О. Николай (Штейнхардт) |
В миру Нику-Аврелиан Штейнхардт (Steinhardt), родился 29 июля 1912 года в еврейской семье под Бухарестом. Его отец Оскар, по специальности инженер и архитектор, участвовал в Первой мировой войне, был ранен в битве под Мэрэшт и награжден крестом "За военные заслуги".
В 1919-1929 годах учился в начальной Клемента, а затем в лицее Спиру Харет. Как он писал в своей автобиографии:
Среди учившихся вмести с ним лицее были Константин Нойка, Мирча Элиаде, Аршавир Актерян, Александру Палеологу, Дину Пиллат, Марчел Аврамеску - впоследствии видные деятели румынской культуры, почти все их которых были членами Легиона Михаила Архангела. Со многими из них Штейнхардт сохранял связи на всю жизнь.
В 1934 году закончил факультет права и литературы Бухарестского университета, а в 1936 году был удостоен научной степени доктора конституционного права. В 1937-1939 годах выехал за рубеж, побывав в Швейцарии, Австрии, Франции и Англии.
Возвратившись в 1939 году в Бухарест, получил место редактора в "Revista Fundațiilor Regale" ("Журнал Королевского фонда"), лишившись места в 1940 году после установления в Румынии Легионерского режима.
После переворота 1944 года вернулся, было, в журнал, но в 1947 году был снова уволен. Вплоть до 1959 года довольствуется случайными заработками.
Нику-Аврелиан Штейнхардт. Фото из дела Секуритате, 1959 г. |
Следователи били его головой о стену; повалив, избивали сапогами. Однако Штейнхардт категорически отказался стать свидетелем обвинения. Превратившись в подсудимого, он был причислен к "легионерам" и приговорён к 12 годам заключения и семи поражения в гражданских правах с конфискацией личного имущества.
Срок отбывал в тюрьмах Жилава, Аюд и Герла. Как он свидетельствовал позднее, его поразили высокий интеллектуальный уровень и духовный накал, царившие в тюрьмах. По его словам "самыми человечными и порядочными людьми были легионеры", которые оказали ему помощь и поддержку в самые тяжёлые моменты, и благодаря которым он решил принять Святое крещение.
Впоследствии он так писал об этом шаге:
Сойдясь с отцом Миной, о котором он говорил как об "истинном святом", 15 марта 1960 года принял от него крещение в камере № 18 Жилавской тюрьмы. В крещении был наречён Николаем. Крестным отцом его был Еммануил Видрашку, бывший глава кабинета маршала Антонеску; свидетелями: писатель Александр Палеологу, также проходивший по делу Константина Нойка, и два римо-католических священника. Крещение было совершено в большой спешке, при помощи воды из эмалированного чайника.
Был освобождён в августе 1964 года, по общей правительственной амнистии политзаключенных. Сразу же по освобождении озаботился дополнить свое крещение миропомазанием и получить Святое Причастие. Произошло это в церкви Бухарестского скита Дэрварь.
Решив твёрдо жить углубленной христианской жизнью, всей душой желал стать монахом, но не приступал к этому до кончины отца, которая последовала в 1967 году. После этого начал искать монастырь, но столкнулся с отказами ряда настоятелей, "сдержанно относившихся к бывшим политическим заключенным".
Одновременно, с новой силой взялся за писательский труд. Особенную известность получил его автобиографический "Jurnalul fericirii" ("Дневник счастья"), написанной в начале 1970-х. Первую версию рукописи изъяла в 1972 году госбезопасность, возвратив её автору в 1975 году, после настойчивых просьб Союза писателей. Тем временем автор написал второй, расширенный вариант, также изъятый в 1984 году Секуритате. Между тем книга стала циркулировать в самиздате, попав, в конце концов, на Запад, где обширные ее фрагменты зачитывалаись на радио "Свободжная Европа".
Тем временем, при помощи старого друга, философа Константина Нойки, Николаю удалось поступить в Рохийский монастырь святой Анны на юге Марамуреша. Приехал туда в 1978 году. 16 августа 1980 года, по благословению архиепископа Феофила (Хериняну) и епископа Иустиниана (Киры), принял в обители постриг с именем Николай. Получил послушание в библиотеке, приведя в образцовый порядок более 23 тысяч томов имевшихся там книг. Сам он также написал здесь несколько новых книг.
Могила о. Николай (Штейнхардта). Рохийский Аннинский монастырь. |
Ныне келлия отца Николая является одним из самых посещаемых паломниками мест в Рохийском Аннинском монастыре.
Использованные материалы
- "Тарковские: Жертвоприношение (часть 182). Испытание миром (продолжение)", страница Живого журнала пользователя sergeyvfomin, 11 июля 2017: