Николай Яковлевич Завадовский (1870 - 1933), протоиерей
Родился в 1870 году в селе Тынское Нарымского края Томской губернии в семье священника.
В 1890 году окончил курс Томской духовной семинарии по 1-му разряду [1].
В 1891 году рукоположен в священника к Иннокентиевской церкви с. Вороновское Уртамской волости [2].
С 1 ноября 1893 года исполнял обязанности наблюдателя за церковноприходскими школами в благочинии №5 [3].
1 февраля 1894 года освобожден от должности наблюдателя в благочинии №5 и назначен наблюдателем за церковноприходскими школами в благочинии №4 [4].
С 23 марта 1894 года назначен духовником Томской духовной семинарии и настоятелем домовой церкви при Томской духовной семинарии [5].
С 1900 года - настоятель церкви во имя святителя Иннокентия Иркутского при Томской духовной семинарии [6].
С 1901 года состоял членом экзаменационной комиссии по испытанию священно-церковнослужителей по священнической, диаконской и псаломщической программе. Был членом Томского епархиального ученического совета, епархиального попечительства о бедных воспитанниках Томской духовной семинарии, духовником этой семинарии и законоучителем в младших классах Томского епархиального женского училища и образцовой церковноприходской школы при семинарии.
С 27 сентября 1915 года был казначеем Комитета Томского благотворительного общества в пользу раненых воинов [7].
С декабря 1919 года до 20 мая 1920 года находился в Томском Алексеевском монастыре. Закрытие монастыря в апреле 1920 года "проводилось бестактно, не учитывая религиозных чувств и настроений. Помимо монашествующих, в помещении монастыря находилась школа, в которой обучалось до 200 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Несмотря на это, община получила распоряжение от уездного Ревкома освободить монастырь в течение двух дней. Мало того, что указанный срок делал нормальное переселение совершенно невозможным, оно ещё пришлось на дни Пасхи, праздника, особо чтимого всеми верующими. В своем протесте против действий властей отец Николай Завадовский, председатель общины, указывая на эти моменты, писал: «Издавна, тысячелетия дни страстной недели и Пасхи являлись днями религиозных настроений. Дни поста и молитвы для верующих не пустой звук, а настоящая потребность души и сердца. Члены общины говеют, исповедуются, причащаются. Проводят время вдали от житейской суеты, в раздумьях, в душевном равновесии. Это дни душевного очищения, дающие силу и успокоение на целый год. В это время поступает требование убраться священникам из помещений, когда все и вся должны обращаться к Церкви, когда путь службы церковной посвящен воспоминаниям далеких событий, священных для каждого верующего. Священники почти целые дни и ночи в церквях, с ними толпы исповедующихся ... И в это время предлагается им искать квартиры, устраивать свои земные дела, бросить заботу о молящихся . . . Как будто нарочно сделано так, чтобы омрачить спокойствие» [8].
Затем переехал в село Павловское под Барнаулом.
В 1921 году был осужден Алтайским Губчека на один год, так как он в 1905 году посещал собрания Союза русского народа. В конце того же года он освобожден по амнистии.
В мае 1923 года арестован органами ГПУ, освобожден через три месяца.
В 1924 - 1926 годах служил в селах Подстепновском и Гоньбе.
В мае 1926 года был переведен в Барнаул и назначен настоятелем Знаменского собора и благочинным барнаульских церквей.
13 июля 1927 года был вновь арестован по обвинению в антисоветской агитации, после следствия его дело было передано на рассмотрение Тройки при Секретном отделе ОГПУ.
Из обвинительного заключения от 15 июля 1927 года:
23 сентября 1927 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к высылке в Сибирь на три года с последующим лишением права проживания в некоторых местностях СССР в течении трех лет. 24 октября он был отправлен в Канский округ.
Вновь арестован 7 февраля 1933 года в Бийске, 8 апреля 1933 года осужден по ст. 58-2, 10, 11 УК судебной Тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю и приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 11 апреля 1933 года в городе Новосибирске.
19 декабря 1957 года дело прекращено Алтайским краевым судом за отсутствием состава преступления. 4 июля 1993 года реабилитирован по делу 1927 года прокуратурой Алтайского края.
Награды
- набедренник
- скуфья
- камилавка
- наперсный крест (1907, от Св. Синода)
Использованные материалы
- Лебедев В.В., Лебедева Н.И., История жизни и смерти протоиерея Николая Завадовского // Культура и интеллигенция России между рубежами веков: метаморфозы творчества : интеллектуальные ландшафты (конец XIX в.-начало XXI в.), - Омск : ОмГУ, 2003, с. 200-202:
- http://books.google.com.ua/books?id=1XEiAQAAIAAJ (Google-Книга)
- Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае, 1917-1998 // Упр. архивного дела администрации Алтайского края, 1999 г., с. 171-172:
- http://books.google.com/books?id=FL4vAAAAMAAJ (Google-Книга)
- "Завадовский Николай Яковлевич" // Общество "Мемориал", страница проекта "Жертвы политического террора в СССР":
[1] Выпускники Томской духовной семинарии / Выпуск 1890 года, генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/tomsksem.html. Разрядный список учеников всех классов Томской духовной семинарии составленный ... после годичных испытаний за 1889-90 уч. г. // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть неофициальная). - 1890.- № 13 (1 июля) - c. 29: http://elib.tomsk.ru/purl/1-426/ Алфавитный список учеников Томской духовной семинарии за 1889-90 учебный год // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть неофициальная). - 1890.- № 19 (1 октября) - c. 15: http://elib.tomsk.ru/purl/1-463/
[2] Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004, с. 410-411, 468: http://kargasok.cerkov.ru/files/2016/02/Нарымская_голгофа.pdf. Список священников Томской епархии, коим Духовною Консисториею назначается преподавание кати(е)хизаторских поучений по воскресным дням, в 1893 году // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть официальная) - 1892.- № 24 (15 декабря) - c. 4: http://elib.tomsk.ru/purl/1-514/
[3] Распоряжения Епархиального начальства. От Томского епархиального училищного совета // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть официальная) - 1893.- № 22 (15 ноября) - c. 5: http://elib.tomsk.ru/purl/1-3112/
[4] Распоряжения Епархиального начальства. От Томского епархиального училищного совета // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть официальная) - 1894.- № 4 (15 февраля) - c. 7: http://elib.tomsk.ru/purl/1-3142/
[5] Распоряжения Епархиального начальства. Определения на должности, перемещения и увольнения // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть официальная) - 1894.- № 8 (15 апреля) - c. 1: http://elib.tomsk.ru/purl/1-3146/
[6] Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004, с. 410-411: http://kargasok.cerkov.ru/files/2016/02/Нарымская_голгофа.pdf
[7] Годичное общее собрание членов благотворительного в пользу раненых воинов Кружка дам духовнаго звания в г. Томске // Томские епархиальные ведомости (ТЕВ) (Часть неофициальная). - 1915.- № 20 (15 октября) - c. 876: http://sun.tsu.ru/mminfo/000349391/index.html
[8] ГАТО. Ф. 200. Оп. 1, Д. 19. Л. 6. Цитата по книге Коголь Т.Н. Взаимоотношения русской православной церкви и государства в первое десятилетие Советской власти: (исторический анализ на материалах Западной Сибири) - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2005, с. 73: http://books.google.com/books?id=hjePAAAAMAAJ