АНАСТАСИЙ АПОКРИСИАРИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анастасий Апокрисиарий (лат. Anastasius Apocrisiarius; + 666), ученик прп. Максима Исповедника, исповедник

Память 20 сентября (Греч.)

Исполнял должность апокрисиария (представителя папы) в Константинополе. За отказ принять "Типос" имп. Константа в 648 году был сослан в Трапезунд, а в 655 году - в Месемврию. В 662 году вместе с преподобными Максимом Исповедником и Анастасием Константинопольским отозван в Константинополь, вновь осужден и сослан на Кавказ, на границу Лазики и Алании, где его содержали в разных крепостях. Он описал свои странствия в письме к иерусалимскому монаху Феодосию Гангрскому, который позднее опубликовал письма и другие материалы о жизни Максима Исповедника и его сподвижников.

Анастасий пишет, что после того, как Максима Исповедника отделили от его спутников, обоих Анастасиев на лошадях отправили - автора письма в крепость Букол(ус), находившуюся в области, именуемой Мисимиана "на границе с аланами, которые эту крепость захватили и удерживают в своих руках", а инока в крепость Скотор, которая находилась в Апсилии "вблизи Авасгии".

Спустя месяц (18 июля 662 года) по приказу того же правителя обоих Анастасиев перевезли вначале в "крепость Мукурисин" (Μουκουρίσιν), откуда уже полуживого инока отправили в "крепость области сванов", где он спустя несколько дней умер. Апокрисиария поместили в крепость Факирия ("близ Авасгии").

В сентябре того же года Анастасий был вновь переправлен в "края Апсилии и Мисимиании", где по указанию лазского правителя его, изнывавшего от холода, голода и жажды, без необходимой одежды и обуви, гоняли по горам и долинам, после чего заключили в крепость Фусту (Пустус), расположенную где-то на границе упомянутых областей. В марте-апреле 663 года тогдашний правитель Лазики был смещен. Новый патрикий освободил Анастасия из крепости и поселил его вблизи своей резиденции в том же районе. Спустя год Анастасий был вновь заключен в крепость Фусту.

Далее Анастасий сообщает, что в 663 году правитель Лазики был смещен и бежал в страну абасгов. Правитель последних сочувствовал Анастасию и попросил взамен помощи облегчить условия заключения узника. Лазский правитель согласился, но как только вернул себе положение в Лазике, сразу же в нарушение договора перевел Анастасия во внутреннюю Лазику в крепость Схимар. Когда Анастасий находился в пути, этот правитель вновь был изгнан, а его место занял "богобоязненный и христолюбивый" Григорий. Анастасий был возвращен и помещен "в крепости, именуемой Фусуме, расположенной выше хутора Мохое, на границе области Апсилии, на востоке Понта, у самой подошвы кавказских гор, близ страны христолюбивых абасгов и племени аланов, около пяти миль от от поместия Зихахорий, резиденции истинно христолюбивого патрикия и правителя лазской страны" Григория. Здесь Анастасий умер 11 октября 666 года, спустя четыре года после смерти своего учителя.

Сочинения

Известен ряд сочинений Анастасия Апокрисиария:

  • "Relatio motionis" (Сообщение о прении) - протокол процесса над прп. Максимом в Константинополе;
  • "Acta S. Maximi in primo exilio" (Деяния св. Максима в первой ссылке) - диспут прп. Максима с его противниками в Визии и Регии;
  • "Epistula ad Theodosium Gangrensem" (Послание пресвитеру Феодосию Гангрскому) - описание ссылки и кончины прп. Максима, где автор приводит свидетельства святых отцов о двух волях во Христе, в т. ч. тексты, приписывающиеся Ипполиту, еп. Порто [1];
  • "Invectiva a quodam monacho pro S. Maximo" (Слово в защиту св. Максима к некоему монаху) - беседа Анастасия Апокрисиария в Константинополе;
  • неизданное послание аскалонским монахам (Vat. gr. 662), которое раскрывает философские термины, используемые в христологии.

Кроме того, среди прочих Анастасиев Анастасий Апокрисиарий иногда рассматривается как возможный автор сочинения "Doctrina patrum de Incarnatione Verbi" (Учение отцов о воплощении Слова; CPG, N 7781).

Гимнография

Редко встречающаяся память Анастасия Апокрисиария зафиксирована в греч. синаксаре Никодима Святогорца под 20 сентября вместе с памятью Анастасия Монаха, также являвшегося учеником прп. Максима Исповедника [2]. В некоторых рукописях Миней 13 августа помещена служба святых Максима, Мартина и Анастасия Апокрисиария [3]. В печатных богослужебных книгах последование Анастасия Апокрисиария отсутствует.

Литература

  • Сочинения : CPG, N 7733-7740; Relatio // PG. 90. Col. 109-129 (ср. PL. 129. Col. 603-621); Acta // PG. 90. Col. 136-172 (ср. PL. 129. Col. 625-657); Ep. ad Theodosium // PG. 90. Col. 173-178 (ср. PL. 129. Col. 659-680).
  • BHG, N 1231-1236;
  • BHL, N 5481-5844;
  • Latyšev. Menol. T. 2. P. 273-276;
  • Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. К., 1917. С. 1-25;
  • Житие прп. Максима Исповедника / Публ., вступ. ст. и примеч. А. И. Сидорова // Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991. Вып. 1. С. 133-176.
  • Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 35-36;
  • BiblSS. T. 9. P. 41-47;
  • Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 442.

Использованные материалы

  • Прот. Валентин Асмус, О. В. В. "Анастасий Апокрисиарий" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 246
  • Письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому // Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом / Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. (Византийская философия. Т. 1: Smaragdos Philocalias), - с. 206 - 213:
  • Воронов Ю.Н. Колхида на рубеже средневековья. Научные труды. В 7 т. Том I. Сухум: Алашара, 1998, с. 369 - 370) :



[1]  AnBoll. 1955. T. 73. P. 10-16

[2]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 289

[3]  Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 244

Редакция текста от: 30.09.2018 21:13:38

"АНАСТАСИЙ АПОКРИСИАРИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google