Алексий Кириллович Трифильев (1872 - не ранее 1931), протоиерей
Родился в 1872 году в селе Большая Каракуба (Аргин) Мариупольского уезда Екатеринославской губернии (ныне Раздольное Старобешевский район Донецкой области) в семье священника Кирилла Трифильева.
В 1894 году окончил курс Екатеринославской духовной семинарии по II разряду [1]. Есть сведения также об окончании им университета.
Вступил в брак с Верой Андреевной. В семье родились дочери 1897 и 1901 г.р., сын Леонид (18 ноября 1908).
14 сентября 1894 года рукоположен во священника и был определён в родное село [2]. Работал законоучителем земского училища, был председателем Николаевского миссионерского комитета.
В августе 1897 года стал настоятелем храма вмч. Димитрия Солунского вместо отца, ушедшего за штат.
Вел публицистическую деятельность. Печатался в Екатеринославских епархиальных ведомостях. Поддерживал октябристов, а затем - русских националистов, указывал в печати, что православным пастырям должна быть чужда "уродливость крайне правых и крайне левых партий" [3].
Отец Алексий позже так написал о своем служении в селе:
Овдовел (не ранее 1913 года) [5].
С 13 января по 13 февраля 1918 года сидел в тюрьме за обличение солдат в дезертирстве с фронта [6].
В 1919 году был переведён в г. Ростов-на-Дону. Определен в Никольский храм.
31 июля 1922 года, вместе с протоиереем Иоанном Жежеленко и протодиаконом собора Рождества Богородицы Димитрием Новочадовым написали заявление, в котором выразили однозначную неприемлемость признания обновленческого ВЦУ "по долгу христианской совести". Причиной непризнания было указано отсутствие каноничности и законной преемственности ВЦУ.
В августе 1922 года община Никольской церкви подала в ДИК заявление о регистрации в качестве отдельной независимой религиозной общины под названием "Православная древнеотеческая церковь" и легализации на тех же юридических основаниях, на каких были легализованы баптистские, старообрядческие и другие христианские общины. В церковном отношении Никольский приход заявил себя относящимся к юрисдикции Вселенского Константинопольского патриарха, хотя поминал на богослужениях помимо Вселенского патриарха, патриарха Тихона и епископа Арсения.
К октябрю 1922 года от ростовского обновленческого комитета и архиепископа Модеста (Никитина) отделились еще три ростовских прихода: Александро-Невский, Всехсвятский и Казанский, причем Никольская и Александро-Невская общины получили регистрацию ДИКа. Они объединились в "религиозный союз", назвав себя "Единая Святая Соборная Апостольская Церковь" (ЕССАЦ). Председателем главного управления этого блока был избран протоиерей Иоанн Жежеленко, а секретарем священник Алексей Трифильев. Главное управление ЕССАЦ заявило о невозможности сотрудничества с обновленцами.
8 января 1923 года арестован за сопротивление "Живой церкви", приговорен к трем годам ИТЛ, вместе с архиеп. Митрофаном (Гриневым), свящ. Павлом Чехрановым и протодиак. Димитрием Новочадовым.
Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения. В Соловках работал в Соловецком Обществе Краеведения (СОК), активно участвовал в дискуссиях на церковные темы на страницах лагерного журнала "СЛОН". В журнале он писал:
С мая 1926 года вновь служил в Ростове-на-Дону. Возведён в сан протоиерея.
На допросе 11 марта 1927 года заявил:
2 мая 1927 года снова был арестован. 22 июня 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к трем годам ИТЛ.
С 1927 по 22 октября 1928 года повторно отбывал в Соловецком ИТЛ. Был досрочно освобожден и 7 ноября 1928 года Коллегией ОГПУ выслан на неопределенное время в г. Кзыл-Орда (Казахстан). По другим данным, был выслан на три года в Туркестан.
19 августа 1931 года был освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна.
Полностью реабилитирован 3 января 1992 года [8].
Сочинения
- О собственном достоинстве и сословной чести. (Предвыборные мысли избирателя) // Екатеринославские ЕВ. 1912. № 18 (21 июня). Приложение. Листок 1. c. 4-19;
- История христианской церкви в жизнеописаниях святых (Курс одноклассной церковной школы) // Екатеринославские ЕВ. 1913. № 13 (21 июня). Приложение. Екатеринослав: тип. С.И. Барановского, 1913. 18 с.;
- "На Божьем пути: (К вопр. о нац. возрождении)": [Докл., представл. Мариуп. земск. собр.] / Свящ. Ал. Трифильев. Екатеринослав: тип. С.И. Барановского, 1914. 30 с.;
- Два мира. Мировой смысл борьбы славянства с германизмом // Приложение к Миссионерскому обозрению. 1917 (не опубликовано);
- Духовенство, православные и помощь голодным // Советский Юг. 1922. № 19 (26 января).
Литература
- Мариуполь и Приазовье : библиограф. Указ. : в 3 ч. / сост. А. В. Гельвих. - Мариуполь : МГУ, 2016. - Ч. 3 : Именной указатель, c. 454:
- Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.18,39,85.
- Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1997. 260с. С.85.
- Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1. С. 222.
- Табунщикова Л В., Шадрина А.В. Церковные расколы в Донской области в 1920-1930-е гг. : сборник документов и материалов / - Ростов-на-Дону: Антей, 2015, с. 21, 22, 24, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 168, 171, 175, 176, 179, 183, 198, 199, 200, 201, 205, 207, 211, 218, 220, 223, 224, 301
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
- Табунщикова Л.В., Шадрина А.В. Особенности обновленческого движения в Ростовской и Таганрогской епархии // Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (52): в 2-х ч. Ч. II. C. 193-196:
[1] "Выпускники Екатеринославской духовной семинарии 1894 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/ekaterinoslavsem.html
[2] Екатеринославские ЕВ. 1894. № 19 (1 октября), с. 250.
[3] Иванов А. А. Православное духовенство и правые политические движения в России начала ХХ века (по материалам церковной прессы) // Научный диалог. -2021. № 1, c. 254: https://pure.spbu.ru/ws/portalfiles/portal/73273336/_._._.pdf
[4] Из заявления А.К. Трифильева уполномоченному Сталинского окротдела ГПУ УССР Щербине, 9 апреля 1927 года. Цит. по Никольский В. Н. "Православное духовенство Донетчины, репрессированное в 1920 - 1950-х гг.", стр. 68-69 - http://repo.donnu.ru:8080/jspui/bitstream/123456789/3776/1/p...pdf
[5] Справочная книга Екатеринославской епархии за 1913 год. Екатеринослав, 1914, с. 229: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_004196100?page=119
[6] Табунщикова, Л.В., Шадрина. A.B. Церковные расколы в Донской области. 1920 - 1930-е годы. Сб. документов и материалов - Ростов н/Д: Антей, 2015, с. 200: http://popovfoundation.org/библиотека/публикации-фонда/
[7] Никольский В. Н., Православное духовенство Донетчины, репрессированное в 1920 – 1950-х гг., стр. 67-68 - http://repo.donnu.ru:8080/jspui/bitstream/123456789/3776/1/p...pdf
[8] Никольский В. Н., Православное духовенство Донетчины, репрессированное в 1920 – 1950-х гг. (в документах и материалах). Монография /. - Донецк, Изд-во ДонНУ, 2013.- 194 с. (Архивный номер 75750-пф, хранящийся в Отраслевом государственном архиве Службы безопасности Украины), с. 67-72.