Республика Алтай |
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Об истории Алтая до вхождения в состав России см. статью Алтай.
В 1756 года территория проживания южных алтайцев (алтай-кижи, телеутов, теленгитов) вошла в состав Российской империи. Северные алтайцы (кумандинцы, тубалары, челканцы) стали поданными Руссии значительно раньше. К концу XVII века свыше ста их "волостей, улусов и аилов" находились под "высокой рукой белого царя" и платили ясак-налог в его казну. Вхождение алтайцев в состав России обеспечило им защиту от иноземных посягательств, спасло их от физического уничтожения цинскими войсками. Оно создало условия для дальнейшего их экономического и культурного развития.
Советская власть на территории нынешней республики установлена в декабре 1917 года.
1 июня 1922 года была образована Ойротская автономная область в составе Алтайского края.
7 января 1948 года переименована в Горно-Алтайскую автономную область в составе Алтайского края.
25 октября 1990 года преобразована в Горно-Алтайскую АССР в составе РСФСР.
3 июля 1991 года преобразована в Горно-Алтайскую Республику в составе Российской Федерации.
7 мая 1992 года получила современное название Республика Алтай.
7 июня 1997 года была принята Конституция Республики Алтай.
Религия
Православие
Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные храмы появились в первой половине XVIII века и находились в ведении Тобольской епархии. Православие среди коренного населения алтайской земли стало распространяться и утверждаться благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухарёвым).
В 1834 году алтайская земля вошла в Томскую епархию.
17 октября 1908 года было учреждено Барнаульское викариатство Томской епархии.
После Октябрьской революции 1917 года жизнь православных приходов на Алтае и деятельность духовной миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство - разорены и уничтожены.
В 1924-1929 годах викариатство входило в Новосибирскую и Барнаульскую епархию.
29 августа 1924 года было учреждено полусамостоятельное Горно-Алтайское викариатство Новосибирской епархии, которое просуществовало до 1925 года.
В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия, но в 1938 году епархия была упразднена и ее земли вошли в состав Новосибирской епархии.
26 февраля 1994 года была возрождена самостоятельная Барнаульская епархия, в которую вошла и территория республики Алтай.
2 октября 2013 года из Барнаульской епархии была выделена самостоятельная Горноалтайская и Чемальская епархия, в пределах республики Алтай.
По состоянию на начало декабря 2000 года в Республике Алтай существовало 28 зарегистрированных религиозных объединений, из которых 20 - приходы Русской Православной Церкви. Православие исповедуют русские, украинцы и часть алтайцев.
Русская Православная Церковь имеет в Республике Алтай три благочиния (Горно-Алтайское, Акташское и Онгудайское), входящие в юрисдикцию Барнаульской и Алтайской епархии; 20 приходов, из которых 9 приписных. Окружной благочинный служит в церкви Преображения Господня в Горно-Алтайске. Кроме Горно-Алтайска правосл. приходы имеются в селах Онгудай, Акташ, Чемал, Майма, Бирюля, Усть-Кокса, Усть-Кан, Шебалино, Паспаул, Александровка, Усть-Муны, Чоя, Артыбаш, Турочак, Кебезень, Усть-Улаган, Балыктуюль, Ко и Балыкча. В трех последних приходах (Улаганский район) все прихожане - алтайцы, на богослужениях в этих приходах используется значительное число молитвословий на алтайском языке.
Инославие
Общины старообрядцев в Республике Алтай почти все принадлежат к часовенному согласию, общины немногочисленны: в Горно-Алтайске и селах В. Уймоне, Мульте, Замульте, Гагарке (Уймонская долина). Старообрядцы, преимущественно заводские и крепостные крестьяне, переселялись в различные р-ны Сибири в XVIII в., в т. ч. на Горный Алтай (в «камень»), где получили прозвание «каменщиков». Горный Алтай - ущелья верхнего течения Бухтармы и ее притоков, верховья Катуни - ассоциировался в народном сознании с Беловодьем (Беловодская иерархия) - легендарной страной, где процветала старая вера.
13 сентября 1999 года была зарегистрирована католическая община в с. Иогач Турочакского района.
В 2000 году существовали протестантские организации, появившиеся на территории республики в 1990-х: евангельская община «Благодать», организация пятидесятников «Новая жизнь» (Горно-Алтайск), две общины адвентистов седьмого дня (Горно-Алтайск и с. Озеро-Куреево Турочакского района), община Свидетелей Иеговы (Горно-Алтайск).
Иноверие
Ислам в республике начал возрождаться с середины 1990-х годов, распространен по преимуществу среди казахов, живущих в Чуйской степи (Кош-Агачский район). В республике есть две мусульманские организации: религиозное объединение с. Тобелер Кош-Агачского района (зарегистрировано в дек. 2000, относится к Духовному управлению мусульман азиатской части России) и община мусульман в Горно-Алтайске (зарегистрирована в марте 2000).
В последнее десятилетие XX века предпринимались попытки возродить дохристианские верования алтайцев. В Горно-Алтайске существуют религ. объединение «Ак-Буркан» (1991) и пантеистическая община «АГАРУ» (1996). Неоязыческие обряды конца XX века, восходящие к шаманизму, несут в себе также элементы бурханизма - алтайской разновидности ламаизма. Бурханизм («белая», или «молочная», вера) имел наибольшее распространение среди алтайцев в 1904-1906 годах. Бурханисты почитали духов и обоготворяемых героев - Ойрота, Амыр-Сану и др., на склонах гор строили мольбища с «тагылом» (жертвенником), на котором жгли можжевельник, приносили дары из молочных продуктов, исполняли благопожелания Алтаю. Служители бурханистского культа - ярлыкчи - носили молочно-белые шубы и гребневидные шапки. Современные алтайцы-нехристиане чаще всего не называют свои верования шаманизмом, бурханизмом или буддизмом, но говорят, что они, как и их предки, почитают духов гор, рек и урочищ и в качестве благодарственной жертвы этим духам вешают ленточки на деревья у перевалов гор. Ссылка на бурханизм как на национальное верование алтайцев иногда используется в сочетании с резким отрицанием культурно-исторического значения Алтайской духовной миссии, консолидировавшей в XIX - нач. XX века все народности Горного Алтая в единый алтайский народ.
В конце XX века в Республике Алтай устраивались ежегодные собрания неоязычников и оккультистов различных направлений (в т. ч. последователей Е. Рерих), съезжавшихся к озерам и рекам Горного Алтая из регионов страны. Несмотря на то что на месте бывших миссионерских станов один за другим воздвигаются православные храмы и возрождаются православные традиции алтайцев, в целом общественно-религиозная ситуация в Республике Алтай остается сложной.
Литература
- Гуляев С. Алтайские каменщики // С.-Петербургские вед. 1845. № 30;
- Анохин А. В. Бурханизм в Западном Алтае // Сибирские огни. 1927. № 5. С. 162-167;
- Бломквист Е. Э., Гринкова Н. П. Бухтарминские старообрядцы. Л., 1930;
- Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953;
- он же. Алтайский шаманизм. Л., 1991;
- Сагалаев А. М. Мифология и верования алтайцев. Новосиб., 1984;
- Данилин А. Г. Бурханизм. Горно-Алтайск, 1993;
- Бурханизм: Док-ты и мат-лы. Горно-Алтайск, 1994. 2 ч.;
- Модоров Н. С. Россия и Горный Алтай: Политические, социально-экономические и культурные отношения (XVII-XIX вв.). Горно-Алтайск, 1996;
- Марченко Г., Мачульская О. Регионы России: Справ. М., 1997;
- Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998.
Использованные материалы
- "История" // Официальный сайт Республики Алтай:
- Ж. В. Локтева, С. Г. Мереминский, И. Л. Кызласов. "Алтай" // Большая российская энциклопедия:
- Прот. Борис Пивоваров. "Алтай. Республика Алтай" // Православная энциклопедия, т. 2, стр. 42-43:
- "Республика Алтай" // Сайт Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой Город":