Учебный комитет при Святейшем Синоде - третье в преемственном порядке после Комиссии духовных училищ (1808-1839 гг.) и Духовно-Учебного Управления (1839-1867 гг.) центральное учреждение для высшего заведования духовно-учебными заведениями в России.
В 1866 г. граф Д.А. Толстой ходатайствовал об отпуске из Государственного Казначейства ежегодного пособия в 1,5 миллиона руб. на улучшение духовно-учебных заведений. Граф Толстой предложил Святейшему Синоду образовать особый Комитет для выработки учебных уставов. Этот комитет, состоящий под представительством митрополита Киевского Арсения, но большей частью руководимый епископом Нижегородским Нектарием, пересмотрел многочисленные подготовительные материалы, между прочим, труды особого комитета 1860-1862 гг. по тем же вопросам реформы и в конце 1866 г. представил Св. Синоду проекты новых уставов духовных семинарий и училищ. Эти уставы были представлены графом Толстым на Высочайшее утверждение, которое получили 14 мая 1867 г. Толстой также испрашивал Высочайшего соизволения упразднить Духовно-Учебное Управление и вместо него открыть при Св. Синоде Учебный комитет на основании особого о нем положения, которое и было утверждено 14 мая 1867 г.
Учебный комитет был устроен на коллегиальных началах. В состав его входили председатель (лицо духовного сана), 9 членов - частью из духовных, частью из светских лиц, из них 6 - постоянно присутствующих в комитете и 3 - посылаемые на ревизии духовно-учебных заведений, а также правитель дел для делопроизводства. Все дела должны решаться общим голосом членов, а при несогласии - большинством голосов. Решения комитета нигде не имели самостоятельной силы. Учебный комитет все свои мнения и заключения должен был представлять через обер-прокурора на утверждение Св. Синода.
Учебному комитету поручено было ведать вообще все учебные и педагогические вопросы, подлежащие обсуждению главного духовного управления, и посредством ревизий наблюдать за состоянием учебного дела в духовно-учебных заведениях. Попечению комитета вверялись духовные семинарии и училища - мужские и женские.
Комитет занимался следующими вопросами:
- вопросы по приведению в действие новых уставов духовных училищ и семинарий,
- предположения к усовершенствованию этих заведений по учебно-педагогической части,
- программы преподавания предметов в духовных училищах и семинариях,
- учебные руководства для означенных заведений,
- книги, сочинения и периодические издания, предполагаемые для распространения в тех заведениях,
- годовые отчеты о состоянии этих заведений в учебно-педагогическом отношении,
- отчеты по ревизиям духовно-учебных заведений,
- меры, какие могут оказываться нужными по содержанию тех и других отчетов,
- вопросы и предположения по устройству училищ девиц духовного звания.
От заведования материальной частью духовно-учебных заведений комитет с самого начала был совершенно освобожден.
В деятельности комитета за 40 лет его существования можно провести черту, разделяющую ее на две половины: до 1884 г. - период действия начал реформы 1867 г. и после 1884 г. - период новейших учебных уставов.
Реформа 1867 г. характеризуется следующими чертами: значительная самостоятельность местных правлений в духовно-учебных заведениях, системой выборов начальствующих и наставников, участием епархиального духовенства в делах учебных заведений, а в учебном отношении - преобладанием общеобразовательного курса в духовных семинариях и училищах с широким преподаванием классических языков и математики и сосредоточением богословского образования в двух последних специальных классах семинарий. Новейшие же уставы 1884 г. характеризуют следующие черты: отмена выборного начала и введение административного порядка назначения должностных лиц, подчинение правлений духовно-учебных заведений начальственному попечению епархиальных архиереев, ограничение прав съездов духовенства, - в учебном отношении: сокращение общеобразовательного курса (ограничение преподавания древних языков и математики, отмена обязательного изучения новых языков), расширение преподавания богословских наук, часть которых из двух последних классов перенесена в низшие классы семинарий. Из-за трудностей, связанных с введением уставов 1867 г., применился порядок частичного преобразования семинарий и училищ, по несколько в год. Комитет применял систему ревизий. Ревизорские силы комитета пришлось увеличить в 1871 г. учреждением еще двух должностей ревизоров. В 1870 г. для разъяснения уставов потребовалось издание особого сборника постановлений по духовно-учебным заведениям, а через 5 лет (в 1875 г.) - новое издание его с дополнительными распоряжениями. Учебным комитетом был издан в 1887 г. новый сборник постановлений Св. Синода; с 1888 г. все синодские разъяснения уставов и распоряжения по духовно-учебному ведомству печатаются в так называемых «Циркулярах по духовно-учебному ведомству». Наряду с этим стоит организаторская работа Комитета по устройству учебной части духовно-учебных заведений. Сюда относятся: составление программ, методические указания о преподавании, выбор учебников и учебных пособий, книг для чтения, введение новых предметов обучения, выработка новых типов учебных заведений. Учебный комитет дважды составлял программы для духовных семинарий и училищ - в 1867-8 гг. и в 1884-5 гг. соответственно неодинаковым требованиям учебных уставов. Много учебников и учебных пособий составлено было непосредственно членами комитета. Выбор и одобрение книг для духовно-учебных заведений и вместе с тем книг духовного содержания для светских заведений составляет одно из непрерывных занятий учебного комитета.
Существует систематический каталог книг, рассмотренных Комитетом с 01.01.1875 г. по 01.07.1898 г. А. Сперанского (Саратов 1898 г.) Во многих местностях России, - в особенности на окраинах, - потребовались отступления от общего плана духовно-учебных уставов, а для некоторых епархий потребовалось даже создать особые типы семинарий и училищ. Учебные планы этих учебных заведений разрабатывались Учебным комитетом. Во многих семинариях Комитетом было разрешаемо вводить сверх программы изучение таких предметов, как начальные сведения по медицине, по гигиене и соматологии, практические занятия садоводством и огородничеством. В 1906 г. Комитетом выработаны некоторые изменения в учебной части духовных семинарий и училищ: увеличено число уроков по одним предметам и уменьшено по другим; в семинарский курс введены новые предметы - тригонометрия и космография, а в училищный курс - история, природоведение и черчение; отменено преподавание в семинариях библейской истории, как отдельного предмета. Изменения утверждены 03.09.1906 г. Организация воспитательной части в духовно-учебных заведениях в равной степени входила в задачи Учебного комитета. Основы воспитательного строя в духовных семинариях и училищах твердо установлены комитетом в 1870-1874 гг. Комитет дал целый кодекс указаний по всем отделам воспитания. Этот труд был напечатан в 1871 и 1874 гг. В 1906 г. переработал правила по воспитательной части.
Комитет исполнял в основном две функции: 1) производил назначение начальствующих, преподавателей и воспитателей в семинарии и училища; 2) рассматривал жалобы учеников и родителей.
В 1867 г. на комитет было возложено рассмотрение постановлений академических конференций о возведении окончивших курс воспитанников академий в ученые степени, но с введением нового академического устава 1884 г. Комитет был от этого освобожден. Комитет рассматривал годовые отчеты о состоянии духовных академий, отзывы экзаменационных комиссий о приемных экзаменах в академиях, дела о вызове семинарских воспитанников на казенный счет в академии. В высшем заведовании Комитета находились женские епархиальные училища. Комитетом составлен для них устав, утвержденный Высочайшей властью в 1868 г., и программы (пересмотрены в 1893-1895 гг.), издано также множество распоряжений, определяющих учебную, воспитательную, хозяйственную и административную стороны их жизни. В 1907 г. по проекту Комитета в курс училищ введены алгебра, природоведение и черчение. По некоторым предметам число уроков увеличено, по другим предметам уроки, наоборот, уменьшены. Проект утвержден Св. Синодом 23.08-05.09.1907 г. Комитет также выработал проект общего положения и учебного плана для 7-го дополнительного педагогического класса при всех епархиальных училищах. В светских учебных заведениях комитет рассматривал программы преподавания Закона Божия. Учебным комитетом присуждались премии за выдающиеся труды в области богословия и духовного просвещения (Макарьевская премия). 18.06.1909 г. Высочайше утвержден при комитете Справочно-статистический отдел.
Синодальный учебный комитет был закрыт в 1918 году.
В 1945 году был вновь образован Учебный комитет Русской Православной Церкви (см.)
Председатели
- Васильев Иосиф Васильевич (1867 - 27 декабря 1881)
- Парвов Алексей Иванович (22 января 1883 - 1897)
- Смирнов Петр Алексеевич (1897 - 1905)
- Арсений (Стадницкий) (1906 - 7 сентября 1907)
- Беликов Димитрий Никанорович (7 сентября 1907 - 9 ноября 1913)
- Сергий (Страгородский) (9 ноября 1913 - апрель 1917)
- Аггеев Константин Маркович (апрель 1917 - 1918)