православная Церковь в Польше организуется, и ему не отведено то место, которого он заслуживает. Он на “епископской” линии, однако, его обходят. Так складывалось то настроение, которое привело о. Ф. Морозова в Рим. Он виделся с папой. В Риме были изумлены, но и не очень обрадованы — там и без о. Филиппа было много претендентов на высокие места. Его приняли и послали в Вильно. Это была ошибка Рима. В Вильно его можно было послать только нареченным епископом. Этого не сделали.

Во всяком случае, о. Ф. Морозову приспособили августиановский храм для богослужений по восточному обряду. Получился соблазн и для католиков. Отец Ф. Морозов стал служить в сущем сане, а между тем на нем лежало запрещение православного епископа, которого в Вильно уважали. Он принес с собой архимандритский крест и великолепную митру, но весь блеск православного обряда остался в православном храме Св. Духовского монастыря. В новом месте все было примитивно, ново, подражательно. Не с кем было соборно служить, некому петь…"

Архимандрит Филипп начал служить по новому стилю. Этот поступок произвел в городе сенсацию, и народ из любопытства стал посещать его храм. Морозов возглавил нео-униатское движение в Вильно и стал агитировать православное духовенство переходить в унию.

За эти действия в сентябре 1925 года епархиальной властью и Священным Синодом Православной Церкви в Польше на архимандрита Филиппа были наложены следующие наказания: запрещение в священнослужении, низвержение из сана, лишение монашества, отлучение от Церкви и даже анафема, провозглашенная в храме Свято-Духова монастыря.

При таком положении "миссионерская работа" архимандрита Филиппа, сводившаяся к переводу православных в католицизм, имела мало успеха. По словам другого свидетеля событий, А. К. Свитича,

"последователей у него, как среди православного духовенства, так и среди православных приходов, было очень мало и овладеть положением архимандрит Филипп не сумел. Ни Рим, ни католические епископы его не поддержали […]. Такое положение длилось полтора года".

В январе 1927 года архимандрит Филипп обратился с прощальным письмом к Виленскому католическому митрополиту Ромуальду Яблжиковскому. В нем архимандрит Филипп писал:

"Время соединения Церквей еще не приспело. После моей полуторагодичной самоотверженной работы на пользу соединения Церквей для меня лично теперь совершенно ясно, что со стороны именно предстоятелей Западной Церкви нет евангельской подготовки для этого соединения. У католической иерархии отсутствует истинно католическое отношение к Православию, т. е. в духе Вселенской Христовой Церкви и наоборот: гордость, самомнение и недостаток христианской любви характеризуют это отношение... Пользование в деле католической пропаганды духовными лицами, изверженными из Православия как отбросы, пользование ими только потому, что они на все согласны и с удовольствием могут грязнить Православие, ясно свидетельствует о том, что католические иерархи не только не хотят зарывать вырытой человеческими руками пропасти между Церквами, но с помощью наемных рабочих ее углубляют”.

В начале января 1927 года, потеряв надежду стать епископом под омофором Римского папы, Морозов пришел с покаянием к архиепископу Виленскому Феодосию (Феодосиеву) с просьбой принять его обратно в Православие. После обсуждения на февральской 1927 года сессии Священного Синода архимандрит Филипп был принят в сущем сане с наложением на него епитимьи: запрещение служения, ношения креста и рясы, духовное руководство под началом архимандрита Макария. 15 апреля 1927 года епитимья была снята.

Есть сведения, что перед началом войны Германии с СССР, а именно в 1940 году, отец Филипп (Морозов) подавал прошение о приеме в Московский Патриархат, но, очевидно, начало военных действий помешало доведению этого дела до конца. В годы войны архимандрит Филипп оказался на территории Виленской епархии. Здесь, по его собственным словам, он близко сошелся с митрополитом Сергием (Воскресенским) , который якобы оказывал архимандриту свое доверие. После прихода советской армии отец Филипп по каким-то причинам не ушел с немцами, был арестован и находился под следствием в НКВД, давая, среди прочих, показания об обстоятельствах убийства митрополита Сергия (Воскресенского). По сведениям священника Виталия Серапинаса, приведенным на сайте Литовской епархии Московского Патриархата, архимандрит Филипп (Морозов) давал показания и против своих собратий, в частности, с его слов 24 октября 1944 года был арестован протоиерей Лука Голод. Сам отец Филипп впоследствии был сослан в советский концлагерь, откуда уже не вернулся.

Использованные материалы

  • Иеромонах Филипп (Морозов) // Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1917 год, СПб, 1917, c. 158.
  • Илия Соловьев, свящ., Шкаровский М.В., "Кто совершил злодеяние на пустынной дороге? К вопросу об убийстве митрополита Сергия (Воскресенского)" // Журнал Церковь и Время, 2010, октябрь-декабрь № 4 (53).



[1]  "Выпускники Никольского духовного училища 1904 года", генеалогический сайт бовкало А,А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/nikolskdu.html

[2]  "Выпускники Вологодской духовной семинарии 1910 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/vologdasem.html

[3]  "Выпускники Петроградской духовной академии 1914 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/spbda.html

Редакция текста от: 01.03.2020 20:10:13

"ФИЛИПП (МОРОЗОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google