Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОЧАЕВСКИЙ СВЯТО-ДУХОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Перенаправлено со статьи "ПОЧАЕВСКИЙ СВЯТО-ДУХОВСКИЙ СКИТ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Почаевский Свято-Духовский монастырь
Почаевский Свято-Духовский монастырь
Мужской монастырь в честь сошествия Святого Духа на апостолов в г. Почаеве Тернопольской епархии

Расположен в сорока минутах ходьбы от Почаевской лавры.

Возникновение монастыря

Начало истории монастыря связано с чудесными явлениями, которое, согласно преданию, совершилось в этих заросших густым лесом горах в 1197 году. Согласно повествованию составленному от имени Туркула, благочестивого помещика из Тарнополя (ныне Тернополь), в ночь 25 ноября того года он был в лесу вместе с другими охотниками, числом до тридцати человек. Когда охотники развели большой огонь и собрались вокруг, с западной стороны раздались раскаты грома направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники. Затем гром прекратился, а над огнём появился олень. Охотники стали стрелять в оленя и выпустили пятнадцать стрел, а он всё стоял спокойно и неподвижно. Когда они подошли поближе, олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках. Пораженные таким видением, охотники возвратились к своему месту. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам. Через некоторое время охотники вновь прибыли на место дивных видений и увидели нечто новое: огненный шар, явившийся на одной горе, переместился на другую гору - ту, где впоследствии возникла Почаевская лавра.

Прп. Мефодий Почаевский
Прп. Мефодий Почаевский
Собственно основание монастыря-скита на месте чудесных видений предание относит к 1219 году. Согласно этому повествованию, скит был основан греческим подвижником преподобным Мефодием.

В 1220 году монастырь с большою торжественностью был освящён в честь Преображения Господня [1].

Основные источники о древней истории монастыря - Почадевская летопись (некогда утраченная и вновь частично обретенная) и Жизнеописание преподобного Мефодия - остаются спорными.

Униатский период и угасание скита

В 1713 году Почаевский монастырь и подчинённый ему Свято-Духов скит перешли во владение униатов и оказались в руках монашеского ордена базилиан. Греко-католики сначала много заботились об устроении скита: в 1728 году они выстроили на скит-горе новую церковь во имя Святой Троицы, а также келии для братии. По состоянию на 1743 год скит продолжал состоять в ведении монастыря и находился в четырех верстах в лесу, на возвышенном месте.

После третьего раздела Польши в 1795 году Волынь с Почаевом вошли в состав Российской империи, в связи с чем началось возвращение здешних униатов в Православие. В этот период базилиане Почаевской обители, у которых накопилась значительная сумма долгов, оказались вынуждены вначале обратить скит в экономию, а потом продать её графу Чарторыйскому. Точная дата, когда монашеская жизнь в скиту прекратилась, не известна. В 1831 году, при переходе Почаевского монастыря к Православной Церкви, скита в описи имущества обители не значилось.

Граф Чарторыйский, римо-католик, для посмеяния над Православной верой решил из скитского храма соорудить псарню для своих собак. Резиденция графа находилась в селе Олексинец (ныне Тернопольская область), недалеко от Почаева. В это поместье Чарторыйский распорядился перевести разобранный скитской храм для постройки псарни. Однако, верующие люди, узнав о безбожном замысле графа, умолили управляющего имением, чтобы тот отдал хотя бы иконы и часть материала разобранного храма для постройки часовни (впоследствии Иоанно-Богословского храма) в селе Борщовке.

После того как монашеская жизнь на Скит-горе прекратилась, оставшиеся строения от времени обрушились и покрылись мусором. Гора превратилась в заброшенное место, которое со временем поросло лесом. Сохранилась лишь память об обители, закрепившаяся в простонародном названии горы - "Скиток".

Возрождение и закрытие

В 1896 году в Археологическое общество Волыни, которое основал епископ Волынский Модест (Стрельбицкий), попала рукопись "Почадевской летописи", в которой содержалось повествование о древней истории "монастыря-скита Поча-Дева". В то время этот документ получил различные оценки, но его обнародование привлекло к утраченному скиту много внимания. Заинтересовалось и священноначалие Почаевской лавры. Тщанием епископа Модеста в марте 1900 года в Святейший Синод поступило прошение от имени духовного собора лавры с просьбой благословить возродить жизнь Духовского скита. Указ Святейшего Синода от 3 апреля за № 2227 разрешал Лавре приобрести участок земли и возродить скит. 28 июля того года духовный собор лавры принял решение выкупить у помещика Ржищевского участок земли под названием "Скиток" для возобновления древней обители.

Состояние Скит-горки во время её покупки у помещика зафиксировано в рапорте эконома лавры иеромонаха Рафаила от 21 сентября 1900 года, в котором говорится: Скитский сад сильно запущен и зарос густым кустарником. Оплот, которым огорожен сад, пришёл в совершенную негодность. Строения, которые остались - годятся лишь только на дрова. Дорога через Скиток здесь неуместна, и ее нужно отнести в сторону по южной окраине Скита. Колодец, находящийся против большого дома Ишина, пришел в совершенный упадок и требует расчистки, так как вода в нем вследствие малого употребления и не отливания испортилась и отдает запахом. По словам живших там, эта вода единственная годная к употреблению. Кроме того, он требует ремонта внутри каменного и деревянного, приобретения чугунного колеса-блока и цепи по глубине его 40 саженей [2].

Проект храма для возрождаемого скита составил составил старший инженер строительного отделения при Волынском губернском правлении Л. И. Альбертус. Владыка Модест одобрил план храма, а по поводу названия нового скита указал в своей резолюции следующее:

желательно посвятить такому празднику, в который мог бы стекаться летом народ…может быть можно посвятить Святому Духу и праздновать на второй день Пятидесятницы, чтобы крестным ходом из Лавры и других соседних приходов переносить святую Икону на этот день, или для большего торжества еще что-нибудь установить. Пятидесятницу народ празднует три дня, следовательно, может идти и в скит помолиться [3].

В заботе об ускорении и удешевлении первоначальных строительных работ, духовный собор лавры 15 марта 1901 года благословил перенести пустующий дом со Всехсвятской церковью из лаврской киновии в скит 17 марта того же года начались работы по разборке дома. Тем временем, 18 марта житель Почаева Аркадий Годовицкий построил из лаврского материала дом для рабочих, под которым находились два погреба. 21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена торжественная закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Чин возглавил архиепископ Волынский Модест при стечении множества клириков и мирян, сошедшихся на "Скиток" четырьмя крестными ходами.

На строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей. Штукатурка была изготовлена из алебастра. Строителями храма стали жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники. Из московского колокольно-литейного завода братьев Самгиных в марте 1901 года был доставлен колокол, отлитый на средства благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители. Храмовый иконостас был изготовлен калязинским купцом и мастером по резке иконостастов Макарием Васильевичем Шишкиным из соснового и липового дерева покрытого красным золотом; иконостас был доставлен в скит в январе 1903 года. В 1904 году был освящён нижний храм соборной церкви, ставший одним из первых престолов во имя новопрославленного преподобного Серафима Саровского.

В 1959 году скит был закрыт. В советское время здесь расположился дом для умалишенных.

Вратарный храм прп. Онуфрия Великого Почаевского Свято-Духовского монастыря
Вратарный храм прп. Онуфрия Великого Почаевского Свято-Духовского монастыря

Новейший период

Обитель Святого Духа была вновь открыта в 1990 году и сделалась монастырём в ведении Тернопольской епархии. После ремонтных и реставрационных работ, здесь развернулось активное строительство - были построены звонница и стена, а около 2013 года - новый собор в честь Иверской иконы Божией Матери.

Нагнетание националистической нетерпимости на Западе обособившейся Украины сделали монастырь одной из мишеней для борцов с русским влиянием и православной верой. Не раз муссировалась идея о закрытии лавры и скита, или передачи этих монастырей государству с перспективой дальнейшего обращения в униатство. В этот период угрозы и политическое нападки сделались обычным фоном монастырской жизни.

Храмы

  • Сошествия Святого Духа
  • Серафима Саровского (зимняя)
  • Онуфрия Великого (вратарная)
  • Всех Святых

Настоятели

Униатский период

  • Макарий Неронович (упом. 1743)

Возрождение обители

Святыни

Литература

  • Центральный государственный исторический архив Украины во Львове, ф. 684, оп. 1, д. 3266, л. 1-3; д. 3264, л. 1-15.
  • Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4409, л. 2-5; д. 4757, л. 14; оп. 2, д. 1565, л. 85-87; оп. 3, д. 295, л. 261.
  • Амвросий (Лотоцкий), архим., Сказание о Почаевской Успенской Лавре, Почаев, 1878, с. 12.
  • Левицкий В., Материалы по истории Почаевской Лавры, Почаев, 1912, т. 1, с. 156, 160.
  • Почаевский листок, 1903.
  • Описание Почаевской успенской Лавры, Почаев, 1904, с. 118.
  • Почаївський Свято-Духівський монастир-скит, Почаев, 2003, с. 19, 33.

Использованные материалы



[1]  "Свято-Духовский Монастырь", страница сайта Почаевской лавры. - http://pochaev.org.ua/?pid=1390

[2]  Цит. по Серпенинов Валентин, "Свято-Духов скит Почаевской лавры: исторический путь", официальный сайт Кафедры Церковной истории Московской духовной академии, 26 мая 2015, http://history-mda.ru/publ/svyato-duhov-skit-pochaevskoy-lav...tml, со ссылкой на Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 2, д. 1565, л. 85.

[3]  Цит. по Серпенинов Валентин, "Свято-Духов скит Почаевской лавры: исторический путь", официальный сайт Кафедры Церковной истории Московской духовной академии, 26 мая 2015, http://history-mda.ru/publ/svyato-duhov-skit-pochaevskoy-lav...tml, со ссылкой на Государственный архив Тернопольской области (ГАТО), ф. 258, оп. 1, д. 4757, л. 14.

Редакция текста от: 28.03.2021 17:53:51

"ПОЧАЕВСКИЙ СВЯТО-ДУХОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google