Священник Александр Николаевич Гневушев |
Родился 9 августа 1886 года в селе Малые Кармалы Буинского уезда Симбирской губернии в семье псаломщика Николая Васильевича Гневушева. Племянник епископа Макария (Гневушева), двоюродный брат свящ. Александра Гневушева.
Окончил Московские пастырские курсы.
10 февраля 1910 года рукоположен в сан иерея.
Служил в одном из приходов под городом Владивостоком в Приморском крае.
В 1913 году направлен на Сахалин настоятелем храма Казанской иконы Божией матери в селении Рыковское (ныне Кировское). Преподавал Закон Божий в рыковской школе.
В июне 1925 года председатель Рыковского районного ревкома сообщает в окружной ревком:
В том же месяце священник был арестован органами ОГПУ. Однако вскоре его освободили. Во время нахождения священника под арестом, 15 июня 1925 года, селяне заключили договор с Рыковским революционным комитетом, где говорится, что граждане селения Рыковского "приняли от Рыковского районного революционного комитета в бессрочное, бесплатное пользование находящуюся в сел. Рыковском церковь с богослужебными предметами". По договору граждане, кроме различных обязательств по содержанию церкви, обязуются пользоваться ею "исключительно для удовлетворения религиозных потребностей" и сохранять ее. Далее в договоре говорится:
Жители села также обязались не допускать "совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти, ввиду чего подчиняться всем распоряжениям местного Рыковского революционного комитета".
На 1 января 1926 года священник Рыковской церкви, по докладу о работе Сахалинского бюро ВКП(б), уважением не пользовался, но верующие держали его чтобы было кому служить [1].
К 1929 году у о. Александра уже была немалая семья: одна дочь и пятеро сыновей. К тому времени имелось небольшое хозяйство – две коровы, две лошади. Со своей семьей священник засевал три десятины посевов. Уже в советское время в период посевной, а затем уборочной поры священник А. Н. Гневушев нанимал одного, иногда двух временных работников, что в дальнейшем дало властям повод причислить Гневушева к непопулярной в то время категории населения – кулакам.
В органы поступали доносы на священника. Согласно одному из них, в июле 1929 года по окончании богослужения в храме по поводу праздника апостолов Петра и Павла Гневушев выступил перед присутствующими с проповедью, в которой он якобы призывал "объединиться вокруг церкви, против существующего революционного образа правления" и "гнать пришельцев".
12 августа 1929 года священник был арестован органами ОГПУ, ему было предъявлено обвинение в "пропаганде и агитации, содержащих призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к свершению отдельных контрреволюционных преступлений, с использованием религиозных предрассудков масс". Кроме того, Гневушев обвинен в том, что в период вступления японских оккупантов на Северный Сахалин в 1920 году он вместе с рядом других монархически настроенных лиц, местных жителей села, составил список сторонников установления советской власти и передал его японским властям. По этому списку японская жандармерия арестовала его односельчан, прихожан и подвергла их различным наказаниям. Далее в обвинении говорилось: в период японской оккупации Гневушев "связи с японцами не терял, присутствуя на устраиваемых японцами банкетах, выступал с речами, одна из которых была благодарственной японцам и смысл ее был в том, что японцы являются избавителями от большевизма и русское население за это им благодарно".
По делу допрошено всего 5 свидетелей, жителей села, которые подтвердили антисоветские публичные высказывания Гневушева. К делу приобщены также еще 2 подобных показания, полученных ОГПУ еще в мае 1925 года, когда не прошло еще и двух недель после ухода японских войск с острова.
Сам обвиняемый за два месяца, в течении которых длилось следствие, был допрошен всего два раза. На обоих допросах свою виновность в антисоветской агитации и во всех других обвинениях священник Александр категорически отрицал.
20 ноября 1929 года решением Особого совещания при коллегии ОГПУ А. Н. Гневушев был приговорен к лагерному заключению сроком на три года. Установленный срок отбывал в дальневосточном концентрационном лагере в Приморском крае. Семья его оставалась по месту жительства - в Рыковском районе на Сахалине.
27 июля 1932 года был освобожден "за отбытием с зачетом рабочих дней полного срока социальной защиты", то есть на 17 дней ранее установленного трехлетнего срока. Ему были выданы проездные документы и средства на проезд от Владивостока до Александровска на Сахалине. В августе того же года он вернулся к семье.
Однако уже 7 сентября 1932 года "тройка" при полномочном представителе ОГПУ по Дальневосточному краю, рассматривая дела отбывших сроки наказания за контрреволюционные преступления, отмечает, что лагерной администрацией по делу Гневушева при его освобождении допущена серьезная ошибка: "При отбытии меры соцзащиты Гневушев подлежит высылке в спецпоселок в порядке кулацкого расселения". В Александровск, в Сахалинское ОГПУ идет срочное письмо начальника управления Дальлага ОГПУ с указанием "принять срочные меры к розыску Гневушева и водворению его во исполнение постановления тройки в один из ближайших кулацких спецпоселков". Священник Александр в это время находится уже в Александровске, временно проживает на квартире у знакомого. За те несколько дней, что он здесь находится после возвращения из заключения, начальнику окружного ОГПУ В. М. Дрекову уже успевает поступить рапорт о том, что Гневушев "выпивает и агитирует против советской власти…связан с чуждым элементом, а при оккупации имел связь с японцами. Следовало бы, - предлагает автор рапорта, - его из города выселить". Вскоре Гневушев был "разыскан" и выслан.
25 сентября 1932 года вместе с семьей (женой и дочерью, сыном Евгением) прибыл в Юхтинскую трудколонию (п. Юхта Свободненского района ДВК).
19 февраля 1938 года был арестован Свободненским ГО УНКВД по ДВК и помещен в тюрму г. Благовещенска.
8 марта 1938 года постановлением тройки УНКВД по ДВК был осужден "за систематическое проведение контрреволюционной агитации" к высшей мере наказания с конфискацией лично принадлежащего осужденному имущества.
Расстрелян 29 апреля 1938 года.
26 июля 1989 года реабилитирован заключением прокуратуры Амурской области на основании ст. 1 Указа ПВС СССР от 16.01.1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 -х и начала 50-х годов».
В настоящее время собираются материалы для предоставления в комиссию по канонизации.
Награды
- набедренник (к Пасхе 1918)
Литература
- Подпечников В. Л. «Трагедия семьи священника» // Краеведческий бюллетень. 1999 г. № 3
Использованные материалы
- "Исповеднический подвиг сахалинского священника и его семьи" // Официальный сайт Южно-Сахалинской епархии
- ГАУО фонд 82 оп.1 д.949 стр. 33-33об.,58; фонд 134 оп.2 д.63 стр.184,185об.
[1] СЦДНИ, ф. 2, оп. 1, д. 30, л. 8.