Тупичевская икона Божией Матери. Хромолитография Е.И.Фесенко, Одесса, 1906 г. Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда |
Празднование 15 мая (РПЦЗ) [2], 15 августа и в День Святого Духа
Икона чудесно явилась в начале XVII века близ города Мстиславля, в урочище Тупичевщина. Благочестивый православный помещик Константин Ипатьевич Мацкевич, владелец урочища, признав явление святыни как знак особой милости Божьей, и на месте обретения иконы поставил церковь в честь Сошествия Святого Духа и задумал построить еще и монастырь. Кончина помешала ему довести начатое дело до конца, но находясь на смертном одре он настойчиво просил жену Анну и сыновей завершить благочестивое начинание. Однако у семьи не было денег на столь большое начинание. Сыновья помещика обратились за помощью к своим двоюродным братьям Андрею и Матвею, знатным помещикам Стеткевичам, игумену Оршанского Кутеинского монастыря и жителям Мстиславля. При активном участии горожан в 1641 году и был построен Тупичевский монастырь. Обитель приняла в себя новоявленную святыню.
Тупичевская икона Божией Матери. Список |
В годы Великой Отечественной войны Тупичевский монастырь был сожжён, а в конце 1950-х - начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода - окончательно разрушен. В то время святыня была утеряна.
Ныне список чудотворной Тупичевской иконы Божьей Матери находится в кафедральном соборе святого Александра Невского в Мстиславле.
Использованные материалы
- "Икона Божией Матери Тупичевская", официальный сайт Могилёвской епархии:
[1] В календарях Русская Православная Церковь Заграницей закреплена форма названия Тупическая.
[2] См. например Православный Церковный Календарь 2015. Издание Обители Преп. Иова Почаевского в Мюнхене (официальный календарь РПЦЗ). - С. 30; Календарь на официальном сайте Кафедрального собора Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене (Русская Православная Церковь Заграницей), http://sobor.de/index.php?option=com_content&view=article&id...=ru. Возможно эта память - следствие ошибочной привязки переходящей даты Дня Святого Духа к неподвижному календарю.