Протоиерей Матфей Сергеевич Архангельский |
Родился 1868 году в городе Алексине Тульской губернии в семье Сергия Архангельского, протоиерея Никольской церкви.
Учился в Алексинском уездном училище, Тульском духовном училище, Тульской духовное семинарии.
В 1892 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правом получить степень магистра богословия без нового устного испытания, но через напечатание сочинения в усовершенствованном виде и удовлетворительное защищение его в присутствии Совета [1].
Вступил в брак с Валентиной Алексеевной (в девичестве Зеленецкой). В семье родились дети - Федор, Татьяна, Вера (в замужестве - Прозорова) и Иван (1901 г.р.).
8 января 1893 года назначен законоучителем Мариинской Донской женской гимназии и Реальном училище в городе Новочеркасске с условием принятия сана священника.
30 августа 1893 года рукоположен во священника.
С 1 августа 1894 года года перемещен законоучителем и настоятелем церкви в Мариинский женский институт благородных девиц в Новочеркасске [2].
22 марта 1911 года переведен на должность ректора Пензенской духовной семинарии [3] с возведением в сан протоиерея. Настоятель семинарской церкви свт. Иннокентия Иркутского. Был одновременно председателем Пензенского Иннокентьевского Просветительного братства. Часто произносил проповеди с амвона Пензенского кафедрального собора [4]. Считался лучшим проповедником в епархии, именовался "Пензенским Златоустом".
С 1912 года страдал приступами язвы 12-перстной кишки, лечился в Москве.
С июля 1917 года в течение полугода, до закрытия журнала, руководил редакционным комитетом «Пензенских епархиальных ведомостей»
Во времена путятинской смуты, он находился в ближайшем окружении архиепископа Иоанна (Поммера), стоял в первых рядах борцов с обновленчеством. Участвовал в переговорах с Владимиром Путятой, увещевая его оставить притязания на архиерейство и перейти в лоно канонической Православной Церкви.
В 1918 году, из-за проведения соответствующих декретов советской власти в епархиальном управлении сложилась тяжелая финансовая ситуация. 4 апреля, как председатель Иннокентьевского миссионерского Братства, он участвовал в заседании членов Духовной консистории и представителей Иннокентьевского братства, на котором обсуждался вопрос выплаты жалования епархиальным миссионерам. о. Матфей распорядился "выплачивать жалование из наличных средств Братства, насколько их хватит".
Из отчета Комиссариата по отделению церкви от государства Ревтрибуналу 25.06.1918 г.:
27 июня 1918 года о. Матфей был арестован вместе с другими представителями Пензенского братства православных христиан и помещён в пензенскую тюрьму. Был осуждён по обвинению в "неподчинении распоряжениям и декретам советской власти, провокационной деятельности и натравливании одной части населения на другую" и приговорён к двум годам концлагерей.
Из материалов дела:
Из обращения Пензенского Комиссариата по отделению Церкви от государства в Губернскую Коллегию внутренних дел:
Однако о. Матфей, в числе прочих арестованных по делу, был просто заключен в Пензенскую губернскую тюрьму.
8 июля 1918 года жена о. Матфея Валентина Алексеевна обратилась к начальнику тюрьмы с просьбой разрешить ей свидания с мужем. Разрешение было получено лишь на 18 и 25 июля. 17 июля 1918 года она написала в Комиссариат письмо:
Освидетельствование проводил главвврач больницы Красного Креста (при общине во имя св. Ольги) с коллегами:
Тем не менее, о. Матфея продолжали содержать под стражей.
28 июля 1918 года он, в числе заключенных, проходивших по делу (6 чел.), обратился с прошением к председателю Пензенского губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов. Заключенные в прошении заявили, что считают себя невиновными, просили объяснить им причину ареста, недоумевали - по какому праву без суда и следствия они в тюрьме вот уже 4 недели.
30 августа следствие еще продолжалось. Нашлись лица, которые указали на связь о. Матфея Архангельского с владыкой Иоанном и сообщили о поездке протоиерея Матфея в уезд якобы с целью черносотенной агитации.
29 октября 1918 года прот. Матфей обратился в Пензенскую чрезвычайную следственную комиссию с просьбой освободить его из тюрьмы в связи с обострением язвы, от которой он в 1912 году уже чуть не умер, и которая в январе и июне 1917 года еще дважды открывалась.
7 ноября 1918 года по случаю первой годовщины Октябрьской революции он был амнистирован с обязательством являться в милицейский участок каждую среду и пятницу. Но в связи с тем, что с 19 ноября 1918 года он стал служить во Введенской церкви города Пензы приходским священником и вынужден был еще заниматься требоисполнением, такие посещения для него стали весьма обременительными. Тем более что предстоял Великий пост с длительными службами, а приступы болезни вынуждали его иногда ложиться в постель. Поэтому Архангельский 26 февраля 1919 года обратился к председателю ревтрибунала с просьбой освободить его от обязанности два раза в неделю являться в милицию и просил отдать его на поруки рабочему трубочного завода Захару Захаровичу Позднякову. Однако прошение его не возымело действия, и 17 сентября 1919 года он вновь обращается в военно-революционный трибунал, сообщая, что находится под надзором милиции, но обострение болезни обязывает его к продолжительному отдыху и лечению в условиях деревенской жизни. Поэтому просит разрешения выехать из Пензы к родственникам в село Знаменское Мокшанского уезда на полтора месяца – с 25 сентября по 10 ноября. К прошению прилагалось свидетельство его лечащего врача Гамалиила Ивановича Державина, в котором говорилось, что Архангельский «страдает обострением хронического заболевания – язвой желудка, малокровием и резким переутомлением нервной системы», в связи с чем «нуждается в шестинедельном пребывании в деревне, где будет иметь возможность пользоваться свежим воздухом и провести соответствующее диетическое лечение».
29 сентября ему, наконец, был разрешен выезд в село Знаменское для поправления здоровья на срок с 1 октября по 15 ноября, а 29 ноября следственный комитет революционного трибунала снял с гражданина М.С. Архангельского обязанность являться в милицию, поскольку дело на него «как одного из руководителей Пензенской епархии в саботаже... прекращено производством».
Протоиерей Матфей служил в Петропавловской церкви и был членом Совета её общины, он вполне мог входить и в Совет «Пензенского Братства православных христиан».
16 декабря 1919 года привлечён к следствию в качестве обвиняемого, вместе с Араповой Софьей Николаевной, Беляевым Александром Александровичем, Венценосцевым Михаилом Александровичем, Де-Бове Клавдием Сергеевичем, Голышевым Федором Емельяновичем, Сатурновым Федором Никитичем, Смирновым Василием Васильевичем, Касаткиным Николаем Андреевичем, Кипарисовым Андреем Павловичем, Лебедевым Михаилом Анатольевичем, Лентовским Владимиром Ивановичем, Нелюбовым Василием Андреевичем, Озаревич Ольгой Львовной, Пульхритудовым Николаем Михайловичем, Поздняковым Захаром Захаровичем, Рудницкой Евгенией Никифоровной, Урановым Константином Петровичем, Феликсовым Григорием Николаевичем, Ягодиным Евгением Ивановичем и Яковлевым Вонифатием Васильевичем, с предъявлением им обвинения в контрреволюционной монархической деятельности, выразившейся в выступлении с речами контрреволюционного содержания на лекциях, собеседованиях, проповедях, панихидах, молебнах и пр. Обвиняемые были заключены под стражу в Пензенскую губернскую тюрьму. 26 мая 1920 года членам «Пензенского братства православных христиан» был вынесен приговор.
В августе 1920 года из-под ареста он был также освобожден и оставлен под надзором с обязательством регистрации два раза в неделю.
В 1922 году был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В том же году он вместе с супругой и двумя детьми уехал в Тулу к брату - врачу Федору Сергеевичу Архангельскому (1855-1928), известному тем, что в 1902 году им был открыт первый в России вытрезвитель (под названием «приют для опьяневших»).
Скончался в 1944 году в городе Туле.
Награды
- набедренник
- скуфья
- камилавка
- наперсный крест
- палица (29 июня 1917)
Сочинения
- Изъяснение содержания XV главы 1-го Послания к Коринфянам. 1892 (курсовое сочинение). ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 3. Д. 4784. 192 л.
Использованные материалы
- Александр Дворжанский, Последний ректор и последний редактор. К биографии протоиерея Матфея Архангельского // Пензенские епархиальные ведомости, 2016, № 6, с. 8-13, №8, с. 7-9.
- http://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2016/06/ПЕВ_...pdf (начало)
- http://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2016/08/pev_...pdf (окончание)
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Материалы из собрания проф. протоиерея Ф. И. Титова и архива КДА в четырёх томах. Том I. А-Й. // Издательский отдел Украинской Православной Церкви, Киев 2014, с. 87:
[1] "Выпускники Киевской духовной академии 1892 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html
[2] Сизенко А. Г., Церковный клир городских, станичных и хуторских церквей Войска Донского, XVIII в. - 1918 г.. Ч. 1. Ростов-на-Дону, 2012., с. 26.
[3] Данные БД ПСТГУ - о переводе в Пензу в 1907 году - неверны, т.к. по 1911 год - он жил в Новочеркасске
[4] Дворжанский А. История Спасского кафедрального собора, http://soborpenza.cerkov.ru/istoriya-spasskogo-kafedralnogo-sobora/