Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ ЗВОННИЦА

Перенаправлено со статьи "МОСКОВСКИЙ НИКОЛО-ГОСТУНСКИЙ ХРАМ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле
Колокольня Ивана Великого, Успенская звонница и Филаретова пристройка в Московском Кремле
Успенская звонница Московского Кремля, содержащая "Гостунский" храм во имя святителя Николая Чудотворца Московской епархии

Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля, почти вплотную примыкая с севера к Колокольне Ивана Великого. Входя в единый архитектурный ансамбль колокольни, составляют с ней композиционный центр Кремля. Храм Николы Гостунского в Успенской звоннице ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

Церковь Николы Льняного

По преданию, незадолго до падения ига великой княгине Софье Палеолог явился во сне святитель Николай Чудотворец и повелел ей соорудить храм в его честь на месте кремлёвского ордынского двора. Софья немедленно снарядила в Орду посольство с богатыми дарами и попросила жену хана Ахмата уступить ей эту землю в Кремле в обмен на другую территорию, поведав и о причине такой просьбы. Татары просьбу уважили и покинули Кремль. Вскорости, в 1477 году, в Кремле у колокольни Ивана Великого появился деревянный Никольский храм [1]. Прозвание храма - "Никола Льняной" или "Ельняной" - связывается либо с обычаем, бытовавшим среди женщин подмосковья, освящать здесь лён, холсты и пряжу; либо с тем, что храм был построен из елового дерева.

Собор Николы Гостунского

В июне 1506 года по приказу великого князя Василия Иоанновича чудотворная Гостунская икона Николая Чудотворца была перенесена в Москву. Государь, только что вступивший на престол, дорожил этой святыней, как благословением, и велел построить для неё в Кремле каменный Никольский храм на месте деревянного. С тех пор Никольский храм сменил прежнее прозвище на новое - "Гостунский". Церковь выстроили всего за 9 недель. Чудотворный образ, помещённый в храм, украсили золотом, драгоценными каменьями и жемчугом.

Николо-Гостунский храм стал главным Никольским храмом в Кремле. Его чтили и государи, и простые москвичи, а на престольные праздники в нем всегда служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Поскольку святитель Николай почитается покровителем счастливого супружества, в этот храм приходили женихи и невесты со всей России: после помолвки они подходили к чудотворному образу святителя за благословением и молились перед ним о счастливом браке. Приходили сюда и родители обрученных - молиться о "благоденствии сочетающихся". В храме существовала особая записная книга, куда заносили имена помолвленных для молитвы о ниспослании им благословения и помощи.

Храм обгорел после пожара 1547 года. Вскоре, в 1553 году, здесь было явлено новое чудо от Гостунской иконы. В то время явилась ересь, отрицавшая святость святителя Николая Чудотворца и считавшая его "простым мужем", о чём еретики яростно спорили со святителем митрополитом Макарием. В разгар спора от иконы святителя в Николо-Гостунском храме исцелился парализованный боярский сын Григорий Сухотин. Этим чудом ересь была низвергнута, а еретики опозорены. Вслед за этим по приказу царя Иоанна Васильевича храм был восстановлен, расписан фресками и в 1555 году заново освящен святителем Макарием в присутствии царя.

В 1560 году у храма появился придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это была небольшая церковь, стоявшая рядом с храмом и имевшая свой вход, но числившаяся приделом. Введенский придел был царским подарком, который Иван Грозный преподнес своему больному младшему брату Юрию Васильевичу. В тот год были отстроены и новые кремлёвские палаты, и Введенский придел, примыкавший к этим палатам вплотную, был назначен домовым храмом.

Также в правление царя Ивана Грозного храм Николая Гостунского оказался связан с истоками русского книгопечатания - здесь десять лет диаконствовал первопечатник Иван Фёдоров; храм служил приходским для московских печатников; тут же, по одной версии, расположилась первая временная (т. н. "Анонимная") типография Москвы.

Со временем Николо-Гостунский храм стал называться собором. При Романовых храм продолжал пользоваться вниманием государей, которые молились в нём и делали сюда вклады. Так, царь Михаил Феодорович пожаловал серебряный напрестольный крест, цари-соправители Иоанн и Петр Алексеевичи - лампады. В правление Петра I в 1714 году у собора появилась частица мощей святителя Николая Чудотворца.

Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.
Панорама Московского Кремля. Ф. Алексеев, нач. 1800-х гг.
После разрушительного пожара 1737 года храм был восстановлен и покрыт грубой железной кровлей. В обновлённом соборе присягали на верность императору Петру III, а потом и его супруге Екатерине II, когда они восходили на русский престол. При этом придельная Введенская церковь у Николо-Гостунского собора обветшала и накренилась.

При занятии Кремля французами в 1812 году храм был разорён, а его святыня - чудотворная икона - пропала. В осквернённом соборе был устроен склад сена и овса для лошадей Наполеона. По изгнании врага, когда Кремль стали возрождать, Николо-Гостунский храм вначале собирались восстнавливать в готическом стиле. Однако начальник Кремлевской экспедиции князь Н. Б. Юсупов высказал мысль, что было бы достойней восстанавливать столь древний храм в старинных формах, более приличествующих его возрасту. Эти изменения в проекте задержали восстановительные работы. Собор также собирались обнести галереей наподобие домика Петра в северной столице, но этим планам не суждено было осуществиться.

Император Александр I, посетивший Кремль в августе 1816 года, остался доволен его новым обликом и решил показать его прусскому королю - большому любителю военных парадов. Главнокомандующий Москвы граф Тормасов обеспокоился, что Гостунский собор помешает проведению парадных торжеств, что и определило судьбу древнего храма. В октябре того же года вышло высочайшее соизволение, по которому Николо-Гостунский храм следовало разобрать как "по местоположению своему и по бедности архитектуры делающий безобразие Кремлю". Его престол, святыни, чудотворный образ и утварь надлежало перенести на место Рождественской церкви в Успенскую звонницу рядом с колокольней Ивана Великого. Такой выбор места был связан и с тем, что в бывшей Рождественской церкви Успенской звонницы издавна хранился иной чтимый образ святителя Николая Чудотворца, бесследно пропавший в нашествие Наполеона. Этот перенос Святейший Синод одобрил в январе 1817 года. Остались свидетельства, что управляющий Московской епархией архиепископ Августин (Виноградский) дал согласие лишь при условии, что снос древнего храма произведут за одну ночь. На разборку направили полк солдат под командованием А. Бетанкура и за одну августовскую ночь 1817 года Никольский храм исчез. Его камень отдали Вознесенскому монастырю для возводимой в нём церкви святой Екатерины, место на Ивановской площади занял плац для парадов, а новый Гостунский храм был освящен в 1818 году в Успенской звоннице.

Первоначальные звонницы Кремля

Предшественницей Успенской звонницы Московского Кремля, в которую был перенесён Николо-Гостунский храм, была церковь в честь Воскресения Христова со звонницей, начатая обрусевшим итальянским мастером Петроком Малым в 1532-1539 годах. Постройка была завершена в 1543-1552 годах, уже после отъезда зодчего из Москвы. В 1555 году престол храма-звонницы был освящён в честь Рождества Христова. Об облике храма можно судить по изображению его на чертеже "Кремленаград" начала 1600-х годов.

В течение XVII века церковь была преобразована в звонницу, получившую название Успенской. Для этого в 1624 году по распоряжению патриарха Филарета с северной стороны прежнего храма зодчим Баженом Огурцовым была сооружена пристройка в качестве дополнительной звонницы для размещения большого колокола.

В 1812 году французские войска заложили под колокольню Ивана Великого и Успенскую звонницу мины, взорвав их при отступлении из Москвы, в ночь на 11 октября. Столп колокольни устоял, но звонница с пристройкой оказались полностью уничтожены.

Успенская звонница с Николо-Гостунским храмом

Разрушенная взрывом Успенская звонница с Филаретовской пристройкой были восстановлены на прежнем фундаменте в 1814-1815 годах архитекторами Д. И. Жилярди, Л. Руска и И. В. Еготовым. Стремясь к воссозданию образа древнего сооружения, новые строители повторили очертание его плана и пропорции основных горизонтальных и вертикальных членений объёма. Однако в архитектурный декор фасадов были привнесены элементы, характерные для начала XIX века. Место утраченного Рождественского храма заняли святыни и утварь Николо-Гостунского собора, перенесённые сюда в 1817 году, после чего последовало освящение новой церкви на втором ярусе звонницы в 1818 году.

В 1849-1852 годах архитектором К. А. Тоном было построено высокое открытое крыльцо западного фасада, ведущее в церковь Николы Гостунского.

При артобстреле Кремля в ноябре 1917 года снаряд разорвался в алтаре Гостунской церкви, но престол чудом остался невредимым. Вскоре на звоннице поставили часовых, которые расписали стены "памятными" надписями. Храм в звоннице был закрыт в 1918 году, чтимая икона церкви пропала. В последующие десятилетия помещение собора было занято под хранилище музеев Кремля, доступа туда посетителям не было. При этом, в советский период время от времени в нижнем ярусе Филаретовской части устраивались выставки.

В 2010-х годах на первом ярусе звонницы действовал выставочный зал, на остальных - научные отделы музея. Научные отделы музея также занимали Филаретовскую пристройку. Во время проведения богослужений в соборах Кремля звонница стала вновь использоваться по прямому назначению. Николо-Гостунский собор числился приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника; богослужения в нём не совершались.

Успенская звонница Московского Кремля с Филаретовской пристройкой
Успенская звонница Московского Кремля с Филаретовской пристройкой

Архитектура

Над трехпролётной Успенской звонницей, расположенной на пятом ярусе сооружения, возвышается богато декорированный барабан с золоченой главой, по масштабу близкий завершению колокольни Ивана Великого.

Филаретовская пристройка является башнеобразным квадратным в плане сооружением завершённым живописным восьмигранным шатром с башенками по углам, основание которого богато украшено резными белокаменными деталями. Шатёр крыт зелёной черепицей. С севера к башне звона пристроена лестничная клетка.

Декор звонницы и пристройки содержит ряд деталей в стиле классицизма.

Использованные материалы



[1]  Это предание было пересказано и поддержано Н. М. Карамзиным, и ныне большинство учёных разделяют эту версию. Однако, историк И. Е. Забелин полагал, что после прошения Софьи Палеолог построили другую церковь - во имя Космы и Дамиана, а Никольская церковь была старше и к тому времени уже стояла в Кремле. См. Лебедева Елена, "Церковь Николы Гостунского в Кремле", портал Православие.Ru, 22 мая 2007, http://pravoslavie.ru/3305.html

Редакция текста от: 29.07.2017 19:50:44

"МОСКОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ ЗВОННИЦА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google