Прпп. Игнатий и Каллист Ксанфопулы. Греция, до 1998 г. |
Родился в Константинополе. Его братом (вероятно - старшим) и сподвижником был Каллист Ксанфопул [1].
Оба жили отшельнической жизнью на Афоне. Потом они основали небольшую монашескую общину, а затем - монастырь Ксанфопулов который стал одним из важнейших центров церковной жизни Константинополя конца XIV - начала XV веков. Святые Каллист и Игнатий стали соавторами аскетических писаний, в первую очередь - Сотницы, впоследствии вошедшей в став Добротолюбия. Близко знавший Каллиста и Игнатия святитель Симеон Солунский писал о них так:
Святитель Симеон также свидетельствовал, что святые Каллист и Игнатий получили Божественное осияние, как апостолы на горе, и что при излиянии благодати их лица казались "блистающими солнцевидно".
Вероятно, Игнатий пережил своего брата и был духовным отцом монастыря Ксанфопулов, как это следует из письма святителя Симеона Солунского игумену монастыря Ксанфопулов Макарию, написанного в 1423 году [3]. Однако Игнатий умер еще при жизни святителя Симеона, т. е. до 1429 года.
Каллист и Игнатий Ксанфопулы |
Почитание
Несмотря на то, что Каллист и Игнатий Ксанфопулы назывались "святыми" (ἅγιοι) и "божественными" (θείοι) уже ближайшими своими современниками, такими как Исидор Фессалоникийский и Сильвестр Сиропул, на настоящий момент не известны следы молитвенного почитания братьев во святых вплоть до XVIII века.
Сочинения
Главным произведением святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов является Метод и точное правило… о выбирающих безмолвное и монашеское житие в 100 главах - т. н. Сотница, в которой центральное место занимает молитва Иисусова [4]. Перу Каллиста и Игнатия также принадлежат опубликованное преподобным Никодимом Святогорцем под именем Каллиста сочинение О плодах умной и сердечной молитвы [5] и письмо монаху Иоасафу [6].
Литература
- PLP, N 20820.
- ИАБ, 6, № 1897-1911.
- Grumel V. Notes sur Calliste II Xanthopoulos // REB. 1960. Vol. 18. P. 200-204.
- Rigo A., ed. L'amore della quiete: L'Esicasmo bizantino tra il XIII e il XV secolo. Magnano, 1993.
- Rigo A., La spiritualità monastica bizantina e lo Pseudo-Dionigi l'Areopagita // Il monachesimo tra eredità e aperture: Atti del simposio «Testi e temi nella tradizione del monachesimo cristiano». R., 2004. P. 351-392. (StAnselm; 140) (рус. пер.: Риго А. Византийская духовность и Псевдо-Дионисий Ареопагит / Пер.: Г. Вдовина // Символ. 2007. № 52. С. 72-116).
- Rigo A., ed. Mistici Bizantini. Torino, 2008.
- Rigo A., Une summa ou un florilege commente sur la vie spirituelle?: L'œuvre «Methodos kai kanon» de Calliste et Ignace Xanthopouloi // Encyclopedic Trends in Byzantium? / Ed. P. Van Deun, C. Macé. Leuven, 2011. P. 387-438. (OLA; 212).
- Λιάκουρας Κ. ῾Η περ τῆς πνευματικῆς ζωῆς κα τελειώσεως νηπτικὴ διδασκαλία Καλλίστου κα ᾿Ιγνατίου τῶν Ξανθοπούλων. ᾿Αθῆναι, 2001 [= ΕΕΘΣΠΑ. 1999. Τ. 34. Σ. 327-386].
Использованные материалы
- Бернацкий М. М., "Каллист II Ксанфопул", Православная энциклопедия. т. 29, с. 527-528:
[1] PLP, N 20818.
[2] Sym. Thessal. De sacr. precat. 295 // PG. 155. Col. 544.
[3] См.: Balfour D. Politico-historical Works of Symeon Archbishop of Thessalonica (1416/17 to 1429). W., 1979. P. 91.l.19, 21; 92. l. 7, 15; 93. l. 3; а также: P. 285. (Wiener byzant. Stud.; 13).
[4] Callist. Xanth. Method // Θιλοκαλία. Τ. 4. Σ. 197-295 = PG. 147. Col. 636-812; рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 329-456; итал. пер.: Rigo. 2008. P. 669-786.
[5] Κῆπος χαρίτων. ᾿Ενετίῃσιν, 1819. Σ. 221-222. Этот трактат отсутствует в греч. и рус. "Добротолюбии", но имеется в славянском: ИАБ, № 6. 1903.
[6] PLP, N 8894. Перевод по рукописи Vat. Barber. gr. 355 (Fol. 309r) выполнен А. Риго (Rigo. 1993. P. 202-203; Idem. 2008. P. 789-790).