И. Г. Троицкий |
Родился 23 июня 1858 года в селе Волганине Краснослободского уезда Пензенской губернии
В 1872 году окончил Краснослободское духовное училище, в 1878 году окончил Пензенскую духовную семинарию.
В 1881/1882 уч. году был слушателем лекций по древнееврейскому языку на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета.
В 1882 году завершил образование в Санкт-Петербургской духовной академии с ученой степенью кандидата богословия и с 21 июля служил преподавателем Священного Писания в Курской духовной семинарии.
С сентября 1883 года - приват-доцент, с 17 августа 1884 года - исполняющий дела доцента, а с 16 июня 1886 года - доцент Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии.
В 1885 году защитил диссертацию на степень магистра богословия по теме "Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей".
С 18 сентября 1891 года - экстраординарный профессор.
В 1904 году за сочинение "Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений" удостоен степенью доктора.
Профессор Иван Гаврилович Троицкий |
В 1914 году его сочинение "Библейская археология" удостоено Макарьевской премии. В 1914/15 уч.г. был избран почетным членом академии.
В период службы в Академии был инспектором, членом правления, помощником редактора "Христианского чтения" и "Церковного вестника", несколько месяцев исполнял обязанности ректора академии. Состоял секретарём Петербургского духовного цензурного комитета, членом Учебного комитета при Святейшем Синоде.
Входил от академии в состав комиссии по изданию славянской Библии. Член Русского археологического общества.
Был участником процесса М. М. Бейлиса в качестве члена богословской экспертизы со стороны защиты, где отрицал ритуальные убийства среди евреев. Имел чин действительного статского советника.
С 10 июля 1918 года исполняющий обязанности проректора, непродолжительное время в течение 1919 года был советником правления 2-го государственного университета и в 1919-1922 - внештатным сотрудником ("без особого вознаграждения") государственного института медицинских знаний, где исполнял обязанности заведующего библиотекой.
С 16 мая 1920 года избран на должность научного сотрудника (впоследствии библиотекарь, главный библиотекарь) публичной библиотеки, с возложением на него заведования Отделением восточных языков. Писал отзыв на магистерскую диссертацию профессора протоиерея Н.К.Чукова на Высших богословских курсах.
15 декабря 1928 года был уволен из публичной библиотеки, в связи с болезнью (правосторонний паралич с потерей зрения), с возбуждением ходатайства о назначении академической пенсии. Ходатайство было удовлетворено.
Скончался 10 марта 1929 года. Погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Являясь учеником крупнейшего русского семитолога Д. А. Хвольсона, профессора университета, преподававшего и в Петербургской духовной академии, Троицкий воспринял традиции русской научной ориенталистики и в дальнейшем сам стал ее достойным продолжателем. Особое внимание уделял изучению древнееврейского языка и библейской археологии, а также других аспектов гебраистики и древневосточной эпиграфики.
Сочинения
- Значение еврейского языка в научном отношении // Христ. чтение. 1884. Вып.5/6
- Психологические и исторические условия сохранения священного предания у древних евреев // Сердечный привет: Сб. ст. в память пятидесятилетия служения митрополита Исидора. СПб., 1884
- Религиозное, общественное и государственное состояние евреев во время судей. СПб., 1885 (2-е изд. 1886)
- Лекции по библейской археологии: [Литогр. конспекты]. СПб., 1887 (многочисл. переизд. до 1913)
- Результаты исследований о хеттейских памятниках, добытые в западноевропейской литературе // Христ. чтение. 1887. Вып.5/6
- Ученая деятельность протоиерея Герасима Петровича Павского // Там же; Силоамская надпись // Там же. Вып.7/8
- Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины конца XII века… СПб., 1889 (изд.)
- Происхождение и значение прилагаемого в Евангелиях и книге Деяний апостольских к имени Господа Иисуса Христа названия "Назорей" и "Назоритянин" // Церк. вест. 1891. №11
- Критический обзор главнейших систем по дешифрованию и объяснению хеттейских надписей. СПб., 1893
- Отзыв об удостоенном премии митрополита Макария сочинении "Христианская Нубия…" // Христ. чтение. 1893. Вып.5/6
- Две древнесемитические надписи, найденные при раскопках в Сенджирли // Там же. 1895. Вып.6
- Толкование на книгу святого пророка Исайи. СПб., 1895
- Грамматика еврейского языка. СПб., 1897 (2-е изд. 1908)
- Вновь открытая гезерская надпись // Христ. чтение. 1899. Вып.3
- Талмуд. Мишна и Тосефта / Крит. пер. Н.Переферковича. Т.1 (кн.1 и 2) 1899 г.: [Рец.] // Там же. 1899. Вып.5
- О Талмуде, его происхождении, составе и употреблении у современных евреев // Там же. 1901. Вып.7
- О сионизме в современном иудействе // Там же. 1903. Вып.5
- Талмудическое учение о посмертном состоянии и конечной участи людей, его происхождение и значение в истории эсхатологических представлений. СПб., 1904
- Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Сергиев Посад, 1906
- Библейская археология. СПб., 1913
Награды
- орден св. Станислава 2-й и 1-й степени
- орден св. Анны 2-й степени
- орден св. Владимира 4-й и 3-й степени
Литература
- Вартанов Ю.П., Троицкий И.Г., // Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб, 1999, с. 592-594:
Использованные материалы
- Владимир Сорокин, прот., Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) . - СПб: Изд - во Князь-Владимирский собор, 2005, с. 694-695.
- Страница сайта Русское Православие: