Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИГНАТИЙ КСАНФОПУЛ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прпп. Игнатий и Каллист Ксанфопулы. Греция, до 1998 г.
Прпп. Игнатий и Каллист Ксанфопулы. Греция, до 1998 г.
Игнатий Ксанфопул (Ξανθόπουλος; + между 1423 и 1429), преподобный, исихаст, аскетический писатель

Родился в Константинополе. Его братом (вероятно - старшим) и сподвижником был Каллист Ксанфопул [1].

Оба жили отшельнической жизнью на Афоне. Потом они основали небольшую монашескую общину, а затем - монастырь Ксанфопулов который стал одним из важнейших центров церковной жизни Константинополя конца XIV - начала XV веков. Святые Каллист и Игнатий стали соавторами аскетических писаний, в первую очередь - Сотницы, впоследствии вошедшей в став Добротолюбия. Близко знавший Каллиста и Игнатия святитель Симеон Солунский писал о них так:

Хотя они были отраслями царственного города, но, оставив всё и пожив сперва девственно и одиноко в подчинении, а потом подвижнически и по-небесному вместе и неразлучно… явились… светилами в мире, владеющими словом жизни. Едва ли не более других освященных они показали единения во Христе и любви, так что нельзя было никогда подметить и небольшого разногласия в мнениях и нравах того и другого, или на минуту какого-нибудь огорчения, что в людях почти неизбежно [2].

Святитель Симеон также свидетельствовал, что святые Каллист и Игнатий получили Божественное осияние, как апостолы на горе, и что при излиянии благодати их лица казались "блистающими солнцевидно".

Вероятно, Игнатий пережил своего брата и был духовным отцом монастыря Ксанфопулов, как это следует из письма святителя Симеона Солунского игумену монастыря Ксанфопулов Макарию, написанного в 1423 году [3]. Однако Игнатий умер еще при жизни святителя Симеона, т. е. до 1429 года.

Каллист и Игнатий Ксанфопулы
Каллист и Игнатий Ксанфопулы

Почитание

Несмотря на то, что Каллист и Игнатий Ксанфопулы назывались "святыми" (ἅγιοι) и "божественными" (θείοι) уже ближайшими своими современниками, такими как Исидор Фессалоникийский и Сильвестр Сиропул, на настоящий момент не известны следы молитвенного почитания братьев во святых вплоть до XVIII века.

Сочинения

Главным произведением святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов является Метод и точное правило… о выбирающих безмолвное и монашеское житие в 100 главах - т. н. Сотница, в которой центральное место занимает молитва Иисусова [4]. Перу Каллиста и Игнатия также принадлежат опубликованное преподобным Никодимом Святогорцем под именем Каллиста сочинение О плодах умной и сердечной молитвы [5] и письмо монаху Иоасафу [6].

Литература

  • PLP, N 20820.
  • ИАБ, 6, № 1897-1911.
  • Grumel V. Notes sur Calliste II Xanthopoulos // REB. 1960. Vol. 18. P. 200-204.
  • Rigo A., ed. L'amore della quiete: L'Esicasmo bizantino tra il XIII e il XV secolo. Magnano, 1993.
  • Rigo A., La spiritualità monastica bizantina e lo Pseudo-Dionigi l'Areopagita // Il monachesimo tra eredità e aperture: Atti del simposio «Testi e temi nella tradizione del monachesimo cristiano». R., 2004. P. 351-392. (StAnselm; 140) (рус. пер.: Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит / Пер.: Г. Вдовина // Символ. 2007. № 52. С. 72-116).
  • Rigo A., ed. Mistici Bizantini. Torino, 2008.
  • Rigo A., Une summa ou un florilege commente sur la vie spirituelle?: L'œuvre «Methodos kai kanon» de Calliste et Ignace Xanthopouloi // Encyclopedic Trends in Byzantium? / Ed. P. Van Deun, C. Macé. Leuven, 2011. P. 387-438. (OLA; 212).
  • Λιάκουρας Κ. ῾Η περ τῆς πνευματικῆς ζωῆς κα τελειώσεως νηπτικὴ διδασκαλία Καλλίστου κα ᾿Ιγνατίου τῶν Ξανθοπούλων. ᾿Αθῆναι, 2001 [= ΕΕΘΣΠΑ. 1999. Τ. 34. Σ. 327-386].

Использованные материалы



[1]  PLP, N 20818.

[2]  Sym. Thessal. De sacr. precat. 295 // PG. 155. Col. 544.

[3]  См.: Balfour D. Politico-historical Works of Symeon Archbishop of Thessalonica (1416/17 to 1429). W., 1979. P. 91.l.19, 21; 92. l. 7, 15; 93. l. 3; а также: P. 285. (Wiener byzant. Stud.; 13).

[4]  Callist. Xanth. Method // Θιλοκαλία. Τ. 4. Σ. 197-295 = PG. 147. Col. 636-812; рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 329-456; итал. пер.: Rigo. 2008. P. 669-786.

[5]  Κῆπος χαρίτων. ᾿Ενετίῃσιν, 1819. Σ. 221-222. Этот трактат отсутствует в греч. и рус. "Добротолюбии", но имеется в славянском: ИАБ, № 6. 1903.

[6]  PLP, N 8894. Перевод по рукописи Vat. Barber. gr. 355 (Fol. 309r) выполнен А. Риго (Rigo. 1993. P. 202-203; Idem. 2008. P. 789-790).

Редакция текста от: 15.12.2018 18:19:43

"ИГНАТИЙ КСАНФОПУЛ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google