Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЛЕБ РОСТОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свв. блгвв. кнн. Василько и Глеб Ростовские (фрагмент иконы "Собор Ростовских святых", автор А. Полещук, 2006 г.). Свято-Троицкий Варницкий монастырь, Ростов Великий
Свв. блгвв. кнн. Василько и Глеб Ростовские (фрагмент иконы "Собор Ростовских святых", автор А. Полещук, 2006 г.). Свято-Троицкий Варницкий монастырь, Ростов Великий
Глеб Василькович (Васильевич) (1237 - 1278), князь Ростовский и Белозерский, родоначальник белозерских князей, благоверный, местночтимый святой

Память 13 декабря (Белозерск.) и в Соборах Вологодских и Ростово-Ярославских святых

Родился 2 мая 1237 года (или в 1236), младший сын ростовского князя Василько (Василия) Константиновича (+ 1238) и княгини Марии Михайловны (+ 1271), дочери черниговского князя Михаила Всеволодовича.

Неизвестно, когда в составе обширного Ростовского княжества был выделен для Глеба Васильковича Белозерский удел: по завещанию отца, мученически погибшего от рук татар в 1238 году, либо позже - по инициативе матери (управлявшей княжеством в годы малолетства сыновей) или старшего брата Глеба - Бориса Васильковича, который, повзрослев, начал княжить в Ростове. Самостоятельное правление князя Глеба началось, видимо, в 1251 году, под которым летописи сообщают, что он "поеха… на Белоозеро в свою отчину" [1]. Будучи белозерским князем, Глеб Василькович сохранял тесную связь с Ростовом, часто бывал там и, по-видимому, играл важную роль в политической и церковной жизни Ростовской земли. Вместе с братом и матерью он выступил инициатором прославления князя-мученика Михаила Черниговского и строительства посвященного ему храма в Ростове, в 1261 году по благословению Киевского митр. Кирилла III вместе с братом и блгв. кн. Александром Ярославичем Невским принимал участие в определении архим. ростовского Авраамиева Богоявленского монастыря Игнатия в помощники состарившемуся Ростовскому еп. Кириллу II.

Активными были контакты Глеба Васильковича с ордынскими властями. Один или вместе с другими князьями он несколько раз ездил ко двору монгольских ханов и около 1257 года первым из потомков Рюрика женился на знатной монголке (в крещении Феодоре), за которой ездил в Каракорум; в 1277 году вместе с сородичами участвовал в походе ордынского хана Менгу-Тимура на алан (ясов), в 1278 году отправил для участия в новой ханской войне сына Михаила. Однако (вопреки мнению А. Н. Насонова) нет оснований говорить о "протатарской" ориентации князя Глеба. В отношении монголо-татар он (как и его брат Борис) придерживался, как следует думать, той же политической линии, что и блгв. кн. Александр Невский, который в условиях непрекращающегося военного и конфессионального натиска католического Запада видел в лояльности к Орде средство оградить Русь от новых набегов, сохранить православную веру и создать условия для накопления сил внутри страны. Ростовская литература 3-й четверти XIII века пронизана идеей духовного противостояния чужеземному игу, а оформившееся в Ростове в это время почитание князя-мученика Михаила Черниговского характеризовалось заметной антиордынской тенденцией.

После смерти брата в 1277 году князь Глеб занял ростовский стол. Недолгое его правление в Ростове было ознаменовано оживлением придворного княжеского летописания, почти угасшего в предыдущие годы. От брака с Феодорой (+ 1273) Глеб Василькович имел сыновей, о числе которых источники сохранили противоречивые сведения. До зрелых лет дожил по крайней мере один - Михаил (+ 1293), которого в 1278 году отец женил на дочери блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного.

Князь Глеб Василькович скончался 13 декабря 1278 года в Ростове.

Погребен в ростовском Успенском соборе, однако спустя 9 недель по распоряжению Ростовского еп. Игнатия останки князя были перезахоронены в основанном кнг. Марией Михайловной ростовском монастыре Спасском на Песках. Можно предположить, что епископ сделал это под давлением нового ростовского кн. Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Митр. Кирилл III расценил перезахоронение князя Глеба как незаконное и повелел епископу каяться "за то дело... до своея смерти" [2]. В настоящее время местоположение могилы князя Глеба неизвестно. В г. Белозерске сохранялось устойчивое предание, записанное впервые не позднее конца XVI века, что останки Глеба Васильковича покоятся в покинутом жителями в конце XIV века г. Белоозеро, в часовне, построенной на месте городского собора во имя свт. Василия Великого (часовня и курган, на котором она стояла, были разрушены в 1950-х годах). В рукописи [3] сохранился рисунок середины XVII века с изображением часовни и припиской, что там "почивает благоверныи князь Глеб Василевич Белоозерьскии" и находится "гроб князя Глеба".

Храмоздательная деятельность князя

По словам летописного некролога, составленного вскоре после смерти князя, Глеб Василькович "церкви многи създа и украси иконами и книгами" [4].

Более поздние источники, частично опирающиеся на местные предания и содержащие многочисленные противоречия и анахронизмы, рассказывают об основании князем двух монастырей.

"Указ о кормах праздничных и задушных" Усть-Шехонского монастыря (кон. XVI в.) и Повесть об Усть-Шехонском монастыре (нач. XVII в.) сообщают, что, после того как ослепший сын князя Михаил Глебович получил исцеление от чудотворного образа Св. Троицы, князь построил на одном из островов Белого оз. у истока р. Шексны деревянный Троицкий храм и создал вокруг него монастырь, обеспечив его всем необходимым; Усть-Шехонский Троицкий монастырь стал первой иноческой обителью в белозерских землях. Впрочем, есть серьезные основания считать, что Усть-Шехонская обитель могла быть основана на рубеже XIV и XV вв. [5]).

С еще большей осторожностью следует относиться к сведениям, приведенным Паисием (Ярославовым) (+ 1501) в Сказании о Спасо-Каменном монастыре. Сказание повествует, как во время путешествия по Кубенскому оз. белозерский кн. «Глеб Борисович [так в источнике], внук князя Константина Ростовскаго Всеволодича» был застигнут штормом и дал обет поставить церковь и основать монастырь во имя того святого, на память которого судно достигнет берега. В праздник Преображения Господня княжеский насад вынесло к Каменному острову, где подвизалась небольшая община иноков, не имевшая своей церкви. Исполняя обет, князь повелел поставить на острове деревянный Преображенский храм, снабдил его иконами и книгами, а также дал богатую милостыню на устроение обители. Кроме того, источник сообщает о строительстве по приказу князя двух каналов на реках Сухоне и Вологде, призванных облегчить судоходство и впоследствии получивших наименование «Княже-Глебовых простей» (память о них сохранилась в Вологодской губ. еще в XIX веке). Рассказ об основании Спасо-Каменного монастыря в Сказании изобилует анахронизмами и ошибками: напр., плавание князя по Кубенскому озеру отнесено к 1341 (или 1342) году с уточнением, что было это "при великом князе Иване Даниловиче" (1328-1340), в данный период эти земли входили в другое княжество - Ярославское,- и др.

Почитание

В летописном некрологе о князе Глебе сказано, что он был богобоязненным, смиренным и щедрым, выкупал попавших в плен к татарам русских, помогал обездоленным: "Многи христианы, обидимыа от них [татар], избави и печалныа утешая, брашно свое и питие нещадно требующим подавая" [6]. Согласно «Указу о кормах» Усть-Шехонского монастыря, в конце XVI века в обители выставлялся "корм болшеи по благоверномь по князе Глебе Васильевиче Ростовском" в день его именин - 24 июля. По свидетельству С. П. Шевырёва, побывавшего в Белозерске в 1847 году, Глеб Василькович почитался в городе [7]. В XIX веке на память святых Бориса и Глеба по Глебу Васильковичу совершалась панихида в Васильевской часовне. О князе Глебе писали агиографы на рубеже XIX и XX веков: архим. Леонид (Кавелин) назвал его в числе святых с днем памяти 24 июля [8], архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил жизнеописание князя под 13 декабря (день кончины) и отнес к местночтимым святым [9], архиеп. Сергий (Спасский) упомянул его в списке неканонизированных подвижников [10]. В 1964 году, при установлении празднования Собору Ростово-Ярославских святых, князь Глеб Ростовский был включен в состав Собора [11].

Изображения князя

Изображения князя Глеба Васильковича представлены на миниатюрах Лицевого летописного свода 1570-х годов, в частности первого Остермановского тома, куда включены основные события жизни блгв. князя: женитьба в Орде, возвращение Васильковичей в Ростов (молитва у иконы Божией Матери и благословение свт. Кирилла и матери вел. кнг. Марии), рождение сына Михаила, длительная болезнь после поездки к татарам (изображен на одре и в молитве пред иконой), присутствие на постриге перед смертью блгв. кн. Димитрия Святославича, преставление кнг. Феодоры, поездка князей в Орду, вокняжение князя Глеба в Ростове (восседает на престоле, с жезлом в руке, в окружении слуг), война с ханом Менгу-Тимуром, молитва после возвращения в Ростов, венчание сына и пир в Ярославле, князь Глеб посылает сына "в татары на войну", преставление и погребение блгв. князя (неск. миниатюр с рассказом о его добродетелях), перезахоронение гроба в монастыре [12]. В ранний период князь Глеб изображен молодым, безбородым, в традиционных княжеских одеждах, на ростовском княжении - средовеком, с кудрявыми волосами и короткой бородой, тоже без индивидуальной характеристики и нимба.

На миниатюре, иллюстрирующей текст Сказания о Каменном монастыре в составе сборника житий Вологодских святых конца XVII века [13], судно князя во время шторма прибивает волной к Каменному острову (где "изыдоша в сретение его старцы пустынножители"), юный Глеб Василькович, с кудрявыми волосами, молится впереди слуг (в надписи ошибочно назван Глебом Константиновичем), на него указывает монах, стоящий у кельи [14].

Литература

  • ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 466, 469, 472-477; Вып. 2. Стб. 520-521, 523-525; Т. 4. Ч. 1. С. 219, 221, 232, 234, 243, 631-632; Ч. 2. С. 211, 213, 222, 224, 231; Т. 6. Вып. 1. С. 295, 298; Т. 7. С. 143, 159, 161, 163, 168, 173-174; Т. 10. С. 104, 113, 129, 137-139, 141-143, 147, 150, 152-158; Т. 15. С. 33-34 (1-я паг.), 373, 395, 400, 403, 404 (2-я паг.); Т. 18. С. 58, 60, 69-77; Т. 20. Ч. 1. С. 158, 163-165, 168-169; Т. 21. Ч. 1. С. 263, 266, 308; Т. 23. С. 76, 83, 85, 90-91; Т. 24. С. 93, 101-102; Т. 25. С. 129, 141, 143, 144, 148, 152; Т. 26. С. 74-75, 94; Т. 27. С. 52; Т. 28. С. 53, 57-58, 61, 211, 216-217, 220; Т. 30. С. 87, 90-93, 95-96; Т. 33. С. 67, 71-72, 74-75; Т. 34. С. 87, 97, 99-100; Т. 37. С. 30, 70; Т. 42. С. 114, 118, 120;
  • «Никифора, патриарха Цесаряграда, летописець въскоре» // АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 239;
  • Летописец русский // Мат-лы по истории СССР. М., 1955. Т. 2. С. 293-296;
  • Макаров Н. А., Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонском мон-ре и круг произведений по истории Белозерья // Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 201-202 [«Указ о кормах праздничных и задушных»], 204-205 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре];
  • Прохоров Г. М. Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре // Святые подвижники и обители Рус. Севера / Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 10-11 [Летописн. изв. за 6808 г.], 33-34 [Сказание о Спасо-Каменном мон-ре];
  • он же. Повесть об Усть-Шехонском Троицком мон-ре и рассказы о г. Белозерске // Там же. С. 317-320 [Повесть об Усть-Шехонском мон-ре].
  • [Г. С.] Ист. описание соборных и приходских церквей, в Российской империи находящихся, с показанием времени построения оных. М., 1828. С. 18;
  • Муромцов И. Глеб Василькович, кн. Белозерский // ЖМНП. Приб. 1846. Кн. 2. С. 30-36;
  • Богословский Н. [Г.] Мат-лы для истории, статистики и этнографии Новгородской губ., собр. из описаний приходов и волостей // Новгородский сб. Новгород, 1865. Вып. 1. С. 5-6, 9, 47-50;
  • Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 154-157;
  • Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951. С. 16-20;
  • Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере, X-XIII вв. М., 1973. С. 60, 62, 195;
  • Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 120;
  • Макаров Н. А., Захаров С. Д. Древности затопленного Белоозера // Белозерье: Ист.-лит. альм. Вологда, 1994. Вып. 1. С. 9, 10;
  • Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. М., 1998. С. 83, 350;
  • Макаров Н. А., Захаров С. Д., Бужилова А. П. Средневековое расселение на Белом озере. М., 2001. С. 181-183;
  • Лаушкин А. В. К истории возникновения ранних проложных сказаний о Михаиле Черниговском // ВМУ: Ист. 1999. № 6. С. 10-12;
  • он же. Малоизученный эпизод ростовского летописания 2-й пол. XIII в. // ИКРЗ, 2001. Ростов, 2002. С. 6-13;
  • Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва. Монголы и Русь. СПб., 2002. С. 261-268.

Использованные материалы

  • А. В. Лаушкин, Я. Э. З. "Глеб Васильевич" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 565-567
  • Канонизированные святые. Список почитаемых святых Череповецкой епархии // Официальный сайт Комиссии по канонизации подвижников благочестия Череповецкой епархии:



[1]  ПСРЛ. Т. 1. Стб. 473

[2]  ПСРЛ. Т. 18. С. 77

[3]  РГБ. Ф. 178. № 3445. Л. 183 об.

[4]  ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 76

[5]  Макаров, Охотина-Линд. Сказание о Троицком Усть-Шехонском монастыре

[6]  ПСРЛ. Т. 18. С. 76

[7]  Шевырёв С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 87

[8]  Св. Русь. С. 158-159

[9]  Месяцеслов. 1895. Вып. 4: Декабрь. С. 113-115, 227

[10]  Месяцеслов. Т. 3. С. 555

[11]  Минея МП. Май. Ч. 3. С. 36

[12]  БАН. 30.7.30. С. 20, 25-26, 42, 56, 100-102, 153, 178, 187-191, 194-198, 200-206, 226

[13]  ГИМ. Увар. № 107. Л. 174

[14]  Шульгина Э. В. Лицевой сб. житий вологодских святых XVII в. (ГИМ. Увар. № 107-1°) // Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 253

Редакция текста от: 24.01.2019 20:43:51

"ГЛЕБ РОСТОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google