Тимофей Столпник, Кахуштский (+ VIII в./872), преподобный
Память 4 января (Антиох., Греч.)
Родился в VIII веке в деревне Кахушта, расположенной восточнее Антиохии, в христианской семье. Северная Сирия в то время находилась под арабским владычеством. Родители Тимофея умерли, когда тот был совсем маленьким, поэтому воспитывали его братья и сёстры. Когда ему было семь лет, он был однажды так сильно побит старшим братом, что убежал из дому и нашёл пристанище в деревне Кафр Зума на пути из Антиохии в Алеппо. Там его подобрали местные жители и воспитывали как собственного сына. Тимофей рос в благочестии, насыщаясь чтением житий святых, подвиги которых желал повторить.
Достигнув юношеского возраста, он принял решение отречься от мира и стать монахом. Вместе с несколькими друзьями он отправился в Святую Землю. Поклонившись святым местам, Тимофей посетил отшельников в окрестностях Иерусалима. Там он встретил некоего старца, который постриг его в монашество и дал первые наставления в духовной жизни.
Через несколько лет святой вернулся в Кафр Зуму. По пути он решил пожить некоторое время в монастыре Маруна близ Шейзара, чтобы под видом обучения плотницкому ремеслу завоевать доверие насельников и обратить их из монофелитской ереси в истинную веру. Однако когда он убедился, что его доводы на маронитов не действуют, то ушёл от них, а они сокрушались, восклицая: "Как жаль, авва Тимофей, что ты исповедуешь веру Максима!"
Приёмные родители встретили Тимофея с радостью и построили для него хижину, в которой тот стал жить затворником.
Примерно в 40-летнем возрасте святой предпринял путешествие в Антиохию и по пути, остановившись в Кахуште, встретил братьев. Они не узнали его. Тогда Тимофей открылся и рассказал о своей жизни. Братья убедили его остаться в родной деревне, и Тимофей продолжил отшельническую жизнь там. Молва о его святости быстро распространилась, и у преподобного появилось несколько учеников. Так образовался небольшой монастырь, в котором сам Тимофей через некоторое время стал подвизаться на высоком столпе. В житии упомянуто об особой церемонии, которая была проведена перед вступлением Тимофея на подвиг: "Собрались священники и селяне и совершили отпевание, как в обычае у отшельников, после чего заключили его в келью" [1].
К святому во множестве стекались за помощью и советом люди, которых он он спасал от клеветы, избавлял от непогоды, возвращал им похищенное имущество, исцелял от болезней и беснования, вымаливал у Бога дарование детей, укрощал диких животных. Совершая многочисленные чудеса, он стал провозвестником воли Божией в округе, приходя на помощь скорбящим и исправляя изъяны в вере и нравах.
К Тимофею приходили не только христиане, "но и другие из всякого народа под небесами". Одно из своих первых чудес святой совершил над мусульманином, приведя его к раскаянию в блудном грехе, причём вопрос о его вероисповедании не возникал. Очевидно, это была сознательная позиция Тимофея. Так, богатого перса, пришедшего к нему просить об исцелении сына, дьявол искушал помыслами, что святой поставит условием чуда переход в христианство; однако подвижник показал, что знает об этих кознях, и уверил перса, что не потребует от него сменить веру. Однако другого мусульманина, специально пришедшего узнать, какая вера истинная, Тимофей с помощью чудесного видения обратил в христианство.
Когда невестку святого Тимофея обвинили в измене - никто не желал верить, что её сын законнорожденный, - тогда он попросил женщину поднять ребёнка в корзине к нему в келью. Затем, обратившись к Богу со словами: "Если этот мальчик появился от блуда, пусть его душа отойдёт, когда он упадёт на землю; но если его мать ложно обвинили, пусть он приземлится на ноги безо всякого вреда", - он выбросил ребёнка из окна. Его мать стала кричать от страха, но мальчик не пострадал.
Однажды посетить человека Божия приехал патриарх Антиохийский Феодорит (ок. 777 - ок. 794), в роскошном экипаже и дорогих облачениях. Тимофей упрекнул его за роскошь, ведь в то время христиане были угнетаемы, и призвал помочь бедным и вдовам, а также поддержать церкви и монастыри. Но как только иерарх вернулся к себе в город, он стал вести прежний образ жизни. Тогда преподобный послал патриарху известие, что если он не исправится, то не сможет освятит миро в Великий Четверг. Так и произошло: когда наступил этот день и патриарх готовился освящать миро, явились послы от халифа Гарун-ар-Рашида и арестовали Феодорита. Закованным в цепи его повезли к правителю, чтобы патриарх дал объяснения по поводу клеветнических обвинений в свой адрес. Феодорит уговорил стражу сделать в пути остановку возле столпа преподобного Тимофея. Святой предсказал, что благодатью Божией патриарх будет избавлен от этого испытания, но ему следует отказаться от щедрых предложений правителя. Едва патриарх предстал перед халифом, как тот отдал приказ немедленно его казнить. Но тут явился Ангел, внушивший палачу такой страх, что он не смог ничего сделать; у второго палача отнялась рука. По ходатайству одного из своих фаворитов халиф сменил гнев на милость, но присудил патриарху служить привратником. Архиерею пришлось выполнять это унизительное поручение, доколе однажды сын халифа не заболел. Когда все призванные врачи оказались бессильны, правитель в отчаянии обратился к Феодориту. Патриарх взял сосуд с маслом, освящённым преподобным Тимофеем, помазал мальчика, и тот сразу поправился. Обрадовавшийся Гарун-ар-Рашид наградил Феодорита золотом и драгоценностями. Но патриарх, помня о наказе Тимофея, отказался от богатства, лишь попросив халифа быть более справедливым к христианам при взимании с них подушного налога и позволить отреставрировать храмы. Исцелив затем своего палача и попросив не казнить его обвинителей, Феодорит отправился в обратный путь. Заехав по дороге к святому Тимофею, он снова получил увещевания воздать благодарность Богу и жить по-апостольски.
Преподобный Тимофей скончался в мире в возрасте 85 лет. В греческих месяцесловах указан год кончины: 872, однако он не согласуется с рассказом о визите патриарха Антиохийского Феодорита (ок. 777 - ок. 794)
Поскольку дата отшествия святого ко Господу не была записана, его память одни отмечали 24 апреля, в день возвращения Тимофея в родную деревню, другие - 8 января, вспоминая чудо ниспослания дождя по его молитве после долгой засухи; наконец, после перенесения мощей преподобного Тимофея в Антиохию, которое произошло 9 сентября, эта дата по распоряжению патриарха была внесена в синаксарь как официальный день памяти святого. Однако и она со временем была вытеснена другой - 4 января. Грузины же праздновали память святого Тимофея 28 января.
Использованные материалы
- "Память преподобного Тимофея Кахутского" / Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. II. С. 72-75
- Милакович Ж. В., Моисеева С. А. Забытый сирийский столпник Тимофей из Кахушты. / Вестник ПСТГУ III: Филология. Вып. 5 (40). - М., 2014. - С. 45-54:
- Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος:
[1] Такие же церемонии описаны в житиях столпников Даниила и Симеона Младшего.