Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИЛИЯ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Илия II (III) (+ после марта 796), патриарх Иерусалимский, святитель

Память 27 января (Палест.-Груз. [1])

Точное время возведения Илии на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным других источников. Однако период патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об Илии.

Патриарх Илия II достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии конца VIII - начала IX века. Так, в Житии прп. Стефана Савваита (+ 794) повествуется, что мон. Феодор, брат которого был личным врачом арабского наместника Палестины, намеревался свергнуть патриарха Илию и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал Илию и использовал все свое влияние на арабские власти, чтобы низложить патриарха. Илия был сослан в "Персиду" (в араб. переводе - Багдад), где его многие годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с Илиёй, но не сумел освободить его и умер в восточных землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, "зло окончил жизнь в Персиде", а Илия получил свободу и вернулся на патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка патриарха Илии и правление Феодора могли относиться к концу 770-х - первой половины 780-х годов, и в любом случае эти факты имели место до VII Вселенского Собора (787).

В актах Собора упоминается об участии в его работе Иоанна, синкелла Антиохийского патриарха, и Фомы, игумена египетского монастыря прп. Арсения, представлявших трех восточных патриархов, в т. ч. Илию [2]. В ответном письме восточных монахов свт. Тарасию, патриарху Константинопольскому [3] поясняется, что Иоанн и Фома были направлены в Византию палестинскими монахами тайно, без патриарших грамот и вообще без ведома патриархов. Местные христиане, памятуя о ссылке Илии, опасались возбудить новые подозрения мусульманских властей в политической нелояльности.

Илия II был тем Иерусалимским патриархом, к которому обратился с просьбой о крещении мусульманин Равах, пожелавший принять христианство. Илия не рискнул пойти на такой шаг, сурово каравшийся шариатом, и отправил Раваха к пустынникам, жившим у Мёртвого моря, которые и крестили его. Событие имело место в 791 либо в 797 году.

Последнее по времени упоминание об Илии II содержится в Сказании о мученичестве 20 савваитов, убитых сарацинами в марте 796 года. По словам автора, междоусобица арабских племен, сопровождавшаяся разорением городов и захватом мятежными бедуинами лавры св. Саввы Освященного, произошла в патриаршество Илии. Видимо, вскоре после этого он скончался, передав престол своему синкеллу Георгию.

Память свт. Илии II зафиксирована в «Палестино-грузинском календаре» X века [1].

Труды

В рукописях сохранился ряд кондаков и канонов, атрибутируемых Иерусалимскому патриарху Илии. Кондаки в честь мучеников Сергия и Вакха и прор. Даниила кардинал Ж. Б. Питра относил либо к творчеству свт. Илии I (II) патриарха Иерусалимского, либо к творчеству Илии II. Питра отдавал предпочтение последнему, исходя из того, что упоминание об агарянах в гимне прор. Даниилу является аллюзией на арабское завоевание и военные кампании византийских императоров Константина V Копронима и Льва IV [4]. Мнение об авторстве Илии II в отношении этих двух гимнов поддержал К. Мицакис, который привел следующие аргументы: 1) одинаковые надписания Δυνάμει θεϊκῇ - ᾿Εννόησον φόβῳ (Силой Божией - Подумай со страхом) указывают на то, что оба кондака написаны на подобен анонимного кондака усопшим с акростихом ᾿Επιτύμβιον μέλος τοῦ [Α]... (Надгробное пение [А]…), относящегося, по мнению К. Трипаниса, к раннему периоду истории кондака; 2) сходство проимиев и икосов этих гимнов характерно для периода упадка жанра; 3) одни и те же гимнографы начинают писать кондаки и каноны только с VII в.

Питра считал также принадлежащими Илии ненадписанные кондаки на Воздвижение Креста Господня (для этого гимна он допускал также авторство свт. Софрония I, патриарха Иерусалимского; другие исследователи, указывая на большой размер гимна - 19 строф, относят его к творчеству прп. Романа Сладкопевца), на Преполовение Пятидесятницы и в честь ап. Анании.

Канон в честь 12 апостолов ῾Η δωδεκάπυρσος χορεία κα σύμπνοια (Дванадесятоогненный лик и согласие) (акростих ᾿Ηλιοὺ μελῴδημα - Илии пение), который Питра и К. Эмеро приписывали Илии, по мнению митр. Софрония (Евстратиадиса), может принадлежать не ему, а мон. Илии Сицилийскому [5]. Митр. Софроний считал, что в акростихах канонов Илия употреблял для своего имени форму родительного падежа ᾿Ηλία, а Илия Сицилийский - ᾿Ηλιού [6]. Исходя из этого критерия, можно отнести к творчеству Илии, напр., канон мученикам диак. Роману и отроку Варулу [7]. Всего митр. Софроний атрибутирует Илии 144 ирмоса следующих канонов: 1-го гласа - 3 на Пасху, 1 в честь прп. Феодора Сикеота и 2 воскресных, 2-го гласа - 1, 3-го гласа - 1 воскресный, 5-го гласа - 1 и 8-го гласа - 4, из которых 2 воскресных, а 1 встречается также под именем свт. Андрея Критского, а также 4 канона Триоди, канон Минеи, 3 самогласна и тропарь в честь имп. Никифора I (802-811). Однако, если последняя атрибуция верна, автором может быть только Илия III (IV) (ок. 880 - ок. 907).

Два канона, надписанные именем патриарха Илии, изданы в сер. «Monumenta musicae Byzantinae» по рукописи Ath. Ivir. gr. 470, датируемой ок. XII в.: воскресный канон 5-го гласа ῎Ατριπτον ὁδὸν πεζεύσας ᾿Ισραήλ (Пешешествуяй Израиль непроходимую стезю) и канон Успению Пресв. Богородицы ῾Αλμυραίῳ θανάτῳ ἐκάλυψε (Соленою смертию покры) 7-го гласа.

Литература

  • Pitra. Analecta Sacra. Vol. 1. P. XXXIV-XXXV, LXXVII, 289-292, 293, 296, 491, 507, 547, 568, 683;
  • idem. Hymnographie de l'Église grecque. R., 1867. P. 84;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Εἱρμολόγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. Σ. 15-16, 21-24, 27-29, 54-55, 88-89, 128, 142-143, 238-243. (῾Αγιορειτικὴ Βιβλιοθήκη; 9);
  • idem. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ᾿Εκκλησιαστικὸς Θάρος. 1939. Τ. 38. Σ. 414-415;
  • The Hymns of the Hirmologium. Copenhagen, 1952. Pt. 1. P. 208-211, 311-313. (MMB. Transcripta; Vol. 6); 1956. Pt. 3. Sec. 2. P. 41-45, 83-85. (MMB. Transcripta; Vol. 8).
  • Eutych. Annales. Pars 2. P. 46 (рус. пер.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по араб. источникам. М., 1897. Т. 2(1). С. 277);
  • Сказание о мученичестве св. отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре прп. отца нашего Саввы // Сб. палестинской и сир. агиологии. СПб., 1907. Вып. 1. С. 2. (ППС; Т. 19. Вып. 57);
  • Кипшидзе И. А. Житие и мученичество св. Антония-Раваха // ХВ. 1914. Т. 2. Вып. 1. С. 60, 87;
  • Leontius of Damascus. The Life of Stephen of Mar Sabas / Ed., transl. J. C. Lamoreaux. Louvain, 1999. Vol. 1. P. 38-41, 55-60. (CSCO; 578. Arab.; 50).
  • Муравьев А. Н. История св. града Иерусалима от времен апостольских и до наших. СПб., 1844. Ч. 1. С. 331, 334-336;
  • Амфилохий (Сергиевский), архим. Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв. по рукописи Московской Cинодальной б-ки № 437. М., 1879. Т. 2. С. 34;
  • Лопарев Х. М. Визант. жития святых VIII-IX вв. // ВВ. 1912. Т. 19. С. 11, 23-26;
  • Émereau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1923. Vol. 22. P. 420;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. ᾿Ηλίας ὁ Β´, πατρ. ῾Ιεροσολύμων // Νέα Σιών. 1936. Τ. 31. Σ. 201-208, 274-281;
  • Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 517;
  • Janin R. Élie II, patriarche de jérusalem (770-97) // Le Dictionnaire d'histoire et de géographie ecclésiastiques (DHGE). T. 15 (1963). Col. 190-191;
  • Gérard Garitte, Le calendrier palestino-géorgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle) (Subsidia hagiographica, 30) Bruxelles: Société des Bollandistes 1958, p. 143:
  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode. Hymnes. P., 1964. T. 1. P. 297;
  • Follieri. Initia hymnorum. T. 1. P. 266;
  • Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica. W., 1968. P. 65, 101;
  • Μιτσάκης. Βυζαντινὴ ὑμνογραφία. Σ. 517-519;
  • Τρεμπέλας Π. Ν. ᾿Εκλογὴ ῾Ελληνικῆς ᾿Ορθοδόξου ῾Υμνογραφίας. ᾿Αθῆναι, 19782. Σ. 239, 338;
  • Szövérffy. Hymnography. Vol. 2. P. 19, 201, 202.

Использованные материалы

  • К. А. Панченко, С. И. Никитин. "Илия II (III), патриарх Иерусалимский" // Православная энциклопедия, т. 22, с. 290-291



[1]  Его память зафиксирована в "Палестино-грузинском календаре" X в. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. См. Иером. Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./ Адаптир. пер. с франц. Т. 3 (январь - февраль). М.: Сретенский монастырь, 2011, С. 430; Gérard Garitte, Le calendrier palestino-géorgien du Sinaiticus 34 (Xe siècle) (Subsidia hagiographica, 30) Bruxelles: Société des Bollandistes 1958, p. 143 - http://alinsuciu.com/2011/11/30/g-garitte-le-calendrier-pale...34/

[2]  Mansi. T. 12. P. 994, 1131; T. 13. P. 380

[3]  Mansi. T. 12. P. 1128-1136; ДВС. Т. 4. С. 403-406

[4]  Pitra. Analecta Sacra. P. 289-290, 291-292

[5]  AHG. Vol. 10. P. 283-309, 409-420

[6]  Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1936. Σ. 277-280

[7]  акростих Αἷνος ᾿Ηλία εἰς ῾Ρωμανὸν κα νηπίον - Песнь Илии Роману и отроку; ркп. Ath. Laur. B. 21. Fol. 123 sqq., XI в.; см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). 1939

Редакция текста от: 07.03.2019 10:50:14

"ИЛИЯ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google