Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АДЫГЕЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Республика Адыгея
Республика Адыгея
Республика Адыгея, входит в состав Южного федерального округа России, является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица - Майкоп. Расположена на юге Европейской части, в северо-западной части Кавказа, северная часть находится на Прикубанской равнине, а южная - на склонах Большого Кавказа. Территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края. Площадь территории 7,8 тыс. кв. км, население 453,4 тыс. чел. (2018)

Адыги как народ с единым языком и культурой сложились к X веку, они занимали территорию от Таманского полуострова до Абхазии и до Приазовья и реки Кубань. Самоназвание "адыге" предположительно отражает название племени зихи через промежуточную форму а-дзыге - это подтверждает абхазское наименование адыгов азыху и грузинское - джики. Зихи упоминаются в «Географии» (Кн. XII) Страбона (18 г. до н. э.), позже встречаются в сочинениях греческих и латинских авторов, в византийских источниках VI-X веков, исчезая из литературы с XIII века, когда появляются новые наименования адыгов - касоги, черкесы. В дальнейшем продолжалось формирование и обособление этнических групп.

В XVI-XVIII веках войны против адыгов вели Османская империя и Крымское ханство, что заставило их искать покровительства Русского государства. В 1552-1557 годах в Москву прибыло несколько адыгских посольств. Летописи являются единственными источниками, по которым можно судить о деталях русско-адыгейских переговоров. Речь шла о защите от набегов крымских татар. Связи адыгов с Русью устанавливались через ногайских правителей, ориентировавшихся на Русь. Обращение адыгов к Москве не означало их немедленного вхождения в состав России. Включение адыгов в российскую административно-политическую систему началось только после окончания Кавказской войны (1817-1864).

Адыги жили отдельными большими племенами или союзами племен. Каждое племя занимало свою территорию, отличалось обычаями. Исторически шел непрерывный процесс консолидации племен в единую народность. В источниках X века упоминаются три крупных племенных объединения: Зихия, Папагия и Касахия. В XVI-XVII веках предпринимались безуспешные попытки объединить адыгов в единое государство. XVIII век отмечен широкой колонизацией Сев. Кавказа русскими и украинскими поселенцами. Черкесия явилась одним из театров русско-турецких войн 1787-1791 и 1806-1812 годов. В сложных условиях противостояния держав, ведущих экспансионистскую политику, адыги вели вооруженную войну за свою независимость. По Ясскому (1791) и Бухарестскому (1812) мирным договорам, заключенным между Россией и Турцией, Черкесия находилась под контролем Османской империи. В то же время Российская империя не отказывалась от своих интересов в этом регионе, проводя свою политику и экономическими, и военными средствами.

В результате русско-кавказской войны 1817-1864 годов, большинство адыгов стали мухаджирами, переселившись в пределы Османской империи. Оставшиеся были расселены на равнинных землях на левом берегу Кубани.

После Октябрьской революции 1917 года территория Адыгеи с мая 1918 находилась в составе Кубано-Черноморской советской республики.

27 июля 1922 года была образована Адыгейская (Черкесская) автономная область на территории Майкопского и Екатеринодарского отделов Кубано-Черноморской области, органы власти которой размещались в городе Краснодаре. 13 августа 1928 года была переименована в Адыгейскую автономную область.

С 2 августа 1924 по 28 декабря 1934 года область входила в состав Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 года входила в состав Азово-Черноморского края, затем вошла в состав Краснодарского края.

10 апреля 1936 года центр области был перенесен в город Майкоп, который был включен в состав Адыгейской автономной области.

28 апреля 1962 года области из Краснодарского края был передан Тульский (ныне - Майкопский) район.

15 декабря 1990 года Адыгейская автономная область вышла из состава Краснодарского края.

3 июля 1991 года автономная область преобразована в Республику Адыгея.

10 марта 1995 года Законодательным Собранием (Хасэ) была утверждена Конституция Республики Адыгея.

Республика Адыгея состоит из семи районов и двух городов республиканского подчинения Адыгейска и Майкопа.

Население

На 1999 год население Адыгеи составляло 449,3 тыс. чел., из которых 95,4 тыс. - адыгейцы (адыги), самоназвание - адыге (древнерус. касоги, устар. черкесы), сохраняются локальные этнографические и диалектные различия: абадзехи, бжедуги, шапсуги, бесленеевцы, жанеевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, егерукаевцы, мамхеги, махошевцы, хакучи. В настоящее время Адыгею населяют в основном четыре субэтноса - абадзехи, бжедуги, шапсуги, темиргоевцы, представители остальных групп расселены среди этих субэтносов. В республике также проживают русские - 293,6 тыс., украинцы - 13,8 тыс., армяне - 10,5 тыс., белорусы - 2,7 тыс., татары - 2,7 тыс., немцы - 1,8 тыс., греки - 1,6 тыс., цыгане - 1,1 тыс.

Западные адыги (населяющие Адыгею) говорят на адыгейском языке (четыре диалекта), относящемся к адыгской группе западнокавказских языков. Официальными являются русский и адыгейский языки.

Религия

Большинство населения Адыгеи являются православными, около четверти населения мусульмане-сунниты ханифитского толка, незначительное число католиков и приверженцев других религий. На территории республики действуют 16 исламских организаций, старообрядческая община, армянская церковь "Святого Воскресения", три баптистских общины и община Адвентистов седьмого дня.

Русская Православная Церковь

В 1829 году была образована Донская епархия в состав которой вошла территория Адыгеи. С 4 апреля 1842 года Адыгея находилась в пределах новоучрежденной Кавказской и Черноморской (Ставропольской) епархии.

С 1919 года указом Временного Церковного управления на Юго-Востоке России была образована самостоятельная Кубанская епархия. В 1920-х годах было учреждено Майкопское викариатство Кубанской епархии.

28 марта 1991 году было создано Майкопское благочиние Краснодарской епархии с центром в Майкопе.

26 февраля 1994 года была учреждена самостоятельная Майкопская епархия на территории Республики Адыгея и тринадцати районах Краснодарского края. 28 декабря 2000 года из состава епархии были выделены приходы находящиеся в пределах Краснодарского края.

По состоянию на март 2019 года в Республике Адыгея действуют 59 приходов и один монастырь Русской Православной Церкви [1].

Язычество

Языческие верования адыгов существовали длительное время. Божества, которым поклонялись адыги, - великий бог Тхьэшхо, бог души Псатхьэ, бог грома Шыблэ, бог плодородия Тхьэгъэлэдж, бог леса и покровитель охотников Мэзытхьэ и др. В среде адыгов сохраняются реликты языческих верований.

Распространение христианства

Распространение христианства среди адыгов было связано с политикой Византии на Кавказе. К VI веку относится сведение о присутствии еп. Дамиана Зихского на Константинопольском Соборе 526 года, хотя существует мнение о более раннем (I в.) распространении христианства в регионе от Черного моря до Дагестана [2]. По мнению исследователя Э. Х. Панеш, в VI-VII веках имел место расцвет христианства среди адыгов. Христианство пришло через греч. черноморские колонии, а также через соседей адыгов, христианскую Абазгию. По крайней мере в IV веке существовала Фанагорийская кафедра: ее епископ значится в числе присутствующих на I Вселенском Соборе; в дальнейшем она не упоминается. В VIII веке продолжается распространение христианства среди адыгов прибрежных районов. Была основана архиепископия в области Зихия с кафедрой в Никопсии. Позже появляется Матрахская кафедра (Тамань): впервые она фиксируется под названием Таматарха как епископия Готской митрополии [3]; в X веке отмечается как архиепископия в составе Константинопольской Патриархии [4].

В X-XI веках распространению христианства среди адыгов способствовали связи с Русью. Известно [5], что кн. тмутараканский Мстислав крестил сыновей адыг. кн. Редеди.

Впоследствии адыги испытывают влияние со стороны Грузии. Груз. летописи сообщают, что «Католикос Грузии коронует царей и посвящает пастырей всех народов и стран от Черного моря до Дербенда, включая сюда и Овсетию и Черкесию» [6]. По Э. Х. Панеш, "христианство стало проникать к адыгским племенам уже в первые века нашей эры, первоначально из греческих колоний, имевших постоянные торговые сношения с горцами и профессиональных проповедников христианства. В дальнейшем на христианизацию адыгов повлияли христианские народы Кавказа - грузины и армяне, а также соседние аланы и Тмутараканская Русь". Но христианство не возобладало в X-XII веке, по-прежнему основным верованием оставалось язычество.

Католичество принесли на Кавказ миссионеры в XIV веке. Его принимали в основном адыгейские владетели. В первой половине XV века в регионе был католический архиепископ и два епископа, действовали католические церкви и монастыри.

В XVI веке необходимость борьбы с Крымским ханством приводит к развитию военно-политических контактов адыгов с Россией. Приезжающие князья вместе со своими людьми принимают св. Крещение. Никоновская летопись упоминает, что в 1552 году царь Иоанн IV "черкаских князей отпустил по их челобитию в Черкасы, и крест государю целовали на том, что им со всею землею черкаскою служити государю до своего живота: куды их государь пошлет на службу, туда им ходити", в 1555 году приехали "из Черкас князи черкаские Сибок-князь да брат его Ацымгук князь Жаженьские, Черкаские государи, да Тутарык-князь, Езъболуев княжей сын; да с Сибоком-князем приехал сын его Кудадик, а людей с ними их полтораста человек. ...И били челом князи Черкаские ото всей земли Черказкие, чтобы государь пожаловал, дал им помочь на Турского городы и на Азов, и на иные городы и на Крымского царя, а они холопи царя и великого князя и з женами и з детми во векы" [7]. В 1557 году вновь "приехали князи черкаские" [8]. В 1559 году "приехали из Черкас ко царю великому князю Темирюковы княжиа дети болшово князя из Кабарды Булгерук Мурза да Салнук Мурза бити челом, чтобы государь их жаловал, своих холопей и оборонь учинил от Шевкалского государя" [9]. "По лете же едином послал государь с воеводами своими попов християньских в Черкасы Карбатиньские по умолению их, яко хотяху креститеся" [10].

Ислам

Ислам среди адыгейцев стал распространяться с XVI века. В 1822 году на народном собрании представителей абадзехов, шапсугов и натухайцев был введен суд по шариату. Однако позиции ислама среди этих субэтносов не были достаточно прочными: в массовом сознании преобладали прежние религ. представления. Упрочение позиций ислама среди западных адыгов в XIX веке связано с деятельностью (в 1842-1859) наибов Шамиля - Хаджи-Мухаммеда, Сулеймана-эфенди и Мухаммеда Эмина.

К 1920 году во всех адыгейских аулах были мечети, которые в 1920-1930-х годах были закрыты, служители культа репрессированы.

С началом 1990-х годов наблюдается оживление религиозной жизни: увеличивается количество мечетей, подготавливаются служители культа. С 1993 года действует Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. На религиозную жизнь мусульман оказывает влияние диаспора (после поражения в Кавказской войне значительная часть адыгов была вынуждена переселиться на Ближний Восток).

Литература

  • Джанашвили М. Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России: Сб. для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897;
  • Кулаковский Ю. Где был построен императором Юстинианом храм для авазгов // Археологические известия и заметки. М., 1898. Т. 5. № 2. С. 33-37;
  • Прозрителев Г. Н. Древние христианские памятники на Северном Кавказе. Ставрополь, 1906;
  • Лавров Л. И. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев: Исслед. и мат-лы по вопросам первобытных религ. верований. М., 1959;
  • Панеш Э. Х. Этапы и характер распространения христианства среди адыгов (V-XII вв.) // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 1;
  • Агеева Р. А. Какого мы роду-племени?: Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. М., 2000. С. 26-30.

Использованные материалы



[1]  "Майкопская и Адыгейская епархия", официальный сайт Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/31457.html

[2]  Прозрителев. С. 7

[3]  Darrouzès. Notitiae. P. 242, N 3

[4]  Darrouzès. Notitiae. P. 294 (8120), cf. p. 87

[5]  ПСРЛ. Т. 1. С. 146-147

[6]  Джанашвили. С. 25

[7]  ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 259

[8]  ПСРЛ. Т. 13. 1-я пол. С. 283-284

[9]  ПСРЛ. Т. 13. 2-я пол. С. 312

[10]  Книга степенная царского родословия // ПСРЛ. Т. 21. 1-я пол. С. 672

Редакция текста от: 15.05.2019 08:54:33

"АДЫГЕЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google