Германовская икона Божией Матери. Фрагмент иконы «Распятие и Страсти Господни» с изображением 142 образов Богородицы. Кон. XVIII - нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва) |
Празднование 12 октября
Этот чудотворный образ по церковной традиции связывают с именем патриарха Германа I Константинопольского, защитника иконопочитания. Архиеп. Иоанникий (Галятовский) сообщает об иконе: будущий свт. Герман еще ребенком видел в церкви константинопольского монастыря во имя Пресв. Богородицы образ Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Он подал яблоко Христу "як дитятку, сам дитя будучи", тогда "Пресвятой Богородицы образ протянул руку и принял от него яблоко" [1]. Сказание о Германовской иконе из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. [2], содержит дату этого события - 3 апреля 732 года, которая приходится на время уже после Патриаршества Германа, но никак не на время его младенчества (родился в 630-650 или в 653-658). Архиеп. Сергий (Спасский) приводит Германовскую икону под названием "Ерманскiя" в списке чудотворных образов, местно чтимых в России.
В списке "Солнца Пресветлого", принадлежавшем в 1730 г. Федору Мурыгину [3], в статье о Германовской иконе вклеена гравюра Г. Тепчегорского с подписью: "Вотодательница". Очевидно, составитель хорошо ориентировался в иконографии чудотворных икон, т. к. извод помещенной гравюры во многом совпадает с Германовской иконой. Главное сходство этих икон определяют положение Младенца Христа на правой руке Богоматери и то, как Она придерживает Младенца спереди. Т. о., невзирая на то что Германовская икона, принадлежит к Богородичным изображениям типа "Умиление", а "Вотодательница" - к типу "Одигитрия", сходство наиболее типичных черт иконографии предопределило размещение в сборнике Моховикова и в его копии под сказанием о Германовской иконе гравюры с изображением иконы Божией Матери «Вотодательница», невостребованной по назначению, т. к. ее описание в сборнике не представлено.
Изображение Германовской иконы, как правило, входит в состав пространного цикла свода чудотворных икон и известно на иконах "Распятие и Страсти Господни" со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; Богоматерь «Неопалимая Купина» со 151 изображением праздников и чудотворных икон Богоматери из собрания В. А. Бондаренко, 1894 г., иконописец В. А. Кукин, Мстёра (12-й ряд) и др.; а также на 4-листовой гравюре с изображением 132 икон Богородицы, нач. XIX в. (Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1217), и на 4-листовой гравюре с изображением 160 икон Богородицы, нач. XIX в., мастер Долгов (Там же. № 1218).
Литература
- Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 345;
- Сергий (Спасский), архиеп. Месяцеслов. Т. 3. С. 659;
- Поселянин Е. Богоматерь. С. 657;
- Кочетков И. А. Свод чудотв. икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв. // Чудотв. икона в Византии и Др. Руси / Ред.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 411.
Использованные материалы
- Э. В. Ш. Германовская (Ерманская) икона Божией Матери // Православная энциклопедия, т. 11, с. 356
[1] сборник «Небо Новое» 1-е изд.: Львов, 1665
[2] НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71
[3] ГИМ. Муз. 42. Л. 100 об.- 101