Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СОЛИГАЛИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Город Солигалич Костромской области. Фото из газеты "Солигаличские вести"
Город Солигалич Костромской области. Фото из газеты "Солигаличские вести"
Солигалич, город в Костромской области России, административный центр Солигаличского района и благочиния, в пределах Галичской епархии. Расположен в верхнем течении реки Костромы, на Галичской возвышенности в 95 км к северу от ж/д узла Галич, в 216 км к северо-востоку от Костромы. Население 6012 чел. (2015)

Своим названием город обязан соляным источникам - усолиям, как их называли в древности, - на месте которых развилась добыча поваренной соли. А так как эти усолии находились недалеко от княжеского стольного города Галича, то они и назывались Соль Галичская.

Об основании города существует легенда, записанная монахами. Якобы галичский князь Федор, получивший в наследство Галич и правивший здесь, в Пасхальную ночь увидел на севере огненный столб и услышал гром. Князь посчитал это событие предзнаменованием и после праздничных дней отправился со свитой на север, но заблудился в лесных Шамаховских увалах. Встретившийся ему монах-отшельник показал место, где появился огненный столб, и князь заложил на этом месте церковь Воскресения Христова, а потом построил здесь и монастырь.

Датой основания Солигалича считают 1335 года, когда была построена Воскресенская церковь. Однако о соляных колодцах и варницах под Галичем упоминается в духовных грамотах Ивана Калиты 1332 года и грамотах его сына Дмитрия Ивановича Донского. С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен» пишет:

"В 1212-1213 гг. во Владимирском княжестве, куда входил и Галич, вспыхнула вражда между старшим сыном Всеволода Большое Гнездо Константином, правившем в Ростове, и его братьями Юрием и Ярославом, и Юрий отнял у брата Солигалич, пожег Кострому и отнял Нерехту у другого брата, у Ярослава".

После Дмитрия Донского Солигалич вошел в удел его сына Юрия Дмитриевича и внука его Дмитрия Юрьевича (Шемяки). После поражения Шемяки в многолетней междоусобной войне Москвы с Галичем Галич и Солигалич опять были возвращены в состав Московского княжества, которым управлял Василий Темный.

Солигалич подвергался нашествию живших за Ветлугой марийцев и их покровителей и союзников - казанских татар. Для отражения набегов галичский князь Андрей Федорович в 1354 году построил деревянный острог у Воскресенского монастыря в Солигаличе. Ветлужский князь Никита Байборода в 1372 году напал на город, разграбил его и сжег Воскресенский монастырь. Но монастырь отстроился, и в 1495 году игумен этого монастыря Парфений писал: "Приходили татаровя к Соли да сожгли погост, да двор монастырский, да церковь".

В начале XVII века Солигалич подвергся нападению польских интервентов, шайки которых действовали здесь. В 1609 году город сжег пан Лисовский, а в 1613 году на город напал отряд интервентов под командованием Панятского, проходившего с Великого Устюга через Солигалич: "Приходили к Соли Галицкой русские воры и литовские и черкесы и город и посад пожгли и многих посадских людишек посекли, а иных в полон поймали да в иконе Богородицы жемчужные вкладины и серебряный венец и гривну все поймали литовские люди". Так записано в донесении старосты города Тимошки Храмушина царю Михаилу Федоровичу.

В 1614 году в Солигаличе стояло десять деревянных церквей, было семь улиц (Великая, Поварская, Цокайлова, Шишкова, Хвостова, Новолоцкая, Черная), здесь же стояла изба "съезжая, где ставятся воеводы и приказные люди, да съезжая земская изба да таможняя изба, да изба пудовая" (где собирались пошлины за соль). На окраинах города располагались слободы: московского Симонова монастыря, Божедомка (кладбище, где хоронили бездомных), Стрелецкая, Ямская, Каменщиков. После нашествия поляков в Солигаличе на посаде остался 51 двор и было 58 "пустых пожженных мест а люди в них побиты и сожжены с женами и детьми". Из 50 торговых лавок в городе осталось 11. Деревянная крепость в городе была достроена в 1620 году. Она имела форму прямоугольника, и в стенах ее были башни и ворота.

В Солигаличе случались пожары: в 1681 году и особенно сильный - в 1752 году. Галичский магистрат доносил в Главный магистрат:

"В нынешнем 1752 г. маия в 3 ночи Божиим попущением в гор. Солигаличе внезапно случился великий пожар, святых приходских церквей и монастыря, кроме соборной, что стоит за рекой Костромой, канцелярия магистрата со всеми делами, воеводский двор, соляные заводы со всеми припасами, обывательские дома, лавки с товарами и домовые пожитки и выварочная соль и казна, и на кружечном дворе питие, вино и пиво, да к тому же людей пять человек сгорело, а жители разбрелись, как для жития, так и для прокорма по уезду по разным деревням, домов сгорело 529".

Пожар 1808 года уничтожил более 400 домов.

Солигалич был местом ссылки. В 1560 году сюда Иваном Грозным были высланы жители Новгорода, которых вернули в 1612 году, когда на их место в Солигалич по приказу Д.Трубецкого и Д.М.Пожарского было сослано 24 поляка; «и велено для них отвести крепкие дворы и давать для охраны 20 человек из посадских людей». В 1752 году в Солигаличе содержались турецкие пленные, их тюремная изба сгорела при пожаре в том же году. В 1814 году в городе находилось 150 человек пленных французов, враждовавших между собой. Но после того, как городничий приказал, чтоб они работали по улучшению города, ссоры между французами прекратились. Во второй половине XIX века Солигалич был одним из мест политической ссылки.

Восстание 1918 года

23 января 1918 года советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства. В знак протеста против декрета по всей стране прошли крестные ходы. 11 (24) февраля крестные ходы прошли в Костроме и уездных городах губернии, и в частности в Солигаличе.

12 (25) февраля в Богородице-Феодоровский монастырь, находившийся в двух верстах от Солигалича в селе Ратьково, явились представители большевистского Совета и стали осматривать монастырь. Во время осмотра склада явился посыльный от Совета, который сообщил, что их ждут в Солигаличе, и, взяв ключи от склада, они поспешно удалились, заявив, что прибудут на следующий день и заберут хлеб, оставив по 15 фунтов на каждого здорового человека, при этом они посоветовали всех больных и стариков отправить в богадельню.

Настоятель монастырского храма священник Василий Ильинский в тот же день отправился в город на заседание Городской думы и просил членов Думы защитить обитель от предполагавшегося разграбления. Дума приняла решение поддержать просьбу священника и отправить делегацию в Совет. Впоследствии представители советской власти, желая оправдаться в кровавом подавлении восстания жителей города, говорили, что это были только слухи, будто "советская власть намерена уничтожить христианскую религию, реквизировать все церковное имущество, снять с могил железные кресты, а с оград железные решетки и обратить на земледельческие орудия".

На следующий день несколько сотен верующих из Солигалича и окрестных селений собрались к монастырю для его защиты. Некоторые учреждения сами отправляли своих служащих для защиты обители. По окончании богослужения священник Василий Ильинский, настоятель монастырского храма, предложил всем, кто пожелает, собраться в трапезной храма, чтобы обсудить вопрос об угрозе реквизиции монастырского хлеба. Собранием было решено отправить делегацию в солигаличский гарнизон, чтобы просить солдат о поддержке.

Члены делегации обратились к начальнику солигаличского гарнизона Иванскому, прося его поддержать народ и приостановить реквизицию хлеба, а также содействовать разоружению красногвардейцев. Иванский распорядился собрать гарнизонный комитет, и тот в свою очередь принял решение поддержать население города и отправил трех своих делегатов: Ивана Лелявина, Николая Лихушина и Михаила Симонова, которые вместе с толпой народа, около шестисот человек, направились к зданию Совета. Приблизившись к зданию, направили в Совет делегатов – Астраханского, Ереминского и брата священника Димитрия Потехина штабс-капитана Потехина.

Вернувшись с переговоров, они заявили собравшимся, что советские представители согласны приостановить реквизицию хлеба в монастыре и возвращают монастырские ключи, но на требование разоружить Красную гвардию отвечают категорическим отказом. После этого перед зданием Совета начался митинг с выступлениями ораторов. К толпе вышел Вылузгин, глава советской власти в городе, и потребовал, чтобы все разошлись, но никто не расходился и не хотел его слушать. Следственная комиссия впоследствии утверждала, что собравшиеся перед зданием Совета люди кричали: «Выдать оружие! Разоружить их! Мы пришли, чтобы с вами покончить!». Вылузгин скрылся в здании Совета, а затем, быстро вернувшись, закричал, что объявляет город на военном положении, и вслед за этим выстрелил в воздух. Толпа придвинулась к зданию, послышались угрозы; один из красногвардейцев, судя по одежде моряк, скомандовал: «Пли!» И из здания Совета была открыта беспорядочная стрельба из винтовок, в результате несколько человек были легко ранены и один, Павел Васильевич Орлов, убит. После этого члены Совета стали разбегаться, но их хватала толпа.

Люди окружили пытавшегося скрыться Вылузгина, начали бить его, кто-то выстрелил в него из револьвера и легко ранил в голову, после чего все стали расходиться, а Вылузгин был доставлен в местную аптеку, где ему была сделана перевязка. Все это время почти все храмы города звонили в набат. Вылузгина доставили в больницу, где, после того как врач Виноградов вынул из раны пулю, к его палате была приставлена вооруженная стража.

В полночь в палату к Вылузгину пришла группа вооруженных людей. Пришедшие обвинили председателя Совета в том, что он отказался слушать народ и разоружать Красную гвардию, а также в убийстве Орлова. После этого один из пришедших заколол его штыком.

В тот же вечер состоялось объединенное собрание общественных организаций и жителей города Солигалича. На собрании было принято решение о создании временного Совета из представителей населения города, чтобы затем в него включить и представителей волостей. Было предложено включить в Совет по одному представителю от Солигаличского земства, почтово-телеграфной конторы, рабочей группы, Совета солдат и инвалидов и трех кандидатов от гарнизона. Было принято предложение не допускать самосуда над арестованными членами большевистского Совета. Было внесено предложение устроить 14 (27) февраля летучие митинги для оповещения населения города о действительных событиях, происшедших 13 (26) февраля. Городская дума послала телеграмму с описанием всех происшедших событий в Совет рабочих и солдатских депутатов города Буя.

Спустя неделю из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд из трехсот пятидесяти красногвардейцев, которых возглавлял чрезвычайный комиссар по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири Журба. Сразу же было арестовано пятьдесят два человека, а всего к следствию было привлечено девяносто пять человек. Следствие проходило стремительно. Никакого расследования обстоятельств происшедшего не было. Каратели сразу же отобрали тех, кто, с их точки зрения, подлежал немедленному расстрелу. Впоследствии не обнаружилось никаких документов следствия или допросов, а при обращении к Журбе вышестоящего начальства с вопросом, где документы, на основании которых были казнены жители Солигалича, тот ответил, что их смерть он берет на себя.

Среди казненных были сщмчч. прот. Иосиф Смирнов, свящ. Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мч. Иван Перебаскин. В рапорте управляющего архиерея Евдокима (Мещерского) указывается, что расстрелянных "настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают".

Использованные материалы

  • Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города костромского края: материалы для истории. Кострома: Костромской общественный фонд культуры, Костромской региональный центр новых информационных технологий «Эврика-М», 2000. 536 с

Редакция текста от: 29.11.2020 17:13:58

"СОЛИГАЛИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google