Михаил Андреевич Остроумов (1847 - 1920), профессор кафедры церковного права Таврического университета
Родился 30 декабря 1847 года в селе Акаеве Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье священника.
В 1864 году окончил Шацкое духовное училище, в 1869 году - Тамбовскую духовную семинарию первым студентом [1]. Поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, но вскоре перешел в медико-хирургическую академию. Однако тиф и полное отсутствие средств принудили его оставить академию, хотя интерес к естественным наукам он сохранил навсегда.
В 1870 году поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение. В 1874 году окончил академию со степенью магистранта богословия [2].
В 1874 году определён преподавателем всеобщей церковной истории, учения о русском расколе и логики в Тамбовскую духовную семинарию и всеобщей гражданской истории - в женском епархиальном училище.
Член совета Тамбовского Богородично-Казанского миссионерского братства.
С 1875 года - наставник психологии, обзора философских учений, педагогики и дидактики в Вифанской духовной семинарии. Руководил воскресной школой при семинарии.
В 1878 году был утвержден в звании члена педагогических собраний и, по старым порядкам, назначен помощником инспектора семинарии. Неоднократно избирался членом комиссии для рассмотрения отчетов духовных училищ Московской епархии. Написал по обзору философских учений учебник, удостоенный Святейшим Синодом полной премии митр. Макария.
29 января 1881 года по семейным обстоятельствам вышел в отставку и поступил на службу в Козловское уездное земство наблюдателем за хозяйственной частью начальных училищ и в тоже время преподавал педагогику в Козловской женской прогимназии, по найму от Козловского земства, а в 1882 году перемещен на должность инспектора народных училищ Козловского уезда.
С 1884 года - приват-доцент Московской духовной академии, магистр церковного права (1887).
В январе 1887 года приглашен был М. Н. Катковым в Катковский лицей преподавать логику, но преподавал только один семестр, ибо осенью того же года переселился в Харьков, куда он был приглашен попечителем учебного округа Н. П. Воронцовым-Вельяминовым на кафедру церковного права в университет по указанию архиепископа Харьковского Амвросия (Ключарева).
С 1887 года - экстраординарный профессор, в 1891 - 1905 годах - секретарь юридического факультета, с 1893 года - ординарный профессор церковного права Харьковского университета. В 1894 году получил степень доктора церковного права. С 12 июня 1905 года, по выслуги 30 лет по учебной и ученой службе, числился в числе профессоров вне штата.
Редактировал "Церковные ведомости" и "Приходской листок".
В 1899 году был командирован в Москву для участия в заседаниях предварительного комитета Московского археологического общества по устройству XII археологического съезда в Харькове, которые проходили в январе 1900 года.
На самом съезде в 1902 году 19 августа им был прочитан реферат под заглавием : "Вопрос о греческом оригинале текста правил славянской Кормчей или так называемом Синопсисе церковных правил и его первоначальном значении"
В 1902 году был снова командирован в Москву для участия в предварительном комитете по устройству XIII археологического съезда в Екатеринославе.
С 21 марта 1903 года по 14 апреля 1906 года включительно состоял редактором „Харьковских губернских ведомостей", которым он придал строго консервативный характер.
14 апреля 1906 года включен в состав членов Особого присутствия, учрежденного для разработки и подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению Поместного Собора Всероссийской Церкви [3].
Член Поместного Собора 1917-1918 по избранию, как мирянин от Харьковской епархии.
В 1920 году - профессор кафедры церковного права Таврического университета.
Область научных интересов - православное церковное право, проблемы греческих источников в истории церковного права, взаимоотношений образования и религии.
Скончался в 1920 году.
Сочинения
- «О полемических собеседованиях с отступившими от православной веры» (реферат, 1876, Тамбовские епархиальные ведомости)
- «О религиозных верованиях первобытных народов» («Миссионер», 1879)
- «О необходимости преподавания философии права в духовных академиях» («Православное Обозрение», 1880)
- «Значение Сократа в истории древней философии» («Вера и Разум», 1884)
- "История философии в отношении к откровению" (Харьков, 1886. магистерская диссертация)
- "Граф Л.Н. Толстой" (разбор его "Исповеди" с точки зрения христианского теизма; Харьков, 1887)
- «О Фалесе» («Вера и Разум», 1887)
- «О физиологическом методе в психологии» (Харьков, 1888)
- "Введение в православное церковное право" (том I, Харьков, 1893; история греческих источников церковного права)
- Фалес Милетский. Первый греческий философ (Харьков, 1902)
- "Современное положение народного образования в отношении к религии" (1908).
Литература
- Деяния 1.I, c. 82.
- Христианство II, с. 259-260.
- Бенешевич 1921, с. 261. Андреев III, с. 95.
- Кравецкий А.Г. Биографические сведения о членах Поместного Собора Православной российской Церкви 1917-1918 гг.
Использованные материалы
- Биография М. А. Остроумова, Портал "Юридическая Россия" со ссылкой на книгу: Юридический факультет Харьковского университета за первые сто лет его существования, 1805 - 1905 / Под ред. М. П. Чубинского и Д. И. Багалая. - Харьков, 1908:
- Большая биографическая энциклопедия со ссылкой на словарь Брокгауза и Ефрона:
- Остроумов Михаил Андреевич, биография на сайте Крымского федерального университета им. Вернадского:
- Страница сайта "Русское Православие":
[1] "Курс XXI (1870 г.), выпускники Тамбовской духовной семинарии", Тамбовские епархиальные ведомости, 1879, № 19, с. 168.
[2] "Выпускники Московской духовной академии 1874 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html
[3] Церк. Вед. 1906 г. № 20