Нет войне! Заявление редакции энциклопедии "Древо"

ТРИФИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Алексий Кириллович Трифильев (1872 - не ранее 1931), протоиерей

Родился в 1872 году в селе Большая Каракуба (Аргин) Мариупольского уезда Екатеринославской губернии (ныне Раздольное Старобешевский район Донецкой области) в семье священника Кирилла Трифильева.

В 1894 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии по II разряду [1]. Есть сведения также об окончании им университета.

Вступил в брак с Верой Андреевной. В семье родились дочери 1897 и 1901 г.р., сын Леонид (18 ноября 1908).

14 сентября 1894 года рукоположен во священника и был определён в родное село [2]. Работал законоучителем земского училища, был председателем Николаевского миссионерского комитета.

В августе 1897 года стал настоятелем храма вмч. Димитрия Солунского вместо отца, ушедшего за штат.

Вел публицистическую деятельность. Печатался в Екатеринославских епархиальных ведомостях. Поддерживал октябристов, а затем - русских националистов, указывал в печати, что православным пастырям должна быть чужда "уродливость крайне правых и крайне левых партий" [3].

Отец Алексий позже так написал о своем служении в селе:

"Село Б.Каракуба – моя родина, где протекали лучшие годы (25 лет) службы церкви и народу. Застаю его глухим селом, через 25 лет мне удалось превратить в культурный оазис. Оно имело две школы, агрономическое училище, музыкально-драматическое общество, которое ставило спектакли и давало концерты, имея прекрасный оркестр военно-духовой музыки, врачебный пункт и др., просветительно-благотворительные учреждения. За такую деятельность я стал преследоваться как защитник сельской бедноты. Социальные отношения при моем поступлении были таковы, что все село находилось в кабальной зависимости от группы кулаков (30 – 50 чел.), которые выбирая из себя администрацию (старшин, старост), делали что хотели. Вот против этих кулаков я и повел беспощадную борьбу. Вокруг меня сразу же объединилась беднота, и путем выступления в печати, хождения по правительственным учреждениям Мариуполя и Екатеринослава мы победили, и объдинившаяся и раскрепощенная беднота стала выбирать лиц администрации из своей среды... и управлять селом по своему усмотрению

И вот наступил 1917 год. Я никуда не бежал и решил пережить с любимым народом все то, что суждено ему было пережить... Кровь всюду лилась рекой. Село попеременно было то в руках красных, то белых, которые одинаково грабили население. Моя задача в этот период заключалась в том, что я спасал жизнь большевиков (членов революционного комитета) от зверской расправы белых банд. И таких случаев, как я припомню, было шесть. По моим ходатайствам было спасено от верной смерти 36 человек... это мне очень дорого стоило, так как белые видели во мне скрытого большевика. За такую мою деятельность народ очень уважал меня и платил тем же.

Когда село переходило в руки красных и меня приговорили к расстрелу, то народ смело выступил в мою защиту, аттестуя меня, как бескорыстного пастыря, все заработки которого шли на лечение бедноты или образование детей (талантливых) бедноты... Народ аттестовал меня как друга народа, а спасенные мною большевики, с опасностью для собственной жизни, становились на спасение меня и, таким образом, я четыре раза был освобожден от верной смерти... Т.о. моя судьба – крайне странная: при старом режиме считался революционером, а при новом – считаюсь контрреволюционером. На самом же деле я никогда не был ни тем, ни другим, а стремился всю жизнь стоять на почве чистых евангельских идеалов, чуждых всякой политики" [4].

Овдовел (не ранее 1913 года) [5].

С 13 января по 13 февраля 1918 года сидел в тюрьме за обличение солдат в дезертирстве с фронта [6].

В 1919 году был переведён в г. Ростов-на-Дону. Определен в Никольский храм.

31 июля 1922 года, вместе с протоиереем Иоанном Жежеленко и протодиаконом собора Рождества Богородицы Димитрием Новочадовым написали заявление, в котором выразили однозначную неприемлемость признания обновленческого ВЦУ "по долгу христианской совести". Причиной непризнания было указано отсутствие каноничности и законной преемственности ВЦУ.

В августе 1922 года община Никольской церкви подала в ДИК заявление о регистрации в качестве отдельной независимой религиозной общины под названием "Православная древнеотеческая церковь" и легализации на тех же юридических основаниях, на каких были легализованы баптистские, старообрядческие и другие христианские общины. В церковном отношении Никольский приход заявил себя относящимся к юрисдикции Вселенского Константинопольского патриарха, хотя поминал на богослужениях помимо Вселенского патриарха, патриарха Тихона и епископа Арсения.

К октябрю 1922 года от ростовского обновленческого комитета и архиепископа Модеста (Никитина) отделились еще три ростовских прихода: Александро-Невский, Всехсвятский и Казанский, причем Никольская и Александро-Невская общины получили регистрацию ДИКа. Они объединились в "религиозный союз", назвав себя "Единая Святая Соборная Апостольская Церковь" (ЕССАЦ). Председателем главного управления этого блока был избран протоиерей Иоанн Жежеленко, а секретарем священник Алексей Трифильев. Главное управление ЕССАЦ заявило о невозможности сотрудничества с обновленцами.

8 января 1923 года арестован за сопротивление "Живой церкви", приговорен к трем годам ИТЛ, вместе с архиеп. Митрофаном (Гриневым), свящ. Павлом Чехрановым и протодиак. Димитрием Новочадовым.

Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. В Соловках работал в Соловецком Обществе Краеведения (СОК), активно участвовал в дискуссиях на церковные темы на страницах лагерного журнала "СЛОН". В журнале он писал:

"Да, помилуйте, мы, русские люди, "дети Достоевского", понимаем душу уголовной шпаны, мы болеем за нее. Обязанность наша любовью и состраданием подойти к этим обездоленным грешникам".

С мая 1926 года вновь служил в Ростове-на-Дону. Возведён в сан протоиерея.

На допросе 11 марта 1927 года заявил: 

"По прибытии из ссылки в Соловках, я занялся евангелизированием верующих. Эта евангелизация заключалась в борьбе с религиозным течением, противоположным моим убеждениям, в необходимости страданий для нас, церковников, поскольку мы находимся в состоянии преследования со стороны Соввласти. Это преследование заключалось в том, что я и другие церковники моей ориентации ссылались и ссылаются не за свои политические, а за свои церковно-религиозные убеждения и действия. Меня верующие умоляли (дорожа моим пребыванием на свободе) не касаться церковных течений" [7].

2 мая 1927 года снова был арестован. 22 июня 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ИТЛ.

С 1927 по 22 октября 1928 года повторно отбывал в Соловецком ИТЛ. Был досрочно освобожден и 7 ноября 1928 года Коллегией ОГПУ выслан на неопределенное время в г. Кзыл-Орда (Казахстан). По другим данным, был выслан на три года в Туркестан.

19 августа 1931 года был освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна.

Полностью реабилитирован 3 января 1992 года [8].

Сочинения

  • О собственном достоинстве и сословной чести. (Предвыборные мысли избирателя) // Екатеринославские ЕВ. 1912. № 18 (21 июня). Приложение. Листок 1. c. 4-19;
  • История христианской церкви в жизнеописаниях святых (Курс одноклассной церковной школы) // Екатеринославские ЕВ. 1913. № 13 (21 июня). Приложение. Екатеринослав: тип. С.И. Барановского, 1913. 18 с.;
  • "На Божьем пути: (К вопр. о нац. возрождении)": [Докл., представл. Мариуп. земск. собр.] / Свящ. Ал. Трифильев. Екатеринослав: тип. С.И. Барановского, 1914. 30 с.;
  • Два мира. Мировой смысл борьбы славянства с германизмом // Приложение к Миссионерскому обозрению. 1917 (не опубликовано);
  • Духовенство, православные и помощь голодным // Советский Юг. 1922. № 19 (26 января).

Литература

  • Мариуполь и Приазовье : библиограф. Указ. : в 3 ч. / сост. А. В. Гельвих. - Мариуполь : МГУ, 2016. - Ч. 3 : Именной указатель, c. 454:
  • Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.18,39,85.
  • Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1997. 260с. С.85.
  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С. 222.
  • Табунщикова Л В., Шадрина А.В. Церковные расколы в Донской области в 1920-1930-е гг. : сборник документов и материалов / - Ростов-на-Дону: Антей, 2015, с. 21, 22, 24, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 168, 171, 175, 176, 179, 183, 198, 199, 200, 201, 205, 207, 211, 218, 220, 223, 224, 301

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Екатеринославской духовной семинарии 1894 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ekaterinoslavsem.html

[2]  Екатеринославские ЕВ. 1894. № 19 (1 октября), с. 250.

[3]  Иванов А. А. Православное духовенство и правые политические движения в России начала ХХ века (по материалам церковной прессы) // Научный диалог. -2021. № 1, c. 254: https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/73273336/_._._.pdf

[4]  Из заявления А.К. Трифильева уполномоченному Сталинского окротдела ГПУ УССР Щербине, 9 апреля 1927 года. Цит. по Никольский В. Н. "Православное духовенство Донетчины, репрессированное в 1920 - 1950-х гг.", стр. 68-69 - http://repo.donnu.ru:8080/jspui/bitstream/123456789/3776/1/p...pdf

[5]   Справочная книга Екатеринославской епархии за 1913 год. Екатеринослав, 1914, с. 229: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004196100?page=119

[6]  Табунщикова, Л.В., Шадрина. A.B. Церковные расколы в Донской области. 1920 - 1930-е годы. Сб. документов и материалов - Ростов н/Д: Антей, 2015, с. 200: http://popovfoundation.org/библиотека/публикации-фонда/

[7]  Никольский В. Н., Православное духовенство Донетчины, репрессированное в 1920 – 1950-х гг., стр. 67-68 - http://repo.donnu.ru:8080/jspui/bitstream/123456789/3776/1/p...pdf

[8]  Никольский В. Н., Православное духовенство Донетчины, репрессированное в 1920 – 1950-х гг. (в документах и материалах). Монография /. - Донецк, Изд-во ДонНУ, 2013.- 194 с. (Архивный номер 75750-пф, хранящийся в Отраслевом государственном архиве Службы безопасности Украины), с. 67-72.

Редакция текста от: 18.11.2021 21:00:50

"ТРИФИЛЬЕВ АЛЕКСЕЙ КИРИЛЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google